Универсамы ХХІ века: как развивались и менялись магазины FMCG в Украине

Универсамы ХХІ века: как развивались и менялись магазины FMCG в Украине

01.02.2022 08:30
  1910
Володимир Тиравський

Если более 20 лет назад магазины товаров повседневного спроса имели исключительно потребительское назначение, то сегодня они стали пионерами новейших цифровых технологий и местом для увлекательного времяпрепровождения и получения положительных эмоций.

Читайте українською

Привлекательный дизайн фасада и тематическое оформление интерьера торговых залов, расположение на территории магазинов заведений общепита и проведение развлекательных мероприятий, открытие интернет-магазинов с собственной службой доставки и запуск мобильных приложений, внедрение бесконтактных систем оплаты товара и установка касс самообслуживания, постепенный переход от формата гипермаркетов в окрестностях города до деликатес-маркетов с премиум-ассортиментом и минимаркетов возле дома. Это ключевые этапы эволюции FMCG-ритейла в Украине. RAU предлагает вспомнить их на примере самых крупных сетей в этом сегменте.

Fozzy Group

Владельцы Fozzy Group сразу сделали ставку на мультиформатность и после дефицитных 1990-х годов начали выкупать помещения старых советских универмагов, устанавливать европейское оборудование и открывать там первые Сільпо в формате супермаркета.

Еще один проект Fozzy Group – торговая сеть Фора — появилась в декабре 2002 года. В 2008 году несколько магазинов Фора были обновлены, согласно новой концепции, в частности логотип, дизайн интерьера, а также произведена замена традиционных кассовых узлов на экспресс-кассы.

В 2012 году Fozzy Group начинает развивать Le Silpo – сеть деликатес-маркетов со стильным дизайном, особым ассортиментом и высокими стандартами персонального сервиса. На полках таких магазинов преобладают лучшие товары премиального качества, собранные с разных континентов мира и изделия собственных мастеров кулинарного дела. Кроме покупки еды, гости могут посетить авторское заведение Le Grill с меню от бренд-шефа Марко Черветти, выпить кофе или вина, а также попросить приготовить выбранный в мясном отделе стейк или морепродукты из аквариума.

В 2015 году Fozzy Group начала разрабатывать тематические дизайны отдельных супермаркетов и начиная с 2018 года все новые супермаркеты Сільпо  имеют индивидуальное оформление и концептуальный стиль, а торговые залы становятся платформой для поп-ап представлений.

В 2016 году Fozzy Group запускает торговую сеть в формате жесткого дискаунтера Thrash! Лозунгом сети тогда было «Трощимо ціныи», которым хотели подчеркнуть беспрецедентно низкую стоимость товаров. Однако проект не выстрелил и в 2019 году сеть отказалсь от формата жесткого дискаунтера, расширила ассортимент и сменила вывески торговых точек с Thrash! на Thrash! Траш.

В 2020 году ритейлер начал открываться в новом формате – Маркет Super. Это комбинация украинского и импортного ассортимента (не менее 30%). Постоянная продуктовая классика от молочки до Coca-Cola – это «маркет». А «super» – это нечто особенное из разных стран мира. В 2022 году Thrash! Траш! планирует развитие таких проектов как «Пицца собственного производства», «Выпечка» и «Food to Go», в частности, внедрение нового уникального ассортимента с оригинальными вкусами.

В мае 2017 года ритейлер неожиданно решил открывать премиальные супермаркеты Favore, где продают деликатесы из разных уголков мира (например испанский хамон, индийский рис, швейцарский шоколад, итальянскую пасту), натуральные фермерские продукты, вина среднего и премиального ценовых сегментов. В собственной пекарне Favore выпекаются хлеб, воздушные багеты, чиабаты, рулеты, пироги и пицца. Также на территории магазина находится флористический бутик Wild Passion.

В июне 2018 года в рамках пилотного проекта в Сільпо оборудовали два киевских супермаркета кассами самообслуживания. Гость сканирует товар, складывает его на контрольную платформу, выбирает удобный ему тип и завершает покупку. Все контрольные платформы оборудованы специальными датчиками, позволяющими сравнивать отсканированный и уложенный на платформу товар. Автоматические кассы могут принимать к оплате как банковские карты, так и наличные деньги.

В декабре 2018 года Сільпо ввел возможность оплаты покупок мобильным приложением. Пользователи рассчитывались за покупки на кассах супермаркетов только в один скан, без необходимости держать платежную карту в руках.

В апреле 2019 года Фора запустила сервис оплаты без касс и кассиров. Потребитель получил возможность самостоятельно отсканировать и оплатить товар через приложение мобильного телефона. Услуга стала доступна только участникам программы Фора club. Чтобы воспользоваться карманной кассой, нужно было скачать приложение yoCard, зарегистрироваться в личном кабинете Fora club и добавить платежную карту.

В октябре 2019 года Сільпо открыла первый PIZZA SALOON. Рядом с эксклюзивным супермаркетом Сільпо в селе Стоянка в Киевской области появилась пиццерия с настоящей дровяной печью, оформленной в стилистике Дикого Запада. Посетителям предлагаются винная и пивная карты, а также горячие и прохладительные безалкогольные напитки.

Тогда же весной 2020 года во время введения первого жесткого карантина, Сільпо запустил в тестовом режиме онлайн-магазин shop.silpo.ua. Клиенты торговой сети могли заказать необходимые товары, указать дату, время и адрес магазина, в котором удобно было забрать заказ, после чего получить его на специальной кассе непосредственно в указанном супермаркете. Оплатить заказ можно было картой, наличными деньгами, а также с помощью мобильного приложения или подарочного сертификата торговой сети.

В июле 2020 года Сільпо начинает развитие сети кофеен Feeltrd со кофе собственного обжаривания, а также запускает систему самостоятельного сканирования и покупки товаров «Вильнакасса» или Scan&go.

В декабре 2020 года в киевском ТРК Проспект открылся первый магазин нового проекта сети Сільпо – OffTop, в котором представлены самые необходимые товары быстрого потребления – посуда, шкатулки, ароматизированные свечи, эко-сумки, канцелярия, принадлежности для бани и ванной комнаты, аксессуары для гаджетов, часы и будильники, яркие органайзеры и боксы.

В 2019 году в столичном ТРЦ Blockbuster Mall Сільпо впервые открыло новый формат – дегустационное пространство. Здесь собираются лучшие шеф-повара Украины и проводят мастер-классы для детей и взрослых.

В сентябре 2021 года Сільпо начал развивать мини-маркеты FoodPod.

АТБ

История АТБ началась в 1993 году с шести гастрономов в Днепре под названиями «Тополь», «Березка», «Клен», а потом, когда известные виды деревьев закончились, новые магазины появлялись под лаконичной вывеской «Продукты», которые в 2001 году переименовали в АТБ.

В начале 2000-х годов владельцы компании решили внедрять в магазинах систему самообслуживания в формате жесткого дискаунтера – магазина с широким ассортиментом товаров по оптовым ценам, вроде немецкого Aldi. Ассортимент уменьшился до 800 позиций, но цены были намного ниже, чем у конкурентов. Однако смелый эксперимент провалился, ведь покупатели совсем не поняли такого революционного в то время формата.

Владельцы признали свою ошибку и снова отправились на разведку в Европу, где выбрали новый пример для подражания – немецкий Lidl. Ассортимент товаров увеличили до 3500 позиций и новые магазины начали открывать по установленному стандарту: 800 кв. м и 10 касс.

В октябре 2016 года совершенно нетипичный «черный маркет» АТБ площадью 700 кв. м открылся в Днепре, разительно отличаясь и по дизайну, и по техническим решениям, и по ассортименту от так называемых «синих магазинов». Помещение стало в разы просторнее, теперь бесконечные посетители не толпились в очереди, задевая друг друга локтями. Также появились удобные тележки и корзины.

На прилавках появились качественные и более дорогие товары зарубежного производства. Новейшая система освещения в магазинах была построена на базе LED-технологий, которые не только позволяют экономить электроэнергию, но и создают более приятную атмосферу в магазине.

В 2018 году АТБ начали отказываться от турникета на входе, часть торгового оборудования демонтировали, а из торгового зала убрали все рекламные материалы, дополнительные места и холодильники поставщиков. Также в магазинах отказались от места обработки мяса, точек с россыпными товарами, колбасами на вес и не упакованными конфетами.

Следующий эксперимент с форматами АТБ провел в августе 2018 года. Первый такой объект под названием АТБ Express открылся в Запорожье на площади 400 кв. м и его концепция была рассчитана специально для спальных районов крупных городов. Он был реализован в серо-зеленой цветовой гамме, отличался рядом сервисов, визуальным восприятием, но не имел каких-либо существенных отличий в ассортименте и совершенно не отличался с точки зрения ценообразования.

В апреле 2021 года АТБ запустила собственную платежную карту – АТБ-Pay, не содержащую комиссий за совершение каких-либо транзакций: пополнение наличными в терминалах магазинов торговой сетей и АТБ, снятие наличных денег в банкоматах любого банка Украины, регулярного перевода средств с карт любых банков. Кроме того, АТБ-Pay предоставляет эксклюзивное право получить существенные дополнительные скидки более чем на 500 акционных товаров в торговой сети и участвовать в огромном количестве розыгрышей призов и подарков от поставщиков и партнеров компании.

В августе 2021 года в обновленном магазине АТБ на Обуховской трассе в селе Лесники под Киевом был открыт первый в сети отдел весовой кулинарии АТБ-Кафе. Ассортимент предлагаемых блюд состоит из 42 позиций: сладкие изделия, салаты, гарниры, мясные и рыбные блюда, а также копчености и морепродукты. Компания планирует оборудовать 25 магазинов по всей Украине отделами фасованной кулинарии под собственным брендом АТБ-кафе.

Novus

В отличие от большинства других ритейлеров, Novus строила свои магазины с нуля, поскольку зданий, подходящих под формат сети, в начале 2000-х годов в Украине просто не было. Это были светлые, просторные супермаркеты, оформленные в одной стилистике с большим выбором товаров и необычным для украинского потребителя высоким сервисом.

В мае 2013 года Novus предложила своим клиентам возможность оплачивать покупки с помощью WebMoney. Чтобы оплатить товар, покупатель должен был сообщить сотруднику торговой точки номер мобильного телефона. После ввода номера в систему, пользователю приходило SMS-сообщение с одноразовым кодом для транзакции. Для подтверждения оплаты этот код сообщался продавцу и по завершении сделки покупателю выдавали кассовый чек.

В конце 2017 года Novus приступила к внедрению касс самообслуживания, на которых покупатель смог самостоятельно сканировать выбранные товары с помощью встроенного сканера, упаковывать покупки и оплачивать их удобным для него способом. Терминалы оборудованы электронным каталогом с простым меню, голосовыми и видеоподсказками, все товары указаны с фотографиями, а необходимые для использования касс действия, прописаны на экране.

В декабре 2018 года Novus открыла премиум-магазин обновленного формата в ТЦ Good Life в Киеве. Здесь установлено современное холодильное оборудование, витрины и стеллажи, а также обновленная навигация по магазину.

В сентябре 2019 года Novus открыла крупнейший магазин сети в киевском ТРЦ Sky Mall – это был супермаркет обновленного формата с совершенно новыми решениями, товарами и услугами на рекордной площади в 12 000 кв. м, из которых 6300 кв. м отведено под торговый зал с более чем 50 000 наименований товаров. В новом формате работает пивбар и кафе с большой семейной зоной отдыха под брендом The Lunch. Еще одна «фишка» магазина – медийные экраны, для которых были специально сняты видеосюжеты, чередующиеся рекламой и анонсом акций.

В июне 2020 года Novus открыла в ТРЦ Retroville – один из самых больших супермаркетов в Киеве, где не только можно приобрести продукты на дом, но и полноценно поесть. В обновленной концепции магазина представлены две новые для Novus зоны – The Lunch Asia и Мастерская Шоколада.

В августе 2020 года Novus приступила к тестированию небольших магазинов в формате «у дома» под брендом Ми Маркет. В ассортименте таких магазинов можно найти кулинарные блюда, кондитерские изделия, свежеиспеченную пиццу, сезонные фрукты и овощи. Также здесь представлены товары собственного импорта, включая шоколад, оливковое масло, оливки и вино. В заведении есть кофе-поинт и оборудование для приготовления хот-догов.

В декабре 2020 года Novus открыла новый торговый объект формата «Экспресс» в столице Украины. Компактный магазин возле дома занял площадь в 370 кв. м, предложив широкий выбор товаров повседневного спроса, в частности, овощей и фруктов. Кроме того, ассортимент дополнен товарами собственного производства, среди которых свежая выпечка, кулинария и гриль. Клиенты магазина могут воспользоваться услугами традиционного для сети Novus кафетерия The Lunch, перекусив хот-догами и сэндвичами, а также выпить кофе на инфокасе маркета.

METRO

В начале 2000-х годов торговые центры METRO были открыты исключительно для профессиональных покупателей, то есть гостиниц, ресторанов и частных предпринимателей, которых пропускали по специальной карте клиента. В 2010 году в Украине был введен меньший формат ТЦ «METRO База», предлагавший более 3 000 наименований продовольственных товаров, то есть основной ассортимент типичного минимаркета.

В 2015 году начали функционировать небольшие точки оптовой торговли Бери-Вези, которые через шесть лет были обновлены согласно концепции торговых центров малого формата METRO. Она предполагает полноценное обслуживание всех групп клиентов компании, с усиленным фокусом на профессиональных – trader (розничная торговля) и HoReCa (гостиницы, кафе и рестораны).

В 2016 году METRO корректирует стратегию и обновляет формат гипермаркетов, акцентируя внимание уже не только на оптовых покупателях, но и на обычных потребителях, которые заходят в гипермаркет за несколькими единицами товаров.

В мае 2021 года в Тернополе открылся METRO в смарт-формате на площади 1346 кв. м, из которых 1111 кв. м отведен под торговый зал. Здесь представлено более 2700 наименований товаров продовольственной и непродовольственной группы с фокусом на бакалею, продукцию собственных торговых марок и эксклюзивные позиции собственного импорта. Для клиентов HoReCa компания предложила бесплатную услугу доставки: владельцы или менеджеры местных отелей, ресторанов и кафе могут делать предварительный заказ любых товаров и получать их трижды в неделю непосредственно в свои заведения или самовывозом из ТЦ.

В ноябре 2021 года Metro внедрило инновационную систему бесконтактного сканирования и оплаты товаров в магазинах. С помощью бесплатного мобильного приложения Metro Fast Line на смартфоне или специальных сканеров, размещенных на входе в ТЦ, клиенты смогут самостоятельно отсканировать свои покупки прямо с полки в торговом зале, провести быструю (меньше минуты) валидацию тележки с товарами на специальной весовой платформе, не выкладывая товар на кассовую ленту, и сразу оплатить покупку на стойке самооплаты.

Ашан

Французская сеть начала экспериментировать с форматами в Украине после покупки активов сети Караван. В марте 2018 года в киевском ТРЦ Rive Gauche открылся самый большой торговый объект Ашан в Украине на площади 15 тыс. кв м. Кроме традиционных товарных групп, в гипермаркете представлены бытовая техника, телевизоры, смартфоны, электротранспорт и даже автомобильные шины.

В апреле 2018 года Ашан открыла в Днепре свой первый объект в Украине в формате супермаркета. Торговая точка площадью около 3500 кв. м, олицетворяет концепт superstore, предусматривающий быстрое совершение покупок, удобную навигацию, продовольственные товары в сердце предложения, а также все необходимое из непродовольственной группы. Этот концепт отличается от супермаркетов в классическом понимании в первую очередь своим предложением – кроме практичных и повседневных товаров, предлагается широкий ассортимент товаров «для удовольствия и благополучия» с акцентом на гастрономию и свежие продукты. Площадь магазина позволяет представить широкую гамму свежих продуктов – хлеб собственного производства, мясные и рыбные изделия, кулинарные блюда, аппетитную выпечку и пирожные, суши и пиццу собственного производства, которые можно отведать сразу в кафе, расположенном в самом магазине.

В июле 2018 года Ашан открыла в Киеве первый магазин формата у дома «Мій Ашан». В ассортименте такого магазина много товаров собственного импорта, био и органической продукции, витаминные фреши и хлеб собственного производства. Также в «Мій Ашан» выпекают пиццу, делают суши и вок. Торговая точка предлагает покупателям уже традиционный для сети ассортимент свежих продуктов – овощи, фрукты, фермерские товары, мясные изделия, кулинарию. Среди других предложений внутри магазина – кафе, бесплатный Wi-Fi и места для подзарядки гаджетов. Кроме того, в Моем Ашане начал работу пункт выдачи товаров Click and Collect, позволяющий клиентам заказывать онлайн весь непродовольственный ассортимент и получать покупки в своем магазине возле дома.

В январе 2020 года Ашан начинает открывать первые магазины в формате мини-маркетов под названием Pick Up Point. В сети объединили физический магазин с диджитальным, создав так называемый фиджитальный формат. Сюда через сайт магазина можно заказать продукты из «больших» Ашанов, или получить посылку в почтамате Нова пошта. Среди основных сервисов Pick Up Point: доставка в квартиру через партнерские сервисы; pick up зона – клиент сможет заказывать онлайн, где и когда ему удобно и быстро забирать товары прямо в своем доме; касса самообслуживания (а также обычная касса); обустроенная зона для кофе-брейка, гибкость и ротация ассортимента – возможность быстро адаптировать ассортимент под потребности клиентов.

Сначала Pick Up Point запустили в концепте street, но в сети не были очень довольны результатами его работы. Поэтому в июне 2020 года открыли в Киеве на территории жилого комплекса второй Ашан Pick Up Point – в концепте residence, основным отличием которого является ассортиментное наполнение.

В декабре 2020 года Ашан запустил формат Ашан Drive в Украине, который предусматривает возможность осуществления заказов онлайн на сайте auchan.zakaz.ua. Подтверждение заказа, карта расположения площадки и время выдачи будут отправлены в SMS и на электронную почту клиента. Все товары собираются упаковщиками и клиенту остается забрать заказы на обустроенной парковке, не выходя из машины.

В декабре 2021 года Ашан открыла в Киеве первый автономный магазин в Украине под вывеской Pick Up Point. Для того чтобы попасть в автономный магазин, нужно иметь мобильное приложение Ашан. На него покупатель получает QR-код, являющийся ключом к магазину. Далее клиент самостоятельно совершает покупки и расплачивается на кассе самообслуживания.

Retail Group

Retail Group начал развивать супермаркеты Велика кишеня в апреле 2000 года, которые через 15 лет начал постепенно переформатировать в гипермаркеты Велмарт.

Если Велика кишеня – это классический супермаркет с ценами выше средних, то Велмарт – это гипермаркет-дискаунтер. Среди нововведений торговой точки – собственная пекарня, мясной цех, коптильня и зона быстрого питания, где покупатели смогут отдохнуть, выпить кофе и даже заказать пиццу, которую пиццеро обещает приготовить всего за семь минут.

С 2011 года Retail Group начал экспансию на рынке, прежде всего, в формате «магазинов у дома» под названием ВК Экспресс. Стандартные точки компании многие годы работали, как правило, на площади в среднем 250 кв. м и имели ассортимент около 3100 SKU. Но в декабре 2018 года Retail Group открыла ВК Экспресс в совершенно новом формате. Торговая площадь нового магазина в Киеве составила 772 кв. м и он стал самым крупным супермаркетом сети в формате «магазин у дома». Здесь ассортимент товаров насчитывал 5500 SKU, в том числе овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, охлажденную рыбу и морепродукты.

В ноябре 2019 года Retail Group ввела систему самостоятельных оплат с помощью мобильного приложения Pick&Go. Все, что нужно для начала работы — загрузить мобильное приложение в смартфон, зарегистрировать банковскую карту в мобильном кошельке Masterpass и отправляться за покупками, сканируя штрих-коды товаров. На выходе из торгового зала покупатель самостоятельно производит оплату в приложении — без очереди и кассира. С помощью Pick&go посетители магазина могут контролировать стоимость всей покупки до оплаты, редактировать список товаров, просматривать историю покупок, ознакомиться с акционными предложениями и быстро найти ближайший магазин.

Также в 2019 году в Великій кишені запустили оплату с помощью системы распознавания лиц FacePay24. Чтобы начать ею пользоваться, необходимо сделать селфи в приложении Приват24 и привязать к фото свою банковскую карту Visa. При расчете на кассе камера сканирует лицо покупателя и сравнивает изображение с имеющимися образцами в базе данных.

В декабре 2021 года Retail Group открыла новый магазин ВК Экспресс в Киеве, оборудованный исключительно кассами самообслуживания. В ассортименте представлено 2500 товарных позиций в разных категориях – свежие фрукты и овощи, мясо, гастрономия, бакалея, молочные продукты, выпечка, напитки, кондитерские изделия. Покупателям предлагают 11 видов горячей пиццы и кальцона, а также кофе на вынос.

Varus

Первый супермаркет Varus открылся в Днепре в 2003 году. В 2011 году владельцы сети выкупили часть магазинов Rainford и Цент в семи городах центральной Украины и начали открывать на их базе магазины в формате «возле дома».

В декабре 2017 года Varus открыла в Запорожье новый магазин с видеостенами. На мониторах покупатели могут увидеть качественный и интересный контент: рецепты и примеры сервировки блюд, акционные предложения и увлекательные видеоролики. Над каждой кассой здесь также были установлены экраны, на которых транслируется информация о скидках, вдохновляющие видео и многие другие полезные материалы.

Осенью 2020 года Varus открыла обновленный магазин в Киеве, реализовав его в совершенно новом формате. Площадь торгового зала составляет 1000 кв. м, где разместились зоны охлажденного мяса, рыбы, молочных продуктов, гастрономии, замороженных продуктов, алкоголя, снеков, кулинарии, пиццы, соков-фреш, овощей и фруктов. Кроме того, в ассортименте присутствуют бакалея, бытовая химия и другие food и non-food категории. В общей сложности – около 8700 SKU. Для комфортного обслуживания покупателей в магазине кроме обычных касс были установлены кассы самообслуживания, а также оборудована точка выдачи онлайн-заказов.

Это первый магазин Varus, который внешне виден как на ладони, ведь владельцы отказались от заклеивания фасада рекламными материалами. Зоны супермаркета расположены таким образом, что дополняют друг друга, а смежные товары находятся рядом и максимально заметны, поскольку торговый зал просматривается гораздо лучше, чем это обычно бывает.

В 2020 году в Киеве и Днепре открылись первые минимаркеты Varus To Go. Отличетельными признаками формата стали торговые залы до 150 кв. м, ассортимент до 3500 SKU, наличие салат-бара и места для кофе. Кроме готовых блюд в магазине есть полки со стандартным для супермаркета ассортиментом товаров – овощами, фруктами, сыром, колбасой, заморозкой и хозяйственными товарами. Значительное внимание было уделено зоне Varus Cafe, где можно приятно отдохнуть в уютных условиях, выпить горячие напитки и перекусить.

В сентябре 2021 года в Киеве открылся обновленный Varus, объединивший под одной крышей фуд-холл и супермаркет с большим выбором товаров. Отделы сладостей, вина, пива и молочной продукции выделены специальными конструкциями. Винный отдел освещают фонари-бочки, сладости – в теплом освещении «коробок», а молочный и пивной отдел обозначены бидонами и кегами соответственно. Здесь работает пекарня, мясной и рыбный цеха, а также отдел с замороженными продуктами. В обновленном Varus есть безлактозные и безглютеновые продукты, непродовольственные товары, а также продукция для домашних питомцев.

Читайте также —

Шик, блеск и красота: как развивались и менялись магазины drogerie в Украине


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка