Андрей Жук, Ассоциация ритейлеров Украины: Семь главных уроков для ритейла в 2020 году
Чем запомнился 2020 год в трендах, трудностях, достижениях и чего ждать в 2021-м — в новом выпуске программы «За рамками ритейла».
В рамках YouTube-проекта «За рамками ритейла» глава правления Ассоциации ритейлеров Украины и автор программы Андрей Жук делится инсайтами ритейла за 2020-й. Каким он был для бизнеса, какие основные тренды сформировались к концу года и что ожидать ритейлу в 2021-м. RAU выбрала основные тезисы, а полную версию можно посмотреть внизу материала или по ссылке.
Тренд №1 Психологический эффект ритейла
В этом году особенно отчетливо стало понятно, как важно психологическое здоровье потребителей и какую значимую роль в этом играет ритейл. Достаточно вспомнить, какая депрессия была у людей, когда были закрыты торговые центры.
Тренд №2 Изменение поведения потребителей
Изменение паттернов поведения потребителей. Люди стали реже ходить по магазинам, но покупать больше. Сократились людские потоки в центре города, но одновременно повысилась посещаемость торговых центров и магазинов, расположенных ближе к дому.
Тренд №3 Отложенное развитие сетей
Тревожный сигнал, который стал отчетливо заметен в ноябре – падение покупательной способности потребителей. Впервые за последние годы произошло сокращение объема продаж в том числе и в food-ритейле (в сравнении с прошлым годом). Это сказывается на желании инвестировать в развитие, потому многие сети отложили свои планы торговой экспансии.
Тренд №4 Двойные стандарты
Бичом отрасли стали двойные стандарты. Речь не только о том, что какие-то магазины работали во время локдауна, а другие – нет. Та же ситуация наблюдается в области применение кассовых аппаратов. Кому-то разрешено не выдавать чек, а другим – нельзя.
Тренд №5 Ускорение развития e-commerce
Сейчас только ленивые не занимаются развитием онлайн-канала продаж. Подавляющее большинство ритейлеров инвестирует время и деньги в создание интернет-магазинов и т.п. Но лидеры рынка за это время ушли вперед, увеличивая отрыв от конкурентов в области онлайн-торговли. В этой связи стоит отметить выход в офлайн магазина MakeUp и расширение офлайн-сети Rozetka, которая уже насчитывает 75 физических торговых точек.
Тренд №6 Cashless начал доминировать
Усиление тренда по безналичной оплате товаров и услуг (cashless). Если еще в начале 2020 года в крупных городах-миллионниках доля безналичных расчетов составляла порядка 50-60%, то уже в конце года эта доля выросла до 65%.
Тренд №7 Развитие отрасли продолжается
Несмотря на падение покупательской способности и замедление развития торговых сетей нельзя не отметить поглощение магазинов Billa сетью Novus. А также покупку дрогери-ритейлером ProStor своего конкурента — сети Космо. Кроме того, в этом году открылся ТРЦ Retroville. Международные компании также продолжают верить в Украину, и мы увидели открытие магазинов H&M, New Yorker, выход в Украину турецкой обувной сети FLO. Новые контракты продолжают подписывать, и в следующем году в стране откроются новые торговые точки H&M, Inditex, LPP и других. Это вселяет оптимизм. В следующем году будут открываться те объекты, которые были заявлены на 2020-й, так что случится своего рода дежа вю.
Читайте также
Андрей Жук, Ассоциация ритейлеров Украины: Десять главных трендов современного ритейла