
Возвращение Brocard Niche Bar в Киев: открыт новый магазин в ТРЦ Gulliver (+фото)


В условиях военного времени омниканальный ритейлер электроники Фокстрот переосмысливает подходы к логистике: меняет и расширяет складские мощности, адаптирует процессы под новые категории товаров и внедряет клиенториентированные сервисы.
Вадим Осинский, директор по логистике, в интервью профильному журналу «Сучасні рішення в логістиці та дистрибуції» (май, 2025) рассказал, как строятся цепи поставок компании, когда прогнозирование спроса требует особой гибкости и почему бесплатная доставка — это уже не бонус, а исключительный стандарт для отрасли электроники. Приводим ключевые тезисы из материала.
В течение 2024-го и в начале 2025 года мы существенно увеличили складские остатки и централизовали логистику. Если в начале войны для диверсификации рисков мы отработали такую механику, чтобы каждый магазин был как отдельный склад (после потери центрального склада в Гостомеле, где из-за вражеской атаки сгорела треть всех складских запасов компании), то сейчас мы вернулись к централизованной модели хранения и управления.
Благодаря этому увеличили остатки товара на складе и можем доставлять товары клиенту с основного склада быстро и эффективно — с гарантией на следующий день в любую точку страны. С финансовой стороны, такой подход существенно эффективнее и быстрее чем отгрузка товара из точек продаж. Соответственно, сейчас наши внутренние логистические ресурсы и внешние партнеры работают согласованно через центральный склад.
В 2024 году мы почти полностью перешли на бесплатную доставку: 95% ассортимента доставляется сейчас клиентам бесплатно. По сути, отрасль бытовой техники и электроники является едва ли не единственной на украинском рынке, для которой бесплатная доставка остается «гигиеническим уровнем» и стимулирует спрос. Тем не менее — это максимально соответствует ожиданиям клиентов.
В прошлом году в рамках релокации основного склада мы опробовали новые подходы к управлению складскими мощностями, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и спросу. Но, к сожалению, из-за отсутствия у нового подрядчика опыта работы именно с электроникой и бытовой техникой, мы не смогли с новым партнером достичь того результата, который перед собой ставили.
Поэтому в конце концов вернулись к партнерству с предыдущим подрядчиком — компанией Корса, который построил для нас новый склад (и еще строит дополнительные секции) в пределах Киевской области. Несмотря на все вызовы нашего времени рынок электроники растет: в мае мы видим прирост почти на 10% от того, что мы ожидали, что свидетельствует о необходимости увеличивать пропускную способность и складские объемы для хранения, в частности, крупной бытовой техники. Поэтому сейчас работаем на складской площади 11 000 кв. м и расширяемся до 15 000 кв. м в июле, а с октября — до 21 000 кв. м.
Логистика без автоматизированных систем не может работать в принципе. Мы смогли сохранить и развивать эффективную логистику благодаря системам, которые были внедрены еще до большой войны. Именно они позволяют нам масштабироваться, управлять процессами и обеспечивать удобство для клиентов. К примеру, у нас работает логистический калькулятор, который анализирует более 50 параметров, что позволяет клиенту получить товар быстрее и самым дешевым для него способом. Это значительно повышает юзабилити. Ведь сегодня склад — это не просто хранение, а часть сервиса для клиента.
Мы пользуемся системой прогнозирования спроса — она работает в компании уже более 10 лет. Благодаря этому можем, опираясь на ретроспективу, планировать потребности в разрезе каждой конкретной группы, бренда, SKU. Прогнозирование возможно на будущее, до одного года.
Но при этом учитываем тот факт, что производственное и логистическое плечо определенных категорий товара существенно отличается. Например, для крупной бытовой техники это может быть до четырех месяцев, а чтобы откорректировать поставки — нужно минимум четыре недели.
Дефицит кадров довольно существенный — около 20% нехватки складского персонала мы испытываем сейчас, а за последние полгода он доходил до 35%. Наши партнеры используют все возможные каналы привлечения. Но даже с достойными условиями, стабильной зарплатой, солидным компенсационным пакетом, найти достаточное количество специалистов сейчас довольно сложно.
Мы адаптируемся, чтобы все работало быстро и удобно — и для нас, и для клиента. Основная задача для цепи поставок сейчас — это эффективная обработка и хранение того ассортимента, который мы решили значительно расширить. А это автоматически означает: больше SKU, больше товара на складе, включая непрофильные категории (такие, как например подгузники, корм для животных, моющие средства, или велосипеды, представленные в онлайн ассортименте), соответственно — другие процессы для его обработки, подготовки и обеспечения оборачиваемости и хранения на складе.
Поэтому изменение ассортимента обуславливает потребность в новой инфраструктуре: и в физическом смысле (место хранения, оборудование), и в операционных процессах. Мы уже планируем определенные изменения в операционной работе: новые CDP платформы, расширение склада, изменение количества «плеч» доставки и тому подобное.
Среди других планов, с партнером доставки Uklon Delivery (доставка за час) готовимся к запуску нового функционала — оплату по адресу. Мы понимаем, что клиенту важно осмотреть дорогостоящий товар перед оплатой (по аналогии с получением посылки у почтовых операторов), поэтому хотим сделать этот способ доставки еще более удобным и клиенториентированным.