Walmart: краткая история крупнейшего ритейлера США
История становления и развития сети Walmart в США, основные этапы превращения небольшого дисконтного магазина в живую легенду.
Франшизная кабала
Основатель Walmart Сэм Уолтон (Sam Walton, 1918-1992) с юных лет на личном опыте познавал законы торговли и изнутри изучал особенности работы магазина. В 1941 году в возрасте 23 лет он устроился менеджером-стажером в универмаг J.C. Penney, но проработал там относительно недолго (всего 18 месяцев) после чего отправился на фронт. После возвращения с войны Уолтон некоторое время работал менеджером в сети дисконтных универсамов Ben Franklin и вскоре решил потратить свои накопления на открытие магазина этой сети по франшизе в городе Ньюпорт, штат Арканзас.
Во время работы менеджером Уолтон увидел потенциал дисконтных универсальных магазинов — достаточно нового формата для того времени. Он был буквально заражен идеей скидок, в которых видел главный фактор роста любого ритейлера.
Всего за три года управления Ben Franklin Уолтон сумел увеличить продажи магазина с $80 000 до $225 000. Это так вдохновило владельца дома, где располагался универмаг, что он решил расторгнуть договор аренды с Уолтоном, чтобы передать магазин своему сыну. Эта несправедливость пошла на пользу Уолтону, поскольку подтолкнула его к переходу от одного магазина к целой сети.
Уолтон продолжал работать по франшизе Ben Franklin, но получил добро на свое название — Walton’s 5-10. Первый магазин под этой вывеской открылся в Бентонвилле, штат Арканзас, — сейчас там расположен музей Walmart. За 9 лет, с 1951 по 1962 год, Уолтон создал целую сеть из 14 дисконтных универмагов, которые работали в небольших городках с населением до 5000 человек. Walton’s Five and Dime имела успех благодаря низким ценам и большим скидкам. Уолтон предложил владельцам Ben Franklin применить эту модель на всю сеть, что требовало снижения цен, а как следствие — сокращения начальной прибыли вдвое, но они отказались. Это стало последней каплей для Уолтона, который зарекся работать по франшизе (хотя он продолжал управлять этими точками по франшизе до 1976 года), и так в 1962 году появился известный всем магазин Walmart.
Покоритель Дикого Запада
Самый первый Walmart (первоначальное название — Walmart Discount City) открылся в Роджерсе, штат Арканзас. Уолтон и его жена Хелен вложили в него 95% всех своих сбережений. Прежде чем запускать магазин, Уолтон объездил всю Америку, собирая самые разнообразные идеи для своего будущего детища.
Название магазина Walmart состоит из двух частей: «Wal» — сокращение фамилии «Walton» и «Mart» — сокращение слова «Market».
Главный вывод, который он сделал из своего турне по стране, — американцам не хватает пригородных и сельских универмагов. В 1970-е годы крупные города захватывали универсальные магазины, это не было ни для кого открытием, но вот на окраинах этих городов и за их пределами таких сетей почти не было. Именно эту нишу и решил занять Уолтон. На это решение повлиял также и штат, где начинал Уолтон: Арканзас воспринимается современными американцами как один из немногих оригинальных осколков Дикого Запада, где города традиционно небольшие, а сельская местность занимает большую площадь штата.
В первом Walmart, как и в других универмагах, продавались продукты, одежда, товары для дома и т.д. В 1964 году в соседнем городе Харрисон открыли второй магазин, а через три года, к 1967-му, сеть и вовсе разрослась до 24 точек с общим объемом продаж в $12,6 млн. Через год Walmart вышел за пределы Арканзаса и открыл первые филиалы в штатах Миссури, Оклахома и Канзас — тоже жемчужинах Дикого Запада. К 1970 году Уолтон руководил 38 магазинами, в которых работало 1500 сотрудников, а объем продаж его компании составлял $44,2 млн. Под вывеской Walmart теперь работал и один памятный, возможно, самый главный магазин для Уолтона — его первый универмаг в Ньюпорте, несправедливо отобранный арендодателем. Именно там он познал силу скидок и низких цен, которой выложил себе дорогу к успеху.
«Мы хотели расширяться и поняли, что не получаем достаточно прибыли ни для расширения, ни для погашения наших долгов… Тогда мы согласились серьезно изучить возможности выхода на биржу. Для нас это был огромный шаг», — комментирует Уолтон решение выйти на Нью-Йоркскую биржу и стать публичной компанией в 1970 году.
В последующие годы темпы роста сети только увеличились: В 1975-м компания уже управляла 125 точками, в том числе в новых для себя штатах — Техасе и Луизиане, тем самым охватив значительную часть юга США. Объем продаж компании на тот момент достиг $340 млн.
Тогда же Walmart усилил свою экспансию поглощением мелких сетей — в 1974 году компания приобрела 16 магазинов Mohr Value Stores в Мичигане и Иллинойсе, а четыре года спустя купила сеть Hutcheson Shoe Company в Арканзасе. В 1979 году доходы Walmart превысили $1 млрд, а количество точек достигло 276.
Джордж Буш-старший награждает Сэма Уолтона Президентской медалью Свободы в 1992 году
Экспансия
В последующие годы магазины Walmart появляются во всех штатах и все больше похожи на современные супермаркеты сети: площадь варьируется от 9000 до 23 000 кв. м, среднее количество SKU — 142 000.
Одновременно с унификацией магазинов и запуском клубных гипермаркетов Sam’s Club в 1984 году Уолтон решает запустить покупку из Китая (от 6 до 40% от общей доли товаров в зависимости от сегмента).
В 1985 году Walmart насчитывала более 880 магазинов и заработала $8,4 млрд, а количество сотрудников выросло до 104 000. Через два года Walmart отпраздновала свой 25-летний юбилей — к тому моменту компания начала внедрять компьютерные технологии для поддержания складских запасов, отслеживания продаж и мгновенной связи со всеми магазинами. В 1988 году Сэм Уолтон ушел с поста главного исполнительного директора Walmart, оставаясь председателем совета директоров, а его место занял Дэвид Гласс (David Glass).
На 1990-е годы пришелся беспрецедентный рост Walmart как в США (рост продаж до $32 млрд в 1990 году — вчетверо больше показателей пятилетней давности, а также выход на рынок еще неосвоенной Калифорнии — золотой жилы для ритейла), так и за их пределами (открытие первых магазинов в Мексике в 1991 году, в Канаде в 1994-м, в Аргентине и Бразилии в 1995-м, покупка сети Asda в Великобритании в 1999 году).
Сэм Уолтон умер в 1992 году вскоре после того, как у него обнаружили рак. Должность председателя совета директоров Walmart занял его старший сын Робсон (Robson Walton), который пробыл на этом посту до 2015 года.
В 2000-е дисконтные универмаги Walmart все чаще заменяют современные супермаркеты с большими парковками, а посещение Walmart становится уже привычкой для среднестатистической американской семьи. При этом сеть продолжает придерживаться политики низких цен благодаря увеличению поставок из Китая и поглощению мелких конкурентов.
Walmart довольно быстро реагирует на бум e-commerce и запускает в 2007 году свой онлайн-магазин, чтобы конкурировать с Amazon. Начавшийся после кризиса 2008 года ритейл-апокалипсис Walmart, как и другие супермаркеты и продуктовые ритейлеры, пережил довольно успешно, не слишком замедлив темпы роста.
Интересные факты, которые происходили с Walmart в течение 2009-2023:
2009 — срывается экспансия в России и Индии;
2010 — приобрела за $100 млн Vudu (поставщика видеоконтента в интернете);
2011 — начало тестирования новой системы Walmart To Go;
2012 — компанию обвиняют в даче взятки ($24 млн) мексиканским чиновникам;
2014 — руководителем становится Даг Микмиллон, который решает усилить позиции в онлайн-торговле и сконцентрироваться на противостоянии с Amazon;
2015 — Walmart становится крупнейшим производителем солнечной энергии в США;
2016 — внедряется платежная система Walmart Pay и покупает сайт e-commerce Jet.com за $3,3 млрд;
2017 — за $51 млн покупается крупный интернет-маркет наружной рекламы Moiseja;
2019 — открывает первый собственный медцентр;
2021 — бесплатно раздает сотрудникам смартфоны Samsung, на которых установлено приложение Me@Walmart, позволяющее контролировать работу коллектива;
2023 — Сейчас Walmart управляет 11 523 магазинами по всему миру, из которых 4631 точка работает в США.
Источники — Retail и телеграм канал Ивана Чивкина Miratem