«Найди код под крышечкой»: как бренду провести промоакцию и не встретить мошенников
Соучредитель Brain Tank и управляющий партнер по стратегии Евгений Миронюк в колонке для RAU поделился кейсом о том, как компания натолкнулась на мошенников и дала несколько рекомендаций, как уберечься от воров во время проведения розыгрышей.
Мир диджитализируется, а вместе с ним — и криминал. От преступлений в реальном мире мошенники давно перекочевали в цифру, в том числе в невинные рекламные акции. Сложилась целая теневая экономика потребительского промо с теневыми структурами и организованными группировками, зарабатывающими на слабой защищенности организаторов от взлома. Впереди праздники — время, когда бренды и ритейлеры проводят разнообразные промо, чтобы обрадовать своих клиентов. Агентство маркетинговых коммуникаций Brain Tank столкнулась с мошенниками на собственном опыте. Соучредитель Brain Tank и управляющий партнер по стратегии Евгений Миронюк поделился своим кейсом, который тянет на настоящую детективную историю.
Национальные потребительские промо-кампании, известные потребителю как “найди код под крышечкой или внутри упаковки” — довольно распространенная активность, направленная на повышение продаж, которая также привлекает аферистов. Со стороны организатора механика проста: покупатель должен приобрести товар, найти промокод внутри и отправить его организаторам. По условиям акции каждый, кто имеет код, получит подарок. Подобные розыгрыши часто проводят ритейл-сети и непосредственно производители FMCG-товаров.
Детективные будни маркетинг-агентства
Национальные потребительские промо-кампании (National Consumer Promotion, сокращенно — NCP) помогают собрать широкую аудиторию продукта, повысить лояльность и стимулировать продажи в масштабе всей страны. Мы в Brain Tank регулярно разрабатываем и реализуем такие кампании для различных брендов и обладаем большим опытом в этом.
Поэтому мы сразу поняли, что что-то идет не так, когда однажды заметили подозрительную активность на лендинге розыгрыша: с частотой 1000 запросов в секунду кто-то отправлял коды с одной IP- адреса. Мы обратили на это внимание и начали собственное расследование.
Разматывать этот клубок мы начали с конца и поняли, что имеем дело с группировкой из нескольких человек. Все в лучших традициях детективного жанра, когда есть сборщик информации, операционник и мозговой центр, который может написать программу и, имея промокоды, может использовать ее в мошеннических целях.
Первое действующее лицо нашей преступной пьесы — сотрудник бара или магазина с открытым баром. Он открывает бутылки, выписывает коды из крышечек и передает их деятелю №2. Деятель №2 собирает все коды в систему и передает их деятелю №3. №3 — программист, который закупил много телефонных номеров и написал специальный код. Этим кодом он в автоматическом режиме регистрируется на сайте розыгрыша с левых номеров, заполняет анкеты, вводит взятые у деятеля №2 промокоды и… забирает все подарки. Когда речь идет о сотнях призов, общая сумма призового фонда может составлять сотни тысяч гривен — неплохая добыча для простой махинации с небольшим IT-ресурсом.
Эту схему мы раскрыли. Выяснили, что был за магазин, кто был взломщиком, и как нас пытались обмануть. Аферисты нашли лазейку в системе и воспользовались ею. Мы закрыли им доступ: написали специальную программу, которая отсекает пользователей с подозрительным поведением и блокирует участие в розыгрыше.
Найти таких людей и даже привлечь к ответственности — возможно, но лучше не попадать на них.
Как обезопасить себя от мошенников
Когда понимаешь уязвимости системы, проще управлять процессом. На основе собственного опыта мы в Brain Tаnk образовали чек-лист правил, благодаря которым мы усилили всю оргсистему розыгрышей.
-
Доверьте дело опытному и внимательному подрядчику/техническому специалисту
Большие акции, в которых разыгрываются десятки видов призов, практически невозможно реализовать вручную, поэтому организаторам приходится все автоматизировать. А там, где есть автоматизация, могут быть и уязвимости, которые становятся роковыми. Мало кто следит за ходом акции после запуска, и в этом самый большой риск для организаторов.
-
Стройте сложную ИТ-инфраструктура
Даже когда на вас встретят мошенники, розыгрыш должен продолжаться! Чтобы система не упала от DDOS-атаки в результате нашествия аферистов, конфигурация вашего сервера и канала связи должна выдерживать большое одновременное количество запросов.
-
Создавайте подробные ИТ-решения
Выставляйте подробные параметры анализа данных пользователей. Это ваши индикаторы, по которым можно определить факт мошенничества. Обратите внимание на частоту запросов, проверяйте номера телефонов, IP-адреса участников розыгрыша.
-
Оставьте финальную проверку модераторам
Управляйте автоматизированным процессом вручную. Модераторы должны отвечать за наблюдение за данными анкет. Простая механика верификации подозрительных номеров участников розыгрыша позволит разоблачить мошенников. Если кто-то вводит нереальные данные или не может идентифицироваться как участник акции в соответствии с правилами розыгрыша, он может быть привлечен к ответственности согласно законодательству Украины о персональных данных.
Цена промо
При всех сложностях, NCP остается интересным маркетинг-инструментом. Важный ресурс, необходимый для удачного промо – это аналитика. Организаторы акций должны осознавать все процессы, происходящие во время розыгрыша, чтобы найти уязвимые места в правилах. Инвестиции в безопасность окупаются результатами: это и новые данные об аудитории, и дополнительные продажи, и рост доверия к бренду.
Что касается потребителей, то им следует придерживаться правил акции. Для них промо-акция — вполне безопасная история, кроме случаев, когда речь идет о подарочных промокодах. Бренды и ритейлеры продают сертификаты на некоторые суммы, которые можно приобрести в подарок. Зачастую их замечают на досках объявлений по заниженной цене. В этом случае потребителю нужно понимать, что если что-то слишком выгодно, то кто-то за это заплатил. А кто? Может быть, эти сертификаты были получены преступным путем?
Читайте также —
За два года пандемии мошенники украли 736,6 млн гривен – аналитика OLX