
43,5 млн грн на ВСУ и поддержка экономики: три года полномасштабной войны в цифрах от Фокстрота


Почему крупнейшая топливная компания Украины ОККО покупает 50% лидера рынка электрозаправок: киевскую Тoka. И как в свою очередь, Тoka планирует использовать эту инвестицию.
За девять месяцев 2024 года выручка Тoka – 67 млн грн, что вдвое больше, чем за весь 2023 год, по данным Youcontrol. Прибыль за этот период выросла на 51%, до 5,7 млн грн. Сеть имеет 200 электрозарядных станций по всей стране. С ОККО компания сотрудничает с 2019 года. В отличие от топливного рынка, в прошлом году упавшего на 8%, рынок электрокаров рекордно растет. За 2024 год украинцы приобрели 51 700 электромобилей, что на 38% больше, чем в 2023 году, по данным Укравтопрома. В то же время, владелец Toka Стефан Благовестный рассчитывает, что деньги ОККО помогут его компании расти быстрее рынка и открыть первые зарядные станции в ЕС, говорится в материале Forbes. RAU публикует основные тезисы из блиц-интервью с совладельцем Тoka.
Наши основные конкуренты – это Екофактор и GO TO-U. Всего компаний около 20. Но компания Toka первая в Украине по количеству ультрафаст-чарджеров. У нас 125 сверхскоростных зарядных станций, соответственно, 28% рынка, у Екофактор – 26%, у GO TO-U – 26%. Всего в Украине 441 ультрафаст-чарджер. Среди медленных станций мы занимаем четвертое место.
Фото: Instagram
Рынок вырос в полтора раза. В 2023 году общее количество станций в Украине увеличилось на 153 станции. А в 2024-м – на 227.
Мы с ОККО много лет партнеры, и решили вместе удвоить наши усилия по развитию зарядных станций. Бренд Тoka как был, так и остается, управление и команда – тоже. Моя доля в компании останется весомой (до продажи – 50%, согласно Youcontrol – прим. Forbes). Не миноритарным. Я остаюсь управлять компанией, как и до соглашения.
Благодаря соглашению с ОККО эти инвестиции распределим на три года. К примеру, в 2025-м планируем по меньшей мере удвоить сеть зарядных станций – увеличить количество ультрабыстрых зарядок с 125 до 250. Но планы могут корректироваться, учитывая темпы продаж электромобилей. Сейчас в нашей сети заряжается более 110 000 клиентов.
Также будем инвестировать в мобильное приложение, увеличим дистрибуцию оборудования и продаж нашего программного обеспечения. IT-команда вырастет как минимум на 20%, привлечем дополнительных инженеров и электриков. Сейчас в Тoka работает около 30 человек.
В следующем году компания Тoka планирует выход за границу, в частности, в Польшу и Румынию. Собираемся не только устанавливать станции, но и продавать программное обеспечение управления зарядной инфраструктурой. Оно может интегрироваться с другими программами, в том числе иностранными, так что с приложением Тoka можно будет путешествовать по Европе.