Под присмотром: зачем ритейлу технологии умного видеонаблюдения
Как умное видеонаблюдение проникает в сферу рoзничной тoргoвли и для чего оно может быть полезно.
Ритейл в Восточной Европе является одной из самых инновационных отраслей, которая активно тестирует и внедряет новые технологии. Но часто бывает, что дальше пилотных проектов дело не идет. Значит ли это, что технологии в том виде, в каком это сейчас предлагается рынку, не так уж и нужны? Ответ на этот вопрос в колонке для New Retail дают эксперты Axis Communications по странам Восточной Европы Магнус Зедерфельд и Ульяна Подмарева. RAU публикует сокращенную версию материала.
Современный ритейл хорошо знает свои потребности и постоянно находится в поиске эффективных инструментов, позволяющих выигрывать в ожесточенной конкурентной борьбе за покупателя. Умное видеонаблюдение дает возможность получить данные о потребительском поведении, улучшить клиентский опыт, сократить и предотвратить потери. Интерес рынка к этим технологиям высок, и большое количество пилотных проектов доказало их зрелость и эффективность.
Но почему коммерческих внедрений гораздо меньше, чем тестовых? Существует ряд причин. Во-первых, сложность объективной оценки результатов пилота. Еще на этапе подготовки необходимо четко определить конкретные задачи, стартовую точку и показатели, по которым будет отслеживаться эффективность. Ведь технологии сами по себе не могут увеличить оборот и сократить потери. Они являются лишь инструментом и частью комплексного решения.
Например, внедрив в своей сети видеоаналитику, компания получит более глубокое понимание потребительского поведения. Но при этом важно детально прописать, какие именно данные хотите получить, как будете с ними работать дальше, какие решения принимать на их основе, и какие ресурсы для этого необходимы.
Очевидно, что решение о коммерческом внедрении принимается с учетом срока реальной окупаемости того или иного решения. Однако посчитать ROI бывает сложно, ведь нужно полностью исключить влияние случайных факторов на показатели в ходе опытной эксплуатации. Это значит, что пилот, в идеале, должен быть длительным.
Не менее важно, что при внедрении умного видеонаблюдения инвестиции, конечно, не ограничатся одной лишь стоимостью оборудования и программного обеспечения. Чтобы система действительно помогала бизнесу быть более эффективным, необходимо запускать новые бизнес-процессы или менять старые, отлаживать само решение, обучать персонал, обеспечивать необходимую инфраструктуру, или даже нанимать аналитических экспертов.
Но и это не все. Нужно будет обязательно получить поддержку всех отделов компании – департаментов безопасности, ІТ, маркетинга, продаж и т.д. Сделать так, чтобы все эти внутренние подразделения слаженно работали над решением общей задачи, а не тормозили друг друга, зачастую бывает совсем непросто. Но без этого не обойтись.
Не будем забывать и тот факт, что нередко (если не сказать всегда) ритейл вынужден заниматься прежде всего повседневными задачами: увеличением прoдаж, расширением бизнеса, oптимизацией издержек и т.д. Сроки же окупаемости внедрения умного видеонаблюдения могут оказаться больше горизонта планирования организации. И все же в краткосрочной и долгосрочной перспективе эффект от таких систем несомненно перекроет все перечисленные сложности и издержки.
Не случайно умное видеонаблюдение быстрее всего проникает именно в сферу рoзничной тoргoвли – ведь в конечном счете как раз задачи, связанные с увеличением продаж и предoтвращением пoтерь требуют быстрoгo реагирoвания, иначе в кoнкурентнoй бoрьбе можно просто не успеть.
Кроме того, распространение онлайн-торговли заставляет магазины традиционного формата кардинально повышать качество своих услуг и удобство для покупателей. Здесь интеллектуальные технологии просто незаменимы.
Другое дело, что порой ритейл нацелен на использование таких технологий для решения отдельных задач, таких, как борьба с кражами, сокращение очередей, управление выкладкой товаров на полки и пр. Как раз поэтому, чаще всего проекты в ритейле начинаются с самой «горячей» задачи конкретного клиента. Потом круг этих задач расширяется, заказчик на практике может оценить эффективность технологий, приобретает опыт их использования с максимальной отдачей.
Соответственно, крайне важной становится открытость системы, ее интеграционные возможности. Поэтому в свои лучшие технологии производители сразу закладывают возможности объединения бизнес-процессов и в ключевых, и во вспомогательных службах, обеспечивающих эффективную работу ритейла. Только при таком подходе умное видеонаблюдение может стать настоящим бизнес-инструментом, и будет восприниматься таковым самим ритейлом.
Принятие решения о коммерческом внедрении высокоуровневых интеллектуальных систем видеонаблюдения в ритейле – это сложный процесс, базирующийся на многих факторах. Цена ошибки здесь очень высока, но для построения, развития и вывода на новый уровень бизнеса в ритейле без высоких технологий просто не обойтись.
Читайте также
Retail Forward: Тенденции на мировом рынке ритейла или чего хотят потребители