«Найди код под крышечкой»: как бренду провести промоакцию и не встретить мошенников

«Найди код под крышечкой»: как бренду провести промоакцию и не встретить мошенников

28.12.2022 08:30
  643
Микола Маранчак

Соучредитель Brain Tank и управляющий партнер по стратегии Евгений Миронюк в колонке для RAU поделился кейсом о том, как компания натолкнулась на мошенников и дала несколько рекомендаций, как уберечься от воров во время проведения розыгрышей.

Мир диджитализируется, а вместе с ним — и криминал. От преступлений в реальном мире мошенники давно перекочевали в цифру, в том числе в невинные рекламные акции. Сложилась целая теневая экономика потребительского промо с теневыми структурами и организованными группировками, зарабатывающими на слабой защищенности организаторов от взлома. Впереди праздники — время, когда бренды и ритейлеры проводят разнообразные промо, чтобы обрадовать своих клиентов. Агентство маркетинговых коммуникаций Brain Tank столкнулась с мошенниками на собственном опыте. Соучредитель Brain Tank и управляющий партнер по стратегии Евгений Миронюк поделился своим кейсом, который тянет на настоящую детективную историю.

Национальные потребительские промо-кампании, известные потребителю как “найди код под крышечкой или внутри упаковки” — довольно распространенная активность, направленная на повышение продаж, которая также привлекает аферистов. Со стороны организатора механика проста: покупатель должен приобрести товар, найти промокод внутри и отправить его организаторам. По условиям акции каждый, кто имеет код, получит подарок. Подобные розыгрыши часто проводят ритейл-сети и непосредственно производители FMCG-товаров.

Детективные будни маркетинг-агентства

Национальные потребительские промо-кампании (National Consumer Promotion, сокращенно — NCP) помогают собрать широкую аудиторию продукта, повысить лояльность и стимулировать продажи в масштабе всей страны. Мы в Brain Tank регулярно разрабатываем и реализуем такие кампании для различных брендов и обладаем большим опытом в этом.

Поэтому мы сразу поняли, что что-то идет не так, когда однажды заметили подозрительную активность на лендинге розыгрыша: с частотой 1000 запросов в секунду кто-то отправлял коды с одной IP- адреса. Мы обратили на это внимание и начали собственное расследование.

Разматывать этот клубок мы начали с конца и поняли, что имеем дело с группировкой из нескольких человек. Все в лучших традициях детективного жанра, когда есть сборщик информации, операционник и мозговой центр, который может написать программу и, имея промокоды, может использовать ее в мошеннических целях.

Первое действующее лицо нашей преступной пьесы — сотрудник бара или магазина с открытым баром. Он открывает бутылки, выписывает коды из крышечек и передает их деятелю №2. Деятель №2 собирает все коды в систему и передает их деятелю №3. №3 — программист, который закупил много телефонных номеров и написал специальный код. Этим кодом он в автоматическом режиме регистрируется на сайте розыгрыша с левых номеров, заполняет анкеты, вводит взятые у деятеля №2 промокоды и… забирает все подарки. Когда речь идет о сотнях призов, общая сумма призового фонда может составлять сотни тысяч гривен — неплохая добыча для простой махинации с небольшим IT-ресурсом.

Эту схему мы раскрыли. Выяснили, что был за магазин, кто был взломщиком, и как нас пытались обмануть. Аферисты нашли лазейку в системе и воспользовались ею. Мы закрыли им доступ: написали специальную программу, которая отсекает пользователей с подозрительным поведением и блокирует участие в розыгрыше.

Найти таких людей и даже привлечь к ответственности — возможно, но лучше не попадать на них.

Как обезопасить себя от мошенников

Когда понимаешь уязвимости системы, проще управлять процессом. На основе собственного опыта мы в Brain Tаnk образовали чек-лист правил, благодаря которым мы усилили всю оргсистему розыгрышей.

  1. Доверьте дело опытному и внимательному подрядчику/техническому специалисту

Большие акции, в которых разыгрываются десятки видов призов, практически невозможно реализовать вручную, поэтому организаторам приходится все автоматизировать. А там, где есть автоматизация, могут быть и уязвимости, которые становятся роковыми. Мало кто следит за ходом акции после запуска, и в этом самый большой риск для организаторов.

  1. Стройте сложную ИТ-инфраструктура

Даже когда на вас встретят мошенники, розыгрыш должен продолжаться! Чтобы система не упала от DDOS-атаки в результате нашествия аферистов, конфигурация вашего сервера и канала связи должна выдерживать большое одновременное количество запросов.

  1. Создавайте подробные ИТ-решения

Выставляйте подробные параметры анализа данных пользователей. Это ваши индикаторы, по которым можно определить факт мошенничества. Обратите внимание на частоту запросов, проверяйте номера телефонов, IP-адреса участников розыгрыша.

  1. Оставьте финальную проверку модераторам

Управляйте автоматизированным процессом вручную. Модераторы должны отвечать за наблюдение за данными анкет. Простая механика верификации подозрительных номеров участников розыгрыша позволит разоблачить мошенников. Если кто-то вводит нереальные данные или не может идентифицироваться как участник акции в соответствии с правилами розыгрыша, он может быть привлечен к ответственности согласно законодательству Украины о персональных данных.

Цена промо

При всех сложностях, NCP остается интересным маркетинг-инструментом. Важный ресурс, необходимый для удачного промо – это аналитика. Организаторы акций должны осознавать все процессы, происходящие во время розыгрыша, чтобы найти уязвимые места в правилах. Инвестиции в безопасность окупаются результатами: это и новые данные об аудитории, и дополнительные продажи, и рост доверия к бренду.

Что касается потребителей, то им следует придерживаться правил акции. Для них промо-акция — вполне безопасная история, кроме случаев, когда речь идет о подарочных промокодах. Бренды и ритейлеры продают сертификаты на некоторые суммы, которые можно приобрести в подарок. Зачастую их замечают на досках объявлений по заниженной цене. В этом случае потребителю нужно понимать, что если что-то слишком выгодно, то кто-то за это заплатил. А кто? Может быть, эти сертификаты были получены преступным путем?

Читайте также —

За два года пандемии мошенники украли 736,6 млн гривен – аналитика OLX

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка