Возможности и угрозы на польском рынке: опыт международных игроков

Возможности и угрозы на польском рынке: опыт международных игроков

17.01.2023 08:15
  751
Дарія Осіїк

Опыт международных компаний Spar, Frasers Group и Rituals развития сети на польском рынке.

Во время панельной дискуссии Shopping Center Forum 2022 «Мир принадлежит отважным или как запланировать экспансию сети: возможности и угрозы на новых рынках» менеджер по недвижимости в ЕС сети Frasers Group Хонората Помикала, менеджер по недвижимости в Восточной Европе сети Rituals Агата Витковская и член правления сети Spar Томаш Силлер рассказали о вызовах развития на польском рынке в постковидный период, соотношение электронной коммерции и обычной торговли в своих сегментах, а также об особенностях отношений с арендодателями.

Spar Poland

Справка о компании: первый магазин SPAR в Польше был открыт в 1996 году. Недавно SPAR International получила новую лицензию, в соответствии с которой SPAR Southern Africa Group Ltd инвестирует значительные средства в розничную сеть, которая ранее торговала как Piotr i Paweł. Конверсия предыдущей сети была завершена в 2021 году, и компания продолжает привлекать независимых ритейлеров, поддерживая рост присутствия бренда по всей стране.

Член правления сети Spar Томаш Силлер: «После коронакризиса наблюдается тренд, что все больше потребителей не хотят делать покупки в шопинг-молах. Ежедневные покупки они хотят делать в ритейл-парках или обычных магазинах. Поэтому мы сейчас ищем возможности расширения сети в небольших ритейл-парках, которые предпочитают наши клиенты. 

В Польше лучше всего работают фуд-маркеты на небольшой площади. Поэтому продуктовые магазины становятся меньше, поскольку потребители в них хотят покупать именно еду, а не еще что-то другое. Этот тренд очень заметен в последние годы. Тем более, что достаточно площади до 1000 кв. м, чтобы иметь прибыльный бизнес. 

Именно поэтому сейчас стратегия развития Spar заключается в фокусе развития сети как convenient supermarket. Именно этого ожидают наши клиенты. Поэтому мы будем развивать небольшие по площади форматы магазинов. 

Это должны учесть владельцы торговой недвижимости, чтобы быть в состоянии предложить ритейл-игрокам арендные площади в соответствии с их запросами. Кроме того, арендодатели должны предлагать честную и понятную цену за аренду без скрытых начислений в средние арендные ставки. Это главное, на что мы смотрим при подписании договора аренды.

Если говорить об электронной коммерции в сфере фуд-ритейла, то, на мой взгляд, она не будет драйвером продаж в ближайшее время. В частности, это обусловлено тем, что потребители еще не доверяют качеству доставки свежей продукции и предпочитают самостоятельно выбирать свежее мясо, овощи и фрукты. Возможно со временем ситуация изменится. Но в ближайшее время я этого не вижу». 

Frasers Group 

Справка о компании: Frasers Group начиналась с небольшого магазина спортивных товаров и лыжного снаряжения в Мейденхеде в 1982 году, а оттуда выросла до глобальной компании. К концу 1990-х годов компания открыла 100 магазинов по всей Великобритании, изменив бренд своей сети на Sports Soccer и приобретя несколько крупных брендов, включая Donnay. До 2008 года сеть торговала под названием Sports Direct.

Растущая компания стала больше, чем просто розничным продавцом спортивных товаров, сменив бренд на Frasers Group в 2019 году, и создав три основных направления: спорт, стиль жизни и роскошь. Сейчас Frasers Group представляет собой коллекцию самых известных мировых брендов, в частности Sports Direct, House of Fraser, Frasers, FLANNELS, GAME, Jack Wills, Sofa.com, Evans Cycles, USC и Everlast.

Менеджер по недвижимости в ЕС сети Frasers Group Хонората Помикала: «Сейчас в Польше мы имеем 13 магазинов. До пандемии мы имели 16 магазинов, три из которых мы закрыли из-за изменения обстоятельств и низких продаж. Магазины Frasers Group работают в ТЦ и ритейл-парках, но мы делаем ставку на развитие именно в ритейл-парках. 

По сравнению с 2019-м мы имеем значительно лучшие продажи, оборот и эффективность работы. В целом мы очень довольны показателями работы в Польше. Если же говорить о работе сети в других странах Европы, то здесь все зависит от внутреннего рынка в целом. Например, в Венгрии наши торговые точки работают очень хорошо. Здесь есть потенциал для роста и мы планируем открывать больше магазинов. А в других странах мы видим, что часть магазинов работают хорошо, а часть — в достаточно непростой ситуации. 

Наши планы на ближайшее будущее — восстановить количество магазинов до доковидного периода. Также мы планируем открываться в местах, где закрылись наши конкуренты. В целом мы хотим расширить сеть до 60 магазинов и будем развиваться в крупных городах, но будем очень осторожно подходить к поиску новых локаций.

Один из наших основных фокусов — развитие дискаунт-системы. Мы убеждены, что потребители будут выбирать ритейлеров, у которых можно приобрести спортивные товары от известных брендов по более низкой цене. Чтобы не повышать цены, мы также будем вести переговоры с арендодателями о гибкой системе арендной платы, поскольку верим, что должна быть кооперация между ритейлером и арендодателем, если они хотят наши магазины на своих локациях. 

В целом в вопросе аренды мы склоняемся к системе 5+5 (договор аренды подписывается на пять лет с возможностью продлить его еще на пять лет на таких же условиях) — это хорошая сделка на десять лет. Но сейчас мы гораздо более осторожны с индексацией арендной платы. Во время коронавируса мы активно договаривались о скидках на аренду, а иногда даже отказывались от невыгодной аренды. При гибкой аренде, которая зависит от оборота ритейлера, мы очень осторожно относимся к определению оборота в договоре, поскольку мы увидели тренд, что арендодатели хотят включать в него и онлайн-продажи. Поэтому мы очень осторожны с этим. Важно, что при таком варианте также должен быть учтен размер маржинальности бизнеса, как фактор начисления арендной платы.

Наша сеть не фокусируется на развитии онлайн-продаж. У нас есть интернет-магазин, но, все же, мы отдаем предпочтение открытию новых физических магазинов». 

Rituals

Справка о компании: Нидерландская сеть Rituals была основана в 2000 году, за это время захватила сектор красоты в Европе и стала одним из лидеров рынка. Первый магазин Rituals открылся в Амстердаме и с тех пор расширился по всему миру до 27 стран с примерно 800 магазинами.

Менеджер по недвижимости в Восточной Европе сети Rituals Агата Витковская: «Мы относительно новый игрок в Польше. Недавно мы открыли свой 16 магазин. У нас пока нет ни одного магазина в ритейл-парках, но в будущем планируем там также открывать свои магазины. В целом мы не удивлены, что в Польше так хорошо развиваются ритейл-парки, поскольку они очень удобны для ежедневного шопинга. 

Я не могу сказать, что после ковида у нас что-то кардинально изменилось. Мы продолжаем развивать физическую сеть, но также уделяем внимание и интернет-магазину без которого современную коммерцию уже не представить. 

Перед открытием нового магазина мы ведем переговоры с арендодателем об условиях аренды, ставка которой должна быть четко определена с самого начала. Сейчас вопрос индексации арендной платы — больное место всех ритейлеров, но нужно вести переговоры и договариваться. Всегда можно найти решение, которое будет устраивать обе стороны». 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка