Василий Даниляк, ОККО: В отрасли начнутся массовые закрытия и банкротства
В рамках встречи NV «Диалоги о бизнесе. Война и будущее» состоялась панель под названием «Главные уроки и вызовы». Во время этой панели СЕО группы компаний ОККО Василий Даниляк рассказал о переломном моменте для бизнеса в 2022 году, перетрубации в отрасли и изменениях в логистике.
О первой точке несокрушимости
Для нас война изменила и поставила с ног на голову всю логистику. До войны фактически все нефтепродукты заезжали либо с севера, либо с востока. С 24 февраля это все остановилось. И хорошо, что отрасль зашла в эту ситуацию с неплохими остатками. Иначе топливный кризис был бы намного тяжелее и жестче. А дальше — компании в очень короткие сроки переориентировались. Это была первая точка несокрушимости для нас.
О коллективе
Второй точкой стало то, что люди остались работать. А у нас достаточно женский коллектив на заправочных станциях. В некоторых местах, конечно, был недокомплект где-то 30%, а где-то и 70%. Но те, что остались, они демонстрировали такую силу духа, такую клиентоориентированность, которая была на вес золота в то время. Так же как и наши бензовозники, которые соглашались ехать и в Чернигов, и в Харьков, и в Николаев, которые были под постоянными обстрелами. Это доказало твердость украинского характера. И стало такой засечкой, что все остальное мы переживем.
О банкротствах в отрасли
2022 год показал, что не нужно столько станций в нашей индустрии при таком рынке. Никому не желаю зла, но объективно считаю, что в отрасли начнутся массовые закрытия и банкротства. Почему? Потому что очень много станций, которые и до войны имели низкие проливы. Страна же просела неравномерно: где-то просели регионы на 80%, где-то — на 10% или 5%. Соответственно, когда какая-то сеть проседает на 50%, то есть два варианта: либо бизнес существенно поднимает маржу, что в принципе произошло при отмене регуляции, либо банкротится. 2022 год еще позволил поднять маржу, поскольку был дефицит и безысходность. И сегодня, те, кто потерял, будут голодны до возвращения привычных заработков. Но это уже невозможно, конкуренция не даст.
Об изменениях в логистике
Если до 2024 года выстраивалась парадигма компании, когда с минимумом хочешь сделать максимум: 1,1 млн тонн нефтепродуктов перевалить всего 130 бензовозами и газовозами. И в прошлой жизни — это была огромная точка преимущества, потому что ты был эффективнее тех, кто делал такое же количество 200 или 250 машинами. Но в 2022 году стало понятно, что это теперь самый быстрый транспорт. И неоптимальные компании с точки зрения транспортной логистики получили конкурентное преимущество, поскольку имели часть машин, которые использовали для импорта нефтепродуктов. Нам пришлось инвестировать еще в 100-130 бензовозов. И изменить парадигму.
О причине топливного кризиса
Что именно стало причиной топливного кризиса? То что у нас инерционный рынок, рынок движения физического товара. И если до войны путь товара к потребителю и покупателю занимал в среднем пять-семь дней. То с 24 февраля пришлось контрактовать все поставки по-новому, и это занимает примерно один-полтора месяца времени. Еще повезло, что у нас было очень много, нетипично много остатков, которые «съелись» за первый месяц войны. И именно тогда начался дефицит. А реальные большие коммерческие объемы заехали в страну только через два месяца. Поэтому дело было не в регуляции цен, не это вызвало кризис, оно не помогало, конечно, решить проблему, но и не стало ее причиной.
Источник — NV