ИТОГИ САММИТА 2016
1 декабря в Premiere Palace Kyiv прошел очередной, уже четвертый по счету саммит индустрии ритейла и девелопмента: RDBS-2016: «Трансформация ритейла в новой реальности». Что обсуждали, о чем говорили и к чему пришли на мероприятии.
Також матеріал доступний українською
В этом году Retail & Development Business Summit посетило рекордное количество первых лиц сфер ритейла и девелопмента: более 350 топ-менеджеров и собственников компаний. На мероприятии выступили более 40 спикеров, представляющих все направления сферы торговли, девелопмента и сегмента b2b. Хедлайнерами мероприятия были люди, определяющие пути развития украинского ритейла на годы вперед: основатель и CEO инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала и президент группы компаний MTI Владимир Цой.
Кроме них, на RDBS выступили признанные эксперты, не понаслышке знакомые со всеми нюансами украинского ритейла: управляющий директор Dragon Capital Владимир Тимочко, директор по работе с розничными сетями Nielsen Юрий Лищук, генеральный директор ювелирной сети Золотой Век Леонид Погребняк, управляющий директор MTI Сергей Бадритдинов, генеральный директор Спортмастер-Украина Игорь Чернов и другие.
Всего программа включала семь тематических блоков, охвативших все стороны жизни и работы отечественного ритейла. Первая сессия посвящена инвестиционному климату в Украине и проблемам привлечения инвестиций в сегменты ритейла и девелопмента. Сергей Оберкович, старший партнер одной из лучших украинских юридических компаний – GOLAW, рассказал о восприятии Украины международными инвесторами, новациях законодательства и судебном опыте защиты иностранных инвестиций.
Он представил вниманию участников форума доклад на тему «Международное мнение об Украине и новый опыт по защите прав иностранных инвесторов». «Наша большая проблема заключается в отсутствии эффективной пиар-кампании Украины на уровне государства, ориентированной в том числе на иностранных инвесторов, — подчеркнул он. — Хочу напомнить, что Украина входит в пятерку европейских стран с самой обученной профессиональной рабочей силой. Что дает иностранным компаниям широкие возможности для запуска здесь своих производственных мощностей».
К сожалению, вопрос защиты иностранных инвестиций в Украину остается достаточно острым: отсутствие системных реформ и невысокие темпы изменений сдерживают приток новых вложений. Тем не менее, определенные сдвиги к лучшему наметились, чему свидетельством – постепенный рост Украины в рейтинге Doing Business.
В панельной дискуссии, посвященной инвестиционному климату, модератором которой выступил партнер компании Deloitte Дмитрий Ануфриев, приняли участие, кроме Сергея Оберковича, ведущие украинские эксперты по вопросам привлечения инвестиций: партнер инвесткомпании Dragon Capital Владимир Тимочко, вице-президент Dragon Capital Ольга Буренко, операционный директор METRO Cash&Carry Ukraine Юлия Пилипенко и вице-президент Укрсоцбанка Ирина Скороходова.
Предложенная тема для обсуждения на вторую сессию логично продолжила проблематику первой панельной дискуссии: экспансия в Украину международных брендов. После потрясений и массового оттока международных торговых марок в 2014-15 годах, наша страна снова привлекает крупных международных игроков. Все больше брендов с мировым именем или уже представлены в Украине, или рассматривают возможность выхода на наш рынок. Что еще нужно, чтобы привлечь международных игроков, что Украина им может предложить и чем заинтересовать, а также как изменится лицо украинского ритейла после появления новых брендов – эксперты обговорили в ходе панельной дискуссии, которую модерировала маркетинг-директор компании MTI Валерия Толочина. В дискуссии приняли участие первые лица отечественных и зарубежных игроков: Ахмед Рашид, собственник бренда Ravin International UA, Ксения Павлова, генеральный директор O Bag Ukraine, Бурч Коркмазлар, CEE Director LC Waikiki, Наталия Лунив, генеральный директор сети Pako Lorente, Инна Бачурина, арт-директор и совладелец Rechi.ua. Они поделились успешными кейсами выхода на украинский рынок международных брендов, и рассказали о сложностях и особенностях работы на нашем рынке.
Сессия №3 Retail&Development Business Summit-2016 целиком была посвящена подведению итогов в украинском ритейле за 2016 год и перспективам 2017-го. Она состоит из двух блоков. Модератором первого выступает маркетинг-директор сети ЖЖУК Владимир Полищук. Среди спикеров – СЕО розничной сети Золотой Век Леонид Погребняк, руководитель проекта NAMES’UA Антонина Головко, сооснователь сети студий VOVK Татьяна Семенченко, совладелец сети Червоний маркет, лектор компании Visotsky Consulting Сергей Евтушенко, маркетинг-директор WOG Виталий Ткаченко и собственник Jasmine Lingerie Елена Очеретная. Эксперты поделились своим видением ситуации в украинском ритейле, обсудили нюансы взаимодействия производителей made in Ukraine и отечественных торгово-развлекательных центров, рассказали о своем опыте привлечения и удержания лояльных покупателей и внедрения инноваций в ритейле. Ее участники говорили о конкурентоспособности украинских производителей, в т.ч. результатах конкуренции с западными брендами, взаимодействии производителей и ТРЦ, потребительских предпочтениях и др.
Второй блок третьей сессии был посвящен экспортным перспективам украинского ритейла. Модератор блока – президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше Ярослав Романчук. О своем опыт выхода на зарубежные рынки рассказали предприниматели, успешно развивающие свои торговые сети за границей. Среди них – совладелец сети Salateira Евгений Рубан, вице-президент группы компаний MTI Сергей Бадритдинов, директор по продажам Золотой Век Андрей Лотоцкий и руководитель по развитию сети Anabel Arto Ирина Брынза. В чем особенности работы в ближнем и дальнем зарубежье, какие стратегии оказываются наиболее эффективными, где можно ожидать проблем и как их лучше решать. Отдельно обсуждали планы развития украинских брендов за границей на 2017 год. Пока немного отечественных компаний решилось в столь сложное время выходить на новые рынки, но те, кто рискнул, утверждают: украинский бизнес и продукция за рубежом востребованы.
Следующую программную сессию форума — «Как ритейлу прожить 200 лет» — открыл директор по работе с розничными сетями Nielsen Юрий Лищук, который представил вниманию аудитории презентацию на тему «Развитие ритейла в 2016 году и современный потребитель». В молодой стране Украина пока что мало примеров, как выстроить бизнес не на пять-десять лет, а на жизнь нескольких поколений. С другой стороны, и потрясений, выпавших на долю нашей страны за эти 25 лет, хватит на несколько столетий размеренной жизни западных обывателей. Тем не менее, мечта каждого ритейлера: построить бизнес-империю, которая будет существовать десятки, а то и сотни лет. Сессия RDBS «Long live retail» посвящена как раз тому, как выстраивать бизнес-процессы так, чтобы компания работала и развивалась не одно десятилетие.
Ведущий сессии – основатель компании Sicore Игорь Степанов. А о своем опыте построения долгоживущего бизнеса рассказывают генеральный директор Спортмастер-Украина Игорь Чернов, исполнительный директор розничной сети АЛЛО Валерий Золотухин, и генеральный директор ДЕКА Владимир Деканенко. Ключевой посыл – успешный бизнес на десятилетия возможен только если компания фокусируется на клиенте и удовлетворении его потребностей. Чтобы ритейл прожил 200 лет, надо постоянно взаимодействовать и выстраивать доверительные отношения с потребителями.
Сессия №5 прошла «под знаком» е-commerce и в формате презентаций. С докладами выступили СЕО и соучредитель группы компаний EVO Николай Палиенко («Мировые тренды и е-commerce Украины»); СЕО Postmen Ярослав Ведмидь («Социальный е-commerce»); директор департамента ИТ Эльдорадо Тарас Гошовский («От «кирпича» к омниканальному ритейлу за четыре года: типичные заблуждения»); операционный директор Укрпочты Александр Перцовский («Cross border в e-commerce — развитие экспорта и импорта в формате В2С»; руководитель управлении онлайн продажами Фокстрот Александр Василенко («Как лисичка колобков ловила с помощью персонализации») и СЕО SoftCube Олег Лесов.
Панельная дискуссия в рамках шестой сессии – Девелопмент — была посвящена теме ТРЦ через призму ритейла, в т.ч. конкурентным особенностям новых ТРЦ, ритейл концептам и форматам в ТРЦ, синергии ТРЦ и ритейлеров в действии. В панельной дискуссии, которую вела директор департамента маркетинга компании Arricano Наталья Дмитренко, приняли участие представители девелоперов, управляющих компаний и арендаторов. В том числе генеральный директор Alef Estate Анжела Борисова, коммерческий директор Иммошан Украина Анна Корягина, директор ТРЦ New Way Алла Луцик и собственник сетей Fly Park, Big Berry, Big Burger Виталий Иванович. Они обговорили особенности новых торгово-развлекательных центров для девелоперов, арендаторов и клиентов, насколько новые концепты и форматы ТРЦ привлекают посетителей, как выстроить эффективное взаимодействие между управляющей компанией и ритейлерами, достичь синергии и успехов в бизнесе.
Заключительная программная сессия «Решения для ритейла и маркетинга» прошла в формате презентаций. Свои доклады вниманию аудитории форума представили руководитель отдела бизнеса развития сети Будинок iграшок Константин Костур и руководитель департамента инноваций FEDORIV Валентин Панюта («Ребрендинг: Будинок iграшок»); директор NOVA LIGHT Владимир Кличановский («Свет для вдохновения»); Директор по развитию Нова пошта Максим Рабинович («Нова пошта для ритейла»).
В финале IV Retail & Development Business Summit 2016 состоялась церемония награждения лучших торговых центров Shopping Center Awards, а также объявление результатов проекта Audit of Sales (Audit os Sales Awards).
В этом году лучшие ТРЦ Украины выбирали среди 25 региональных торговых центров, расположенных вне городов-миллиоников. Дополнительные критерии отбора: арендная площадь свыше 10 000 кв. м, и не менее половины сетевых операторов среди арендаторов. Рейтинг торговых центров составлялся на основе опроса ритейлеров, представленных в ТРЦ и на оценке экспертного совета. Результаты исследования верифицированы Factum Group.
Ритейлеры и арендаторы выбирали лучшие ТРЦ Украины в пяти номинациях:
— лучшим традиционным большим ТЦ (GLA от 40 000 кв. м) признан херсонский ТРЦ FABRIKA;
— лучшим средним (GLA 20 000 – 40 000 кв. м) – запорожский City Mall;
— лучшим малым ТЦ (до 20 000 кв. м) – сумской центр Мануфактура.
В номинации «Самый клиентоориентированный ТРЦ» также победила FABRIKA из Херсона, а в номинации «Лучшее архитектурное решение» — Порт City Мариуполь.
Партнер Ассоциации ритейлеров Украины – проект Audit of Sales – отдельно наградил лучшие ТРЦ Киева по результатам собственного исследования. Более месяца эксперты Audit of Sales, используя технологию «тайный покупатель», исследовали и оценивали эффективность работы отделов аренды крупнейших киевских ТРЦ. По данным их исследования, лучшим отделом аренды среди столичных торгово-развлекательных центров располагает многофункциональный комплекс Gulliver. Второе место завоевал ТЦ Globus, на третьем расположился РайON.
Завершился Retail&Development Business Party неформальной вечеринкой, где гости мероприятия смогли отдохнуть от насыщенного дня, и расслабиться в непринужденной атмосфере дружеского веселья.
Спасибо всем спикерам, гостям и партнерам мероприятия, без которых проведение саммита было бы невозможно:
Генеральный партнер RDBS-2016 – крупнейшая инвесткомпания Украины Dragon Capital
Партнеры саммита – Nielsen, Retail&Development Advisors, Audit of Sales, Укртелеком
Официальные партнеры мероприятия – VIFcom, Visotsky Consulting, Solve Expert, бизнес-центр Astarta, ювелирный завод Золотой Век
Специальный сладкий партнер – Cherry Berry
Технический партнер – The Music Marketeers Ukraine
PR-партнер – PR-Service
Информационные партнеры: Американская торговая палата в Украине ACC Ukraine, Европейская бизнес ассоциация EBA, Львовская бизнес-школа Украинского католического университета LvBS, Ассоциация IT Украины, Ukrainian E-commerce Expert, Apple Consulting, сайт IZUM.ua, радио Киев, телеканал 112 Украина, газета Бизнес, портал Новое Время, интернет-издание Апостроф, канал Бизнес.
Партнеры Ассоциации ритейлеров Украины: юридическая компания GOLAW, facility-компания SHEN, телеком-оператор КИЇВСТАР, консалтинговая компания SICORE, UBI Fashion Center, engineering company NOVA LIGHT.