
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Почему недавние изменения в законодательство не освобождают от обязанности оплачивать аренду, какие возможности есть у ритейлеров для решения арендных споров и насколько велики их шансы в суде.
В конце марта Верховная Рада приняла законопроект №3275, изначальная редакция которого, по мнению юристов, фактически разрешала арендаторам не платить за арендованные помещения в период карантина. Однако позднее в принятый закон были внесены изменения. Они не предусматривают автоматического освобождения от арендной платы — предусмотрена лишь такая возможность по договоренности сторон. Старший юрист юридической компании ADER HABER Дмитрий Николов в колонке для RAU подробно разъяснил, в чем разница между двумя редакциями закона, какие возможности остаются у ритейлеров для решения арендных споров и что они могут сделать для повышения своих шансов в суде.
Для начала давайте разберемся, в чем же разница между положениями законопроекта №3275 и закона №540-IX.
Первоначальная формулировка законопроекта №3275 звучала следующим образом: «С момента установления карантина, введенного постановлением КМУ от 11.03.2020 №211, с изменениями и дополнениями, и до его окончания в установленном законом порядке, наниматель освобождается от платы за пользование имуществом в соответствии с ч. 6 ст. 762 Гражданского кодекса Украины».
Следует отметить, что такая редакция может иметь два варианта толкования:
Первый вариант толкования поддерживается большинством юристов, но абсолютно бесполезен: зачем в отдельном законе было дублировать положение, которое и без того существует и действует? В итоге депутаты проголосовали за то, что уже более 15 лет и так содержится в ГКУ.
Видится, именно второй вариант толкования имелся ввиду в законопроекте, но теперь давайте посмотрим на него с практической точки зрения. Получается, что у нас все наниматели, независимо от того, могли они реально пользоваться имуществом или нет (в том числе, аптеки, продуктовые магазины и т.д.), освобождаются от платы за пользование имуществом.
Очевидно, в этом случае мы получаем полный абсурд, так как такое толкование нормы без привязки к контексту каждой ситуации является прямым вмешательством в права арендодателя.
Формулировка же опубликованного закона №540-IX звучит так: «С момента установления карантина, введенного постановлением КМУ от 11.03.2020 №211, с изменениями и дополнениями, и до его окончания в установленном законом порядке наниматель может быть освобожден от платы за пользование имуществом в соответствии с ч. 6 ст. 762 Гражданского кодекса Украины».
Как мы видим, изменения касаются конструкций «освобождается» и «может быть освобожден». На мой взгляд, такое изменение связано с потенциальной возможностью толковать положение законопроекта как абсолютного основания для освобождения от платы для всех нанимателей. Очевидно, что это не является сбалансированным решением и вносит асимметрию в отношения между сторонами.
Вместе с тем, как и первый вариант толкования законопроекта, формулировка опубликованного закона является абсолютно бесполезной. На выходе мы получили то, что и так есть уже 15 лет в нашем законодательстве, а депутаты просто впустую потратили время.
Как и ранее, арендатор может ссылаться на части 4 и 6 ст. 762 ГКУ. На мой взгляд, куда более обоснованным выглядит вариант с механизмом, заложенным в ч. 4: наниматель вправе требовать уменьшение платы, если вследствие обстоятельств, за которым он не отвечает, возможность пользования имуществом существенно уменьшилась.
Проблема в данном случае состоит в том, что весьма проблематично аргументированно рассчитать размер такого «уменьшения».
Здесь, как мне кажется, показательна аналогия с внесением изменений в договор по ст. 652 ГКУ в связи с существенным изменением обстоятельств: на данный момент позитивной практики в пользу должника почти нет (на уровне высших судов – вообще нет).
Что касается ч. 6 ст. 762 ГКУ, то, на мой взгляд, ее применение будет значительно осложнено. Как минимум, арендатору нужно будет доказать абсолютную невозможность использовать помещение (а в 2020 году, как мне кажется, большинство субъектов хозяйствования хотя бы частично, но могут перейти в онлайн-торговлю, которая не предусматривает принятие посетителей). Более того, возникают и другие вопросы.
Не будет ли считаться пользованием сам факт того, что арендатор оставил все имущество в арендованном помещении? Если помещением невозможно пользоваться, то как там могло остаться все имущество и почему оно не вывозится?
Что же делать арендатору, если из-за карантина у него нет финансовых ресурсов для оплаты аренды? Если не рассматривать вариант с банкротством, то следует попытаться:
Впрочем, как уже было описано выше, варианты 2 и 3 крайне шаткие, и козыри, скорее, находятся именно в руках арендодателя, а не арендатора.
Безусловно, в дополнение к этому арендатору нужно как можно быстрее получить сертификат ТПП о наличии форс-мажора (но это лишь для освобождения от ответственности, то есть уплаты пени, штрафов и т.д., если иное не предусмотрено договором). Кроме того, сертификат ТПП можно использовать как одно из доказательств невозможности использовать арендованный объект.
На мой взгляд, таких шансов не очень много. Тем не менее, практики применения вышеуказанных норм именно в условиях пандемии нет. Есть лишь практика, связанная с проведением АТО, и поэтому слепо ориентироваться здесь на предыдущую практику судов я бы не стал.
Чтобы повысить шансы на успех в суде, арендатор должен:
Читайте также —
ADER HABER: Как подготовиться и что делать, если к вам пришли с обыском во время карантина