Почти на 100%: ведущие торговые сети Украины за 16 месяцев войны практически восстановили довоенное количество действующих магазинов (инфографика)

Почти на 100%: ведущие торговые сети Украины за 16 месяцев войны практически восстановили довоенное количество действующих магазинов (инфографика)

12.07.2023 09:00
  385
Єрмакова Яна

Как показало ежемесячное исследование, регулярно проводимое среди членов Ассоциации ритейлеров Украины с 21 марта 2022 года методом онлайн-опроса почти сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, в настоящее время закрытыми остается только 1% торговых объектов/магазинов. За 16 месяцев войны этот показатель снизился на 28%.

Напомним, что данный опрос был проведен лишь среди 92 членов RAU, потому следующие цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла. Согласно данным последнего опроса торговых сетей – членов RAU – через 16 месяцев из 16935 торговых объектов всей отрасли уже работает 16725. Процент действующих объектов составляет 99%, соответственно закрытых – всего 1%. Если в марте прошлого года не работала почти треть торговых точек (29%), то сейчас остается закрытыми всего 210 объектов торговли из 4481, ранее остановивших свою работу. Работая в сверхсложных условиях, ритейлеры делали возможное и невозможное, чтобы критически важная инфраструктура для обеспечения населения необходимыми товарами продолжала работать.

Возвращение старых позиций

Тренд на восстановление ритейла продолжается с апреля 2022 года и сохраняется по сей день. Как видно на графике, с начала 2023 года общий показатель работающих магазинов улучшился на 5%, то есть примерно по одному проценту в месяц. Что на практике означает сотни обновленных магазинов. Так, например, еще в начале этого года было закрыто по разным причинам 1070 объектов торговли, а теперь открыто 80% из них (+860). Наибольшее количество магазинов в этом году было снова запущено в работу в марте (220) и мае (238), а в другие месяцы восстанавливалось примерно сотня-полторы торговых точек. Таким образом, произошло почти полное восстановление сетей по количеству действующих магазинов. И дальше будет идти наращивание их количества, особенно по мере освобождения новых территорий.

В целом же количество открытых торговых точек увеличилось за 16 месяцев на 28%. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений продолжается во всех без исключения сегментах.

Продуктовый ритейл

Продуктовые сети до войны насчитывали 5226 объектов и в самый тяжелый период – в апреле 2022-го, когда FMCG-операторы оптимизировали свои сети – было закрыто 24% магазинов. Начиная с мая прошлого года, доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов уверенно уменьшалась.

По состоянию на конец 2022 года уже работало 95% довоенного количества магазинов или 4913 торговых точек. За шесть месяцев текущего года продовольственные сети смогли запустить в работу дополнительно еще 4% магазинов, достигнув отметки в 5170 работающих маркетов. Соответственно количество закрытых торговых точек уменьшилось до 56. То есть, не более 1% от довоенного количества.

Всего доля неработающих магазинов за 16 месяцев войны сократилась на 20%, если сравнивать нынешние показатели с количеством работавших 3600 маркетов в марте 2022 года.

Непродуктовый ритейл

Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеет схожую динамику обновления с сектором FMCG. Однако здесь первоначальное падение было сильнее (-27%), когда было закрыто более 700 объектов. За прошлый год ритейлерам удалось значительно улучшить этот показатель, и в декабре закрытыми оставалось только 212 торговых точек или 7%. В текущем году этот сектор восстановился даже лучше продовольственного ритейла: уже в апреле 2023 года 99% из 3168 магазинов сетей возобновили свою работу. А по состоянию на июнь количество работающих магазинов достигло показателя в 3340 точек, превзойдя довоенные показатели на 3%, или 93 магазина.

В целом с начала войны непродовольственный ритейл улучшил показатель работающих торговых точек на 30% (по сравнению с мартом 2022 года, когда работало только 73% магазинов сетей), а с начала 2023 года – на 10%.

Ювелирные изделия

Сектор jewelry претерпел едва ли не самое большое сокращение в начале войны, когда в марте 2022-го работало менее двух сотен магазинов из 1313 торговых точек, или только 15%. Победы на поле боя придали уверенности потребителям и создали необходимый для восстановления отрасли спрос, в том числе за счет увеличения количества браков. Соответственно еще осенью прошлого года доля работающих ювелирных магазинов выросла почти до 70%, а в декабре 2022 года достигла отметки в 71% или 933 магазина. С начала 2023 года отрасль медленно, но уверенно отвоевывала по одному проценту ежемесячно и как результат – в мае уже работало 994 магазина или 76% от их довоенного количества. Закрыто было всего 319 магазинов. Но в июне 2023 года ситуация снова ухудшилась и количество неработающих торговых точек увеличилось до 350. Соответственно доля работающих магазинов упала до показателя февраля – 73%. В результате за 16 месяцев войны удалось восстановить только 58% отрасли, из которых прирост в 2% сформировался в течение первого полугодия 2023-го. Сейчас работают 963 магазина из 1313, которые были до войны. Возможно, сейчас достигнута определенная точка равновесия между имеющимся спросом и предложением на рынке. Поскольку нужно учитывать, что большое количество украинцев покинуло страну и должно закрывать более насущные потребности.

Fashion-ритейл

Так получилось, что торговля одеждой, обувью и сопутствующими аксессуарами сильно пострадала от нарушения логистики и потери или закрытия производств в Украине. Вдобавок люди сначала покупали только продукты и самые необходимые вещи. Но сектор fashion-ритейла не только нашел выход из затруднительной ситуации, но и смог возобновить работу 61% магазинов в течение 16 месяцев войны. Так, если в начале весны 2022 года работало всего 25% магазинов, то уже в декабре их было 80%. То есть восстановилось более половины закрытых изначально торговых точек.

За шесть месяцев этого года удалось улучшить этот показатель еще на 9% и сейчас работает уже 605 магазинов из 681, которые насчитывались до войны. Это на 123 точки больше, чем работало в декабре прошлого года. Возрождению отрасли способствовало, в частности, увеличение популярности продукции made in Ukraine. Поэтому закрытыми остаются менее восьмидесяти магазинов, Надеемся, что их открытие и появление новых магазинов украинских ритейлеров состоятся уже в скором времени.

Техника и электроника

В сфере торговли бытовой техникой и электроникой восстановление тоже продолжается, но гораздо медленнее, что продиктовано спецификой данного вида ритейла. Во-первых, технику покупают не так часто даже по сравнению с одеждой, а во-вторых, подобные магазины имеют свою специфику и требования по размеру помещений и возможностей для демонстрации техники. Поэтому доля работающих магазинов с января по июнь 2023 увеличилась только на 5%: с 826 до 870 торговых точек. По сравнению с декабрем прошлого года дополнительно открылось 44 магазина. Стоит отметить, что 25 магазинов добавились именно в июне, в то время как в предыдущие месяцы открывалось не более пяти-восьми магазинов.

Но по сравнению с мартом прошлого года, когда из 980 магазинов работало чуть больше половины (56%), заметен значительный прогресс. Так, за 16 месяцев войны удалось вернуть к работе 33% магазинов. Соответственно, количество закрытых магазинов упало до 110.

Аптечный ритейл

Аптечные сети – еще одна отрасль ритейла, которая смогла не только быстро восстановить количество работающих торговых точек, но и превысить довоенные показатели. И она, кстати, была в этом первой. Так, уже к концу прошлого года аптечным сетям удалось перекрыть довоенное количество торговых точек на 19 единиц: в декабре 2022-го работало 3815 аптек против 3796, которые были до войны. Поскольку лекарства и медицинские средства остаются одними из наиболее востребованных товаров, особенно в военное время, в дальнейшем доля положительного прироста количества аптек и аптечных пунктов только усиливалась.

Зимой 2023 года прирост составлял лишь по проценту, а уже весной динамика улучшилась до 2% в месяц и по состоянию на июнь этого года уже работало более 4157 точек. Это превысило их довоенное количество на 10% или 361 торговый объект. И как раз 9% этого прироста произошло именно в этом году. В целом же с марта 2022 года по июнь 2023-го количество работающих аптечных заведений увеличилось на 26%, компенсировав падение на 16% и обеспечив рост на 10%.

Сети АЗК

Торговля топливом востребована всегда и поэтому в большинстве своем закрытие 200 заправок (или 14%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего с разрушениями или оккупацией врагом. Восстановление функционирования уцелевших АЗК и восстановление разрушенных постепенно увеличивали долю работающих заправок. Уже к концу прошлого года восстановилось 94% из 1512 АЗК, которые были до войны. Но в отличие от, скажем, аптечного ритейла, топливные сети почти не развиваются дальше.

По состоянию на июнь работало 1432 точек или 95% от довоенного количества. То есть с марта 2022-го по апрель 2023-го доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 10%. За 2023 год этот показатель вырос всего на 1% или на 13 АЗК. Хотя в течение января-мая этого года открылось 32 АЗК и оставалась закрытой только 61 заправка, в июне количество неработающих АЗК снова возросло до 80 точек.

Магазины стройматериалов

Так же очень плавное обновление наблюдалось в сфере торговли стройматериалами. В начале войны работало только 68% из 130 магазинов по состоянию на март 2022 года. К концу года этот показатель достиг 85%. За зиму и весну 2023 ритейлеры запустили в работу еще восемь магазинов, увеличив количество работающих магазинов до 119, что соответствовало 92% от довоенного количества. Но в июне, с приходом настоящего тепла и активного периода строительства и восстановления разрушенных объектов, количество торговых точек увеличилось сразу на 23 объекта и достигло 142 магазинов. Это на 12 точек или 9% больше, чем до войны. В результате общий прирост отрасли за шесть месяцев 2023 составил 24%, а за период 16 месяцев войны – целых 41%. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, динамика развития отрасли поражает.

Сфера развлечений

В сфере развлекательных центров с началом войны сложилась самая тяжелая ситуация. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 50 объектов. В декабре прошлого года возобновили работу уже 90% точек или 45 центров развлечений. Зимой и весной 2023 удалось открыть еще две локации и общая доля работающих заведений достигла 94%. Но в мае и июне этот показатель вернулся почти на начальный уровень – 92%. Соответственно, прирост с начала года составляет всего 2%, а за 16 месяцев – 79%.

Посетителей принимали только 46 развлекательных комплексов.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка