
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Мы живем в эпоху трансформаций маркетинга, когда технологии умнеют, стирается граница между реальным и вымышленным, а зуммеры изменяют стандарты потребительского опыта. Digital-тренды 2023-го года лучше демонстрируют, что побеждают те, кто готов меняться и пробовать новое. На чем стоит сосредоточиться маркетологам в этом году – в материале.
В отличие от множества профессий, где достаточно один раз обучиться и потом до пенсии использовать знания на практике, маркетолог — это всегда управление изменениями. Здесь 15-летний тиктокер может достичь большего, чем профессор с 30-летним опытом. Digital-маркетинг — это пространство возможностей, где выигрывает тот, кто первым замечает и использует тренды. Так что же будет модно в маркетинге в 2023 году? Портал Genius Space собрал digital-тренды, которые считает самыми перспективными в этом году. RAU предлагает ознакомиться с ними.
Популярность искусственного интеллекта в маркетинге активно растет в последние годы и будет расти еще больше. И это неудивительно: ИИ позволяет маркетологу быстрее и точнее понимать особенности поведения и мотивы клиента, оптимизировать путь клиента, а значит и улучшать бизнес-результат. Решения на основе машинного обучения лучше, чем человек, способны прогнозировать следующий шаг пользователя.
Среди основных преимуществ искусственного интеллекта для маркетолога:
Один из безусловных лидеров в грамотном использовании инструментов ИИ — поисковая система Google. Если вы введете в поиске “Витамины”, поисковик покажет вам похожие запросы с ответами на самые популярные вопросы о витаминах. При этом умная выдача не показывает похожие вопросы: развертывая ответы, пользователь будто читает структурированную мини-статью.
По данным eMarketer, 70% бизнес-лидеров считают, что ИИ в маркетинге станет одним из ключевых драйверов развития их бизнеса. Согласно исследованиям McКinsey, 47% респондентов ввели хотя бы одну функцию ИИ в свои бизнес-процессы по сравнению с 20% респондентов в исследовании 2017 года. Еще 30% опрошенных говорят, что тестируют ИИ.
Если еще лет 5 назад ИИ ассоциировался с чем-то крайне сложным и дорогим, сегодня умные инструменты понятны и доступны практически каждому в мире маркетинга. Среди самых популярных инструментов маркетолога — чат-боты, цифровые помощники и обработка естественного языка (NLP).
Мы выбрали 3 популярных и доступных инструмента на основе искусственного интеллекта, которые стоило бы добавить в ваш маркетинг:
Искусственный интеллект, который может маркетологу создавать текстовый контент для интернет-страницы, блогов, социальных сетей и других медиа. Мониторит весь интернет сразу, поэтому уверенно обходит плагиат. Знает более 25 языков и может быстро генерировать тексты на абсолютно любую тему. Чтобы написать статью, вам достаточно написать заголовок и подзаголовки — и система сама подберет подходящий контент.
Инструмент, который содержит огромное количество шаблонов для маркетинга и позволяет создавать рекламу в разных форматах. Сокращает объем ручных операций по запуску и редактированию платных кампаний и собирает качественную аналитику.
Составляет рекомендации по продуктам, ценовые решения и прогнозы спроса на основе действий и предпочтений клиентов. Сервис прогнозирует поведение клиентов, чтобы помочь компаниям улучшить качество их обслуживания.
Согласно с опросами Emailmonday, 74% маркетологов отмечают что автоматизация помогает им экономить время на подготовку отчетов и аналитику. Только за счет планировщика публикаций в социальных сетях маркетолог экономит около 6 часов в неделю.
Но, пожалуй, самая главная выгода для Digital-маркетинга— взращивание потребительской лояльности. Ведь только небольшая часть пользователей готова к покупке при первом касании. Перед тем, как купить товар, человек проходит 3 основных стадии:
Автоматизировав касания на каждом из этапов, вы усиливаете маркетинг и фактически воспитываете себе покупателей.
В маркетинге можно автоматизировать что-угодно:
Выпишите задачи маркетингового отдела и подумайте, что можно автоматизировать: начиная от постинга и заканчивая глобальными кросс-канальными маркетинговыми стратегиями. Чем меньше вы будете вовлекаться в рутину, тем больше времени останется на стратегии Digital-маркетинга.
Nike уже разрабатывает digital-мир с Roblox, а Nikeland пользователи попадают в копию штаб-квартиры компании. Lego решили разработать цифровую вселенную для детей совместно с Epic Games, а Gucci выпустили первую пару виртуальных кроссовок. Сейчас кажется, что метавселенная это маркетинг из будущего. Но в 2023-м оно уже плавно перекочует в “настоящее”
В 2023-м году каждый маркетолог должен задать себе 4 вопроса:
Агентство Digital-маркетинга Single Grain, например, уже расширило спектр своей деятельности. Сегодня ребята работают над созданием пользовательских стратегий продвижения метавселенной, чтобы повысить узнаваемость брендов и повысить лояльность к ним. Среди клиентов компании — Amazon, Uber, Airbnb, Lyft, Fujitsu, Drift.
Если к метавселенной вам еще далеко, упрощаем задачу на год: присмотритесь к инструментам дополненной реальности. Именно они разрешают прикинуть, как будет выглядеть виртуальная мебель в стенах вашей квартиры. И их популярность в мире цифрового маркетинга растет сверхбыстрыми темпами.
Еще год назад статистика говорила, что 67% клиентов хотят получить ответ от компании в течение 24 часов. Сегодня таких клиентов более 85%. Люди ищут решение “здесь и сейчас”: и если они не найдут его у вас, то пойдут к кому-то другому. Спасает разговорный маркетинг — общение с клиентом в режиме реального времени через окно на сайте, мессенджеры или специальные приложения. При этом это может быть как и живое общение, так и преднастроенное (чат-бот).
По прогнозам Juniper Research, к 2023 году объем транзакций электронной коммерции через чат-ботов достигнет 112 миллиардов долларов, и это надо учитывать в маркетинговой стратегии.
Проанализируйте весь путь потребителя и проследите, чтобы в каждой точке коммуникации он мог связаться с компанией и получить мгновенный ответ. Сделайте окно коммуникации этапом прогрева вашего клиента в стратегии цифрового маркетинга. Вы можете отправлять ему:
Поколение зуммеров — первое поколение, которое выросло на интернет-технологиях. Они ценят динамичные и инновационные платформы и обожают элементы интерактивности в маркетинге. Они фанатеют от Google Lens (программа распознает предметы при наведении на них камеры) и ищут способ достигать целей проще и быстрей.
Google Assistant, Amazon Alexa и Apple Siri становятся частью повседневной жизни. По данным Google, за последние несколько лет в маркетинге резко возросло количество запросов “бизнес рядом со мной”. При этом 58% потребителей ищут местный бизнес с помощью голосового поиска. Голосовой поиск всё активнее пробирается в пространство Digital-маркетинга.
90% пользователей считают звук жизненно важной частью взаимодействия с платформой TikTok: они в 8 раз чаще вспоминают фирменный контент, когда слышат знакомые звуки. Располагающий тон и голос влиятельного лица, которое описывает ваш продукт, означает, аудитория с большей вероятностью поверит в него и будет доверять вам как бренду.
Все, что необходимо сделать, это настроить свою SEO оптимизацию для голосового поиска. По данным Google, точность голосового поиска превышает 95%. Что должен контролировать маркетолог:
Цифровой маркетинг тянется к человечности, самое время добавить разговорные запросы на свои страницы. «Деревянный» запрос: «лучшая паста киев заказать». Разговорный запрос: «где в Киеве готовят самую лучшую пасту».
Голосовые запросы обычно длиннее текстовых. Google не нужно их видеть в H-тегах, чтобы использовать их в голосовых ответах: они могут быть удалены из любой части вашего контента.
Сконцентрируйтесь в маркетинге на вопросительных фразах: что? где? когда? как? кто? тому подобное. Для формирования списка фраз можно использовать сервис Answer the Public.
Очень удобно создать на сайте раздел FAQ (ЧаВо). Согласно исследованию Backlinko, 29 слов – средний объем ответа на голосовой запрос. На каждый вопрос дайте краткий, ясный и существенный ответ, который должен быть написан на уровне учащихся 9-го класса.
Сейчас в маркетинге активно тестируются инструменты машинного обучения, которые преобразуют альбомные видео в квадратные или вертикальные форматы в зависимости от того, как кто-то смотрит YouTube. В 2023-м году решения уже выйдут на рынок. Популярность TikTok и Instagram Reels в маркетинге будет только расти.
Цифровой маркетинг 2023-го требует видеоконтента. Снимайте Reels и TikTok. Если у вас нет опыта работы на этих платформах, регистрируйтесь и смотрите. Так вы выработаете насмотренность и будете в курсе трендов платформы. Короткие видео — проверенный способ попасть в сердца зумеров. Ведь вы находитесь в их естественной среде обитания.
од, в который ваша сертификация по классической Гугл-аналитике утратит свою актуальность. 1 июля 2023-го года GA4 полностью заменит Google Analytics Universal.
GA4 – это новая разновидность ресурса для оценки передовых технологий отслеживания результативности бизнеса. Обновленная версия работает на основе машинного обучения и совершенствует каждый этап классической аналитики:
В “Отчете в реальном времени” маркетолог в одном экране может видеть географию, статистику просмотров страниц и достижение событий. Изменения коснутся и алгоритмов поисковой выдачи. В 2023-м году и искусственный интеллект станет в маркетинге еще умней и будут продвигаться сайты, что наилучшим образом отвечают на вопрос клиента, а не имеют множество обратных ссылок и точное ключевое слово в мета-заголовке.
Настройте GA4, чтобы удобнее решить сложные задачи бизнеса. Настроить обновленную аналитику несложно:
Кстати, новички в GA 4 могут выбрать “Настройки Ассистента”: он поможет с настройками и даст подсказки. И не забывайте о релевантности вашего контента в маркетинге! Сделайте так. чтобы пользователь нашел ответ на все интересующие его вопросы и повысьте свой шанс оказаться в топе поисковой выдачи.
В 2023-м пользователи хотят, чтобы вы считались с их особенностями и взяли в партнеры в достижении целей устойчивого развития. Инклюзивный маркетинг — это маркетинговая деятельность компании, ориентированная на группы потребителей с культурными особенностями или физическими отличиями. И это один из основных трендов Digital-маркетинга.
Согласно исследованиям Nielsen в 2022 году, 59% чернокожих зрителей с большей вероятностью совершат покупку у брендов, в рекламе которых фигурирует кто-то из их группы. А модные бренды всё чаще используют в маркетинге моделей оверсайз.
При разработке маркетинговых сообщений, думайте об инклюзивности. Убедитесь, что ваш сайт адаптирован для людей с плохим зрением. В физическом магазине адаптируйте пространство для людей с ограниченными возможностями.
Чем бы вы не занимались, покажите клиентам, что вы уважаете их такими как они есть — и те превратятся в верных фанатов вашего бренда. И не забудьте транслировать свою миссию через каналы маркетинга. Если вы выделяете часть доходов на благотворительность (а в Украине это сейчас больше правило чем особенность), не будьте скромными. Расскажите об этом пользователю и позвольте ему стать частью вашей масштабной миссии. То же самое касается целей устойчивого развития. Люди хотят быть часть чего-то важного.