Как крупнейший китайский производитель игрушек, спасая бизнес, перешел на биопластик из крахмала
За последние два года владелец крупнейшего в мире производителя игрушек Early Light потратил $100 млн собственных средств на строительство современного завода по производству биопластической смолы. Зачем он это делает, и как это поможет сэкономить на производстве.
Гонконгский миллиардер Фрэнсис Чой Чи-Мин утверждает, что по объемам производства его частная компания Early Light International является крупнейшим в мире производителем игрушек. Именно игрушки сначала сделали Чоя богатым — Forbes оценивает его состояние в $6,6 млрд. Но пока основу его капитала составляют также дочерние компании Early Light, занимающиеся недвижимостью, торговлей ювелирными изделиями, часами и прочим. Его новейшее увлечение — органический пластик. Портал Investory. News разместил материал о становлении нового бизнеса предпринимателя. RAU публикует сокращенную версию материала.
За последние два года 73-летний миллиардер потратил $100 млн собственных средств на строительство пятиэтажного современного завода по производству биопластической смолы в китайском Шаогуане. В здании разместится предприятие под названием NuPlastiQ, которое он создал совместно с американским производителем экологически чистого пластика. Запустить производство планируется в конце этого года.
Пережить кризис
Чой пережил много кризисов с тех пор, как в 25 лет основал Early Light. Он вспоминает бессонные ночи во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году, когда опасался, что вирус может поразить его рабочих, чего в итоге не произошло. Более Чой решил не рисковать — по его словам, он заранее принял меры по контролю за здоровьем своих китайских работников.
Не имея причин беспокоиться о вирусах, Чой может погрузиться в свой проект по производству биоразлагаемого пластика. Находясь в своем офисе в Гонконге, где он установил 10-метровый аквариум и статую антилопы, Чой держит в руках нечто похожее на обычный пластиковый пакет для продуктов. «Это станет для нас большим бизнесом», — рассказывает он в интервью, которое было записано еще до пандемии.
Материал NuPlastiQ, использованный для изготовления этого пакета, можно сплавить с обычным пластиком для создания более экологически чистых игрушек или других вещей. NuPlastiQ отвечает сразу нескольким требованиям экологичности: он сделан из растительного крахмала, а не из нефтехимических веществ и может разлагаться естественным путем, если его утилизировать на свалке или поместить в воду.
Чтобы добиться синергии, завод расположили всего в двух шагах от фабрики игрушек, которая принадлежит Чою, площадью почти в 2 млн кв. м в Шаогуане. Его партнером в совместном предприятии стала компания из Айдахо BioLogiQ, в которой Чой также является совладельцем. Завод в Шаогуане будет обслуживать не только соседнюю фабрику игрушек, но и других производителей биопластика, кухонных принадлежностей, мебели и бытовой техники.
Расходы в размере $100 млн — незначительная сумма, по сравнению с состоянием Чоя в $6,6 млрд, но она учитывает страховку от затрат на оплату труда, которые постоянно растут. В среднем по всему Китаю они увеличились более чем на 70% за последнее десятилетие.
Чтобы противостоять этому, Чой потратил миллионы на автоматизацию своих фабрик и снизил затраты на рабочую силу. Пока ему удалось сократить численность своих рабочих вдвое — до 40 000 человек из 80 000 на пике в 2008 году. Владея частной компанией, Чой не обязан раскрывать свои финансовые результаты, но он признает, что прибыль сокращается.
Миллиардера также ограничивает его стратегия, основанная на производстве исключительно в Китае. Вместо того чтобы диверсифицировать производство на заводах в Юго-Восточной Азии, как это сделали многие другие бизнесмены, он оставил все фабрики игрушек на материке. Чой настаивает, что это правильное решение.
По его словам, переезд в Юго-Восточную Азию напоминает ему о том, как 40 лет назад, когда расходы в Гонконге выросли, местные компании перенесли производство на Тайвань. «Через несколько лет все вернулись, потому что Тайвань стал слишком дорогим, и было трудно найти рабочих», — отмечает он.
Таким образом, его биопластический маневр одновременно достигает двух целей: Чой получает еще один источник дохода, чтобы меньше зависеть от производства игрушек, и приобретает возможность контролировать один из основных источников затрат своего бизнеса — пластик, из которого изготавливаются игрушки.
Это создает экономическое преимущество для его фабрик. «Мы точно начнем производство в этом году, — рассказывает его 34-летний сын Карсон Чой, который является вице-президентом Early Light. — Как только ситуация стабилизируется, мы запустим массовое производство».
Секретная формула
Производство биопластика — многообещающий и быстрорастущий рынок, поскольку по всему миру растет интерес к защите окружающей среды. В 2019 году глобальный рынок биопластика оценивался в $7 млрд, и в ближайшие пять лет он продолжит увеличиваться на 16% в год, прогнозирует индийская исследовательская фирма Fortune Business Insights.
«В будущем миру понадобится биопластик», — уверен Чой. Спрос на экологический пластик для производства игрушек и других продуктов растет. «Многие производители игрушек переходят на экологически чистые материалы при создании не только игрушек, но и упаковки», — отмечает Джим Сильвер, издатель нью-йоркского сайта TTPM (Toys, Tots, Pets&More), где публикуются обзоры игрушек. В числе тех, кто принял на себя обязательства использовать более экологичные материалы в производстве — гиганты рынка игрушек Hasbro, Lego и Mattel.
Куклы Эльза и Pink Shong Baby Shark — наиболее популярные игрушки, произведенные компанией Early Light
Однако конкуренция на рынке биопластика высока: на нем присутствуют такие игроки, как американская Cargill, японская Mitsubishi Chemicals и французская Total.
Как отмечает аналитик Химаншу Васишт из индийской исследовательской фирмы Mordor Intelligence, маржинальность биопластика ниже, чем у обычного пластика из-за высоких затрат на производство. «Поскольку это молодая отрасль, производители биопластика почти всегда теряют деньги», — рассказывает специалист по рынку полимеров Кент Ферст из американской исследовательской компании Freedonia Group. И добавляет, что доходность зависит от более широкого распространения материала или крупных контрактов с производителями упакованных потребительских товаров.
Чой уверен, что совместное предприятие окупится, но отказывается подробно обсуждать свое конкурентное преимущество или структуру расходов. Однако он все же признает, что пластмассы на основе NuPlastiQ можно продавать с наценкой благодаря «секретной формуле», которая предоставляет им преимущество над конкурентами.
В свою очередь его сын Карсон обещает, что уже скоро они получат «двухзначную» прибыль от нового бизнеса. В конце концов, их рынок учитывает и материковый Китай, а также остальную Азию. «Стоит привезти бизнес в Китай, как объемы начнут расти», — отмечает Карсон.
Партнер Чоя — предприниматель из Айдахо Брэд ЛаПрей, который в 2011 году создал производителя биопластика BioLogiQ. Чой планировал совместный бизнес с ним с 2017 года, когда он впервые инвестировал в BioLogiQ (его доля и размер вложений не раскрываются). Переговоры о создании совместного предприятия в Шаогуане он проводил полтора года.
В США BioLogiQ использует для производства биопластика картофельный крахмал, но для завода в Китае, говорит Карсон, крахмал можно получать из китайской кукурузы или тапиоки, которая растет в Юго-Восточной Азии. «Нам нужно найти много источников сырья», — отмечает он.
Что, по мнению Чоя, биопластик значит для его бизнеса по производству игрушек? «Это гораздо более качественные игрушки!» — восклицает он.
Прошлое биопластика
История модного сегодня биопластика началась более века назад. Первый в мире пластик — «паркезин» — был биопластиком: его создали в 1856 году на основе растительной целлюлозы. В 1930-х годах Генри Форд использовал для производства некоторых запчастей материал, полученный из соевых бобов. Но в конце концов нефтехимические вещества заменили органическое сырье в качестве основы пластика. Только в 1990-х годах появились новые технологии, которые позволяли сделать биопластик коммерчески выгодным.
Спрос на биопластик рос, и к 2016 году, по данным европейской ассоциации European Bioplastics, производство достигло 4 млн тонн в год. Большая часть спроса приходилась на биоразлагаемые пакеты и пленки, а также на стаканчики и контейнеры.
«Сначала интерес к биопластику был связан с попыткой найти дешевые альтернативы пластику, который произведен с использованием ископаемого топлива, — рассказывает Ферст. — Однако когда после сланцевой революции 2015 года цены на нефть упали, стоимость производства пластика тоже снизилась. Биопластик отошел на второй план, а на первое место вышли новые масштабные инвестиции в традиционный пластик».
Однако теперь новые технологии позволяют снизить затраты на производство биопластика и повысить его качество, а значит — экологические альтернативы становятся более конкурентоспособными как материал для производства упаковки и одноразовых продуктов вроде столовых приборов.
Источник: Investory News
Читайте также —
История игрушек: как Lego стала не только производителем, но и ритейлером