Владислав Чечеткин, Rozetka: Сейчас удобное время для малых компаний стать королями рынка
Соучредитель и CEO Rozetka о возобновлении онлайн-торговли до довоенных показателей, неизбежное сокращение ассортимента и удорожание товаров и возможности для малых предприятий, как более гибких, быстро удовлетворять пробелы в ассортименте крупных компаний.
Сооснователь и CEO Rozetka Владислав Чечеткин во время панельной дискуссии на Open Talk от Promodo, посвященной теме «Бизнес во время войны», поделился инсайтами об изменениях спроса во время боевых действий и после, почему нужно экономить на открытии новых магазинов и возможностях, которые открываются для украинских предпринимателей после выхода иностранных компаний из рынков России и Украины. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами его выступления.
О восстановлении маркетплейсов
То, что происходит сейчас с Prom.ua и другими маркетплейсами – это ода украинскому предпринимательству. То есть тысячи малых предпринимателей уже приспособились к войне и выискивают варианты: как удовлетворить потребности покупателя. Если говорить о бизнесе Rozetka, то у нас ситуация примерно такая же. Наша часть бизнеса 3P sellers (как их называет Amazon, – прим. ред), или собственно маркетплейс, уже довольно существенно превысила прошлогодние показатели работы. Бизнес 1P (First-Party, то есть прямые поставщики Rozetka, – прим. ред), еще догоняет прошлогодние показатели. В общем, можно сказать, что бизнес работает на уровне прошлого года. Но есть одна проблема – курс гривны. То есть если считать размер инвестиций на усовершенствование сервиса или расходы на заработную плату IT-специалистам, нужно считать в валюте, поэтому здесь как раз не все так хорошо выглядит.
О стратегии инвестирования
В Украине рынок e-commerce разделен между местными игроками, потому что локальный бизнес более терпим к рискам, чем крупные международные игроки. К тому же, у кого война уничтожила склады или магазины, того уже не вспоминают, а королем становится выживший. Поэтому у меня достаточно взвешенное отношение к инвестициям. Да, мы открываем новые точки выдачи и новые магазины, но стараемся делать это гораздо эффективнее с точки зрения затрат. То есть экономим там, где раньше этого не делали. Конечно, когда есть уверенность в том, что дальше все будет к лучшему, то стратегия инвестирования может быть единственной в работе компании. Но пока это не так, поэтому мы должны быть осторожнее.
О состоянии рынка
Мы живем в такое время, когда каждая ракета может изменить чью-то жизнь или положить конец бизнесу. Пока покупатели есть: даже если 5 млн человек уехало, то 30-35 млн осталось. Им всем надо что-нибудь есть, кормить своих домашних любимцев, покупать новые холодильники и унитазы вместо украденных или уничтоженных рашистами и так далее. К примеру, когда в апреле-мае начали возвращаться жители освобожденных населенных пунктов Киевской области, мы фиксировали безумный спрос на сантехнические изделия, бытовую технику и другие вещи, которые помогают обустроить быт.
Об изменениях спроса
Украинская экономика каким-то чудом работает, какая-то продукция поставляется на рынок, люди работают или имеют сбережения, и все эти средства в конце концов приходят к нам. Поэтому спрос на товары есть, и он достаточно важен. Однако он сильно зависит от ситуации. Так, когда, например, начинаются обстрелы Харькова, активность потребителей сразу падает. Аналогичная картина и по другим городам, которые подвергаются обстрелам – Николаев, Запорожье и т.д. В марте к нам обратились с просьбой открыть Rozetka в Харькове, чтобы люди могли купить корм для своих кошек и собак.
Об изменениях бизнес-ландшафта
Конечно, после каждого потрясения такого масштаба, как великая война, а раньше – пандемия коронавируса – многое меняется в моделях и методах ведения бизнеса. Поэтому может увеличиться количество игроков на рынке и тот, кому повезет, как я уже говорил ранее, может занять ведущее место на рынке. Но здесь главный вопрос: кому повезет?
Например, сейчас многие крупные международные компании ушли с российского рынка, или хотя бы формально там больше не работают. Но так же они не работают и в Украине. К примеру, продукцию Samsung нам не поставляют напрямую, а предлагают покупать в других странах, заплатив заранее. Это создает дополнительные шансы тем, кто сможет наладить оптимальные маршруты поставок и завоевать соответствующий рынок.
О прогнозах на осень
Сейчас никто не может спрогнозировать, что будет осенью. Пока мы стараемся уменьшать или, лучше сказать, оптимизировать партии закупаемого товара, чтобы не было его дефицита, но и остатки не занимали место на складе долгое время. То есть закупаем чуть больше, чем нужно.
Однозначно можно говорить о сокращении ассортимента, что уже достаточно заметно. Товар также будет более дорогим. В этой ситуации малые предприятия, как более гибкие, смогут быстро удовлетворять пробелы в ассортименте крупных компаний, например, за счет доставки малых партий товара из соседней Польши. А крупные предприятия вынуждены будут догонять их, подстраиваясь под спрос.
Понятно, что это увеличит расходы на доставку и стоимость товара на полке, но мы надеемся, что удастся быстро находить нужный товар и доставлять его в Украину.
Читайте также –
Владислав Чечеткин, Rozetka: Мы переходим от этапа выживания к этапу восстановления