За два года пандемии мошенники украли 736,6 млн гривен – аналитика OLX
Летом 2021 количество украинцев, столкнувшихся с мошенничеством во время онлайн-шоппинга, увеличилось с 22% до 45%. Средний «чек потерь» с использованием методов социальной инженерии составил 4750 грн.
Об этом RAU сообщила пресс-служба OLX. По данным CBR, около 79% населения Украины в возрасте 16+ пользуются Интернетом. Из них около 42%, то есть почти 11 млн человек, совершают покупки онлайн. Очевидно, спрос на онлайн-шопинг будет увеличиваться из года в год, а вместе с ним и аппетиты мошенников. Так, согласно информации Ассоциации ЕМА, показатели дохода аферистов в 2021 году выросли практически вдвое по сравнению с предыдущим годом. Только за последние 12 месяцев с использованием методов социальной инженерии украинцы потеряли около 484,6 млн. гривен.
Такую тенденцию активности мошенников подтверждают и данные OLX. Согласно опросу, летом 2021-го количество украинцев, столкнувшихся с мошенничеством во время онлайн-шоппинга, увеличилось с 22% до 45%. По данным ЕМА, средний «чек потерь» с использованием методов социальной инженерии составил 4750 грн.
В то же время 61% людей, которые обратились в службу поддержки OLX с жалобой на фишинг, не потеряли деньги благодаря постоянному информированию и обучению на платформе, собственной внимательности, знанию правил и своевременному обращению к специалистам.
Схемы обмана в онлайн-шоппинге
Подписка. На платформе выставляют объявления несуществующего товара, часто по очень привлекательной цене или скидке. Потенциальный покупатель откликается на предложение и мошенник путем манипуляций и давления склоняет жертву к полной или частичной предоплате. Получив деньги на карту, псевдопродавец исчезает. Часто в этой схеме злоумышленник может уверять человека, что скоро отправит посылку или убеждает, что он в пути и даже отправить поддельный скриншот службы доставки.
За прошлый год в OLX зафиксировано 6000 обращений с требованием предоплаты. Новой, однако, не очень популярной, оказалась схема, когда по предоплате обманывали продавцов: пользователь присылал товар, но деньги не получал. Таких случаев было около 200 человек.
Фишинг. Целенаправленная атака на пользователя, покупающего или продающего товары, заказывает услугу или доставку онлайн. Задача мошенника – притвориться продавцом или покупателем (в зависимости от ситуации), втереться в доверие и получить платежные данные, а значит – и доступ к счету. Общение чаще всего происходит вне платформы. Главная задача — отправить жертве ссылку на фишинговый сайт в стороннем мессенджере, который может визуально копировать платежную страницу любой компании или быть сайтом-клоном известной платформы.
На чем «опекаются»: указывая в поддельной форме номер карты, срок ее действия, CVV, а иногда и баланс, жертва фактически передает свой счет под полный контроль мошенника и теряет все свои средства или становится заложником кредитов.
Интересно, что в 2021 году мошенники продолжили обманывать пользователей посредством рассылки фишинговых писем на почту. Оформляя услугу OLX доставка, они якобы спрашивали электронный адрес для подтверждения сделки и уже на нее отправляли вредоносную ссылку. Такая фишинговая атака была распространена на сферы госуправления, неправительственные организации и аналитические центры.
В течение 2021 г. в компании OLX ежедневно фиксировали в среднем 30 обращений, связанных с фишингом. Стоит отметить, что мошенники стали чаще обманывать вне платформы именно продавцов: количество подобных обращений увеличилось в 6 раз. Очевидно, что с работой моделей искусственного интеллекта на OLX, ежедневно проверяющих 45 000 подозрительных профилей, аферистам крайне невыгодно работать в рамках сервиса. Только в конце 2021 года компания ежемесячно блокировала 5500 профилей, связанных с фишингом.
Менее популярные схемы – оплата с поддельным чеком (также «схема с такси») и получение заказа с доставкой по поддельным документам.
В первом случае покупатель-мошенник отправляет за товаром курьера или таксиста и обещает перевести деньги на карту или через терминал. Перевод будто бы поступает с задержкой, и чтобы водитель не ждал, покупатель просит продавца отдать товар сразу, подтверждая перевод поддельным скрином, “квитанцией” из терминала пополнения или SMS от имени банка. В итоге продавец-жертва остается без товара и денег.
Во второй схеме мошенник под видом продавца размещает товар и предлагает оформить покупку через услугу доставки. После — отправляет пустую посылку на отделение покупателя и просит в соцсетях любого незнакомца срочно забрать отправление за небольшую плату. Таким образом покупатель не получает обещанный товар, а деньги с его счета списываются.
В этом случае важно помнить два базовых правила:
- Обязательно осматривайте товар при получении. Если что-то не устраивает – откажитесь от посылки. Так, в случае с OLX Доставка деньги автоматически вернутся на ваш счет.
- Ваши персональные данные и документы нельзя разглашать посторонним лицам и размещать в публичном поле. Мошенники легко могут подделать вашу личность.
Правила безопасности
Поскольку самым распространенным методом обмана во время шопинга остается фишинг, напомним базовые правила от OLX:
- Обсуждайте детали сделки только в чате официального сайта или приложений, где планируете покупать или продавать.
- Во время сделки не переходите в другие мессенджеры и по сторонним ссылкам, которые вам отправляют потенциальные покупатели или продавцы.
- Всегда проверяйте адрес сайта, на котором совершаете сделку.
- Не доверяйте полученным скриншотам, будь то якобы правила платформы, работа услуги или чеки об оплате. Их можно подделать. Читайте внимательно, как работает сервис и его услуги только на официальных сайтах компании.
- Никому не сообщайте трехзначный CVV-код на обратной стороне карты, баланс и срок действия, коды-подтверждения от банка в SMS.
- Если вы продаете товар, то 16-значный номер карты — единственное, что можно указывать при сделке. Если вы покупаете, обращайте внимание на адрес сайта и платежную форму, в которую вводите свои данные для оплаты.
Справка. OLX – один из крупнейших онлайн-бизнесов в Украине. База ресурса насчитывает более 13 млн. объявлений и ежемесячно пополняется на 4 млн. новых предложений. Поминутно на платформе появляется 100 новых объявлений и заключается 35 тыс. успешных сделок с OLX Доставка в течение дня. Более 140 тыс. новых объявлений ежедневно проходит автомодерацию.
Каждый второй украинский онлайн-пользователь посещает OLX минимум раз в месяц. Сервис входит в 10 самых посещаемых торговых площадок мира. А мобильное приложение OLX установлено на каждом втором украинском смартфоне и занимает первую позицию в категории «Покупки» для iOS и Android, по данным SimilarWeb.
Читайте также —
Диваны и велосипеды нужнее смартфонов:что покупали на OLX в 2021 году