Вдохновение ритейлеров: какие отечественные сети взяли за образец работы модель иностранных компаний

Вдохновение ритейлеров: какие отечественные сети взяли за образец работы модель иностранных компаний

18.02.2022 08:30
  683
Дарія Осіїк

Коло, АТБ, Аврора, «Сільпо», «П’яна вишня» и другие игроки, адаптировавшие к локальным условиям популярные зарубежные форматы, ориентируясь на конкретных иностранных игроков.

Читати українською мовою

Существует такая шутка: «если у вас снова появилась идея продукта, без которого мир не сможет существовать, просто купите его на Aliexpress». Так же и некоторые украинские ритейлеры не стали придумывать велосипед, а просто адаптировали к украинским реалиям успешные иностранные форматы ритейла, взяв за образец конкретные примеры.

Какие иностранные компании стали прототипом для известных украинских сетей ритейла и смежных отраслей – читайте в обзоре RAU.  

Salateira

Открытие первой Salateira состоялось в 2011 году в киевском ТРЦ SkyMall. Идею Александра Савилова вместе с партнерами подсмотрели в португальской сети Vitaminas, где основное блюдо – салат. В то время на украинском рынке у салатного фаст-фуда конкурентов не было. Но вместе с тем у украинского потребителя не было и привычки покупать салат как отдельное блюдо. Но интересные сочетания ингредиентов, большие порции, подача на тарелках из ИКЕА, а не в одноразовой посуде, а также сообщение гостю о готовности блюда, называя его имя через микрофон, как у Starbucks – вызвали настоящий WOW-эффект. Сейчас сеть насчитывает уже 18 заведений, которые в основном работают в ТРЦ.

В марте прошлого года совладелец Salateira поставил перед собой еще одну цель – сделать здоровую пищу по-настоящему массовой. Компания открыла четыре магазина готовых блюд Salateira Store. В этот раз владельцы также нашли вдохновение у зарубежных коллег, взяв за основу формат британской сэндвичной сети Pret-a-Manger. Кроме салатов, в магазинах Salateira Store площадью 25-100 кв. м клиенты могут заказать и забрать свежую фермерскую еду. В сентябре 2021 года издание Forbes писало о намерении компании до конца 2022 года увеличить количество точек до 70-ти. Объем инвестиций в один магазин составляет 1,5 млн. грн, запланированная окупаемость – 12 месяцев.

!FEST

В Португалии подсмотрел идею бара «П’яная вишня» и соучредитель холдинга !FEST Андрей Худо. В 2015 году во время путешествия в Лиссабон его португальский друг Жуар повел украинцев в местное сверхпопулярное кафе Jenya. Украинские рестораторы были поражены тем, что, несмотря на единственный пункт в меню — вишневую настойку Jenya — возле заведения была огромная очередь, которая стояла там почти постоянно.

Рестораторы, уже имевшие опыт открытия нескольких заведений во Львове, сразу решили адаптировать бизнес идею к украинским реалиям. Они возродили старинный рецепт галицкой наливки и создали украинский вариант Jenya. Вскоре в Украине появился монопродуктовый формат «П’яна вишня», где все сконцентрировано вокруг вишневки. Первый бар «П’яна вишня» открыли во Львове на площади Рынок. А интерьер заведения оформили в карпатском стиле, усилив его стеллажами с бутылками и бочками с легендарным напитком.

Сейчас «П’яна вишня» является одним из наиболее быстро окупаемых проектов холдинга !Fest — всего за несколько месяцев. Об этом свидетельствует и быстрое масштабирование сети и открытие заведений за границей. Бары «П’яна вишня» уже есть в Польше, Молдове и Румынии, а в скором времени могут появиться в Германии и Австрии.

«Авіація Галичини» – это бренд одежды холдинга !Fest, который, очевидно, вдохновлен не только украинской армией, как утверждают учредители, но и итальянским брендом Aeronautica Militare. Итальянский бренд, в начале занимавшийся исключительно мужской одеждой, появился в середине ХХ века во время мировой гонки вооружений. Его основатель Кристиано Сперотто создал фирменную дубленку для пилотов с коротким стриженым мехом внутри. В 1974 году фирма Cristiano di Thiene, которая со временем будет переименована в Aeronautica Militare, получила разрешение использовать официальный логотип военно-воздушных сил Италии. С этого времени начался расцвет компании, которая постепенно расширяла свой ассортимент, а в конце ХХ века начала заниматься также и женской одеждой.

Украинский бренд милитари-одежды в портфеле холдинга !Fest появился в 2015 году. Соучредители решили, что в стране, которая пережила вооруженную агрессию, военные символы, шевроны и лозунги будут точно пользоваться спросом. И снова не прогадали. В 2018 году «Авіація Галичини» вышла на три млн грн ежегодной продажи. В 2020 году доход, по данным YouControl, составлял уже более семи млн ​​грн. Наблюдая за хорошей динамикой бизнеса, бренд в 2021 году начал расширять линейку одежды, инвестируя в разработку и пошив новых моделей. Так, на свет появилось 55 новых моделей одежды, которые производит собственный цех во Львове. Важная составляющая в расширении бизнеса «Авіація Галичини» – это иностранный спрос. Международные заказы в интернет-магазине в 2021 году выросли на 50%. Более половины иностранных запросов поступает из Канады и США, а также есть клиенты в странах Европы, Бразилии, Японии, Грузии и Беларуси.

АТБ

Прототипами самой большой  украинской сети АТБ стали немецкие дискаунтеры Lidl и Aldi. Именно на эти компании ориентировались днепровские бизнесмены, когда создавали собственную сеть продуктовых супермаркетов. Тем не менее, в Украине модель жесткого дискаунтера с экономией на оборудовании и с низкими ценами на товары оказалась не жизнеспособной, поэтому владельцы адаптировали немецкую бизнес-модель к отечественным реалиям и начали открывать магазины в формате мягких дискаунтеров с демократичной ценовой политикой. Так, удачная адаптация к локальному рынку модели дискаутера, построение эффективной внутренней структуры компании и постоянная оптимизация бизнес-процессов помогли АТБ стать игроком №1 на украинском рынке FMCG.

Аврора

Торговая сеть Аврора вышла на украинский рынок в 2011 году, открыв первые магазины в Полтаве, и стала первой ритейл-компанией в сегменте dollar store. Идея основать сеть в формате dollar store принадлежит совладельцу Авроры Тарасу Панасенко. Во время учебы в металлургическом институте в Днепре он побывал в США по программе Work&Travel и увидел там похожие магазины. В частности, в США и Канаде большой популярностью пользуется сеть универсальных магазинов фиксированной цены Dollar Tree, в которую входит около 5000 торговых точек.

В 2010-м он заинтересовал этой идеей Льва Жиденко, у которого работал в компании «Стандартэнерго», предоставляющей инжиниринговые услуги буровым компаниям. А уже в 2011 году Тарас Панасенко, Лев Жиденко и Леся Клименко основали сеть Аврора. Чтобы обойти сильных конкурентов и магазины «все по десять», партнеры решили с самого начала автоматизировать и цифровизировать все процессы и таким образом получить преимущество на рынке. Например, в компании не заказывали товары на глаз, как конкуренты, а разработали модели и пользовались автозаказом. В магазинах Аврора продают дешевые товары для дома, гигиеническую продукцию, косметику, игрушки. Бизнес-модель построена на быстром обращении товара и экономии затрат. За четыре года бизнес ритейлера вырос в четыре раза. Сейчас под вывеской Аврора работают более 800 магазинов, а общий штат сотрудников ритейлера превышает 6000 человек. В 2022 году компания планирует открыть еще 300 торговых точек.

Коло

Первый магазин сети Коло открылся в мае 2017 года. Ориентиром компании АРитейл, которой принадлежит сеть, стал польский ритейлер Zabka. За последние двадцать лет Zabka Polska стала крупнейшей сетью мини-маркетов в Польше из более чем 7900 магазинов, которыми управляют 6500 франчайзи под брендом Zabka. Магазины компании, которые расположенные так, чтобы около 12 млн польских покупателей жили в радиусе 300 метров от них, ежедневно посещает более 2,5 миллиона клиентов.

По похожему принципу работает и Коло, открывая свои мини-маркеты в основном в жилых районах на первых этажах домов. Сейчас ритейлер управляет более 250 магазинами и продолжает развиваться. Средняя площадь магазина 70 кв. м. Самый маленький – 40 кв. м, а самый большой, экспериментальный – 200 кв. м, где вместе с магазином устроено также кафе. В стандартном магазине размещено до 2000 SKU. Есть четыре сегмента или варианты того же формата: магазин у дома, на потоке, доступный (affordable) и более премиальный формат. Число чеков в среднем 400 штук в день. Средний чек 80–85 грн.

Offtop от Сільпо

В 2020 году сеть Сільпо начала развивать новый формат эмоционального магазина OffTop, где продаются подарки, небольшие игрушки, аксессуары для вечеринок и украшения для дома. Сначала Offtop открывались в формате shop-in-shop в супермаркетах Сільпо, а затем как отдельные бутики.

При разработке концепции Offtop компания ориентировалась сразу на несколько популярных иностранных сетей, а именно: датскую сеть Flying Tiger Copenhagen, испанскую сеть Ale-Hop, французскую Pylones, немецкую Nanu-Nana и TEDi, а также датскую Søstrene grene. Все эти сети имеют несколько похожий формат и наименование товаров – в них можно купить разные сувениры, посуду, игрушки и аксессуары для дома. И, конечно, каждая из сетей имеет свой оригинальный дизайн.

Всего за один год работы сеть эмоциональных бутиков Offtop от Сільпо увеличилась до 40 торговых точек в 17 украинских городах. В частности, пять отдельных бутиков открыто в Киеве и Одессе, а также 35 бутиковых зон в супермаркетах Сільпо. В ассортименте гостей ждут более 2000 наименований товаров: декор, подарки, канцтовары, детские игрушки, все для вечеринок, товары для творчества и спорта.

Читайте также — 

Ритейл на экспорт: украинские сети, рискнувшие выйти на зарубежные рынки


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка