Топ-менеджер EVO: цифровая трансформация — задача №1 для украинского бизнеса

Топ-менеджер EVO: цифровая трансформация — задача №1 для украинского бизнеса

14.01.2019 08:10
  538
Ukrainian Retail Association

Руководитель бизнес-направления EVO Group Оксана Ферчук поделилась опытом компании, и рассказала о том, как диджитализация помогает бизнесу стать эффективнее.

Читайте українською

Многие бизнесы в нашей стране все еще живут в «аналоговой» эре, тогда как есть «digitally-born» компании, которые изначально строят свой бизнес с широким применением цифровых технологий. Одним из ярких представителей эры диджитал в Украине является группа компаний EVO. Оксана Ферчук, руководитель бизнес-направления компании EVO (торговая площадка Zakupki.Prom.ua и сервис электронного документооборота «Вчасно») рассказала об опыте работы компании в интервью на delo.ua. RAU приводит выдержки из интервью.

О диджитализации бизнеса

Диджитализация — это возможность с помощью новых технологий развивать бизнес, создавать новые продукты и улучшать клиентский опыт, а также усовершенствовать внутренние бизнес-процессы, работать над затратной частью. Цифровые инструменты применимы практически к любой сфере, в которой работает бизнес.

Кроме того, диджитализация — требование времени. Компании, которые раньше других начали использовать технологии, получают конкурентное преимущество.

Есть компании, которые родились в эре диджитал, так называемые «digitally-born». А есть те, которые жили в аналоговом процессе, но увидели возможности, которые дают новые технологии, и сознательно пришли к использованию этих инструментов — digitally transformed. Мы относимся к первым, поэтому нам изначально было легче.

О сервисах для себя и других

У нас есть продукты, которые мы изначально задумали для себя. Один из таких примеров — сервис электронного документооборота «Вчасно». У нашей площадки Zakupki.Prom.ua большое количество клиентов, юрлиц, с которыми нам нужно раз в месяц обмениваться актами выполненных работ. Мы начали с того, что перевели в электронный вид документы с нашими клиентами. Первая реакция от бухгалтерии была очень настороженной. Но когда они поработали с этим полгода и увидели, насколько это удобно — они изменили мнение.

Мы стараемся так упростить продукт, чтобы, воспользовавшись им, человек не захотел возвращаться к старому способу. Не забываем и об экономии: мы посчитали, что только за 2018 год «без бумаги» мы сэкономили более 6 млн грн.

Основные сервисы, конечно же, делали сразу для рынка, но тестировали на своей компании и получали прямую оперативную обратную связь. Например, каждый бизнес сталкивается с закупками товаров, услуг и оборудования. Мы предлагаем сервис, позволяющий этот процесс оптимизировать и перевести в электронный вид. Тендер публикуется автоматически, поставщики видят конкретную закупку и могут в ней поучаствовать.

Этот инструмент доступен для всех компаний. У EVO есть, по сути, два вида сервисов. Первый — мы помогаем людям что-то покупать или продавать в интернете. Это наш потребительский сервис. Второй — мы создаем онлайн-инструменты для ведения бизнеса. Чтобы начать их использовать, не нужно долго выбирать, покупать, заключать контракт, устанавливать софт. Клиент заходит на сайт сервиса, читает условия, за несколько минут регистрируется и может моментально пользоваться.

Почему in house продукты

Что касается электронного документооборота «Вчасно» — нас просто не устраивали готовые продукты. Самое известное решение, которое помогало отправлять документы в электронном виде, на тот момент было «коробочным», не SaaS-сервисом. Его нужно выбрать, купить, инсталлировать, научиться использовать — и главное, убедиться, что все твои клиенты тоже его купили и научились с ним работать. Это старый, аналоговый и сложный процесс, несмотря на то, что решение вроде бы из сферы IТ.

У нас принципиально другой подход. Все, что мы делаем — должно быть легко и просто в использовании. Но мы с удовольствием работаем с простыми решениями, которые уже есть на рынке.

Это все инструменты G-suit — это Google-таблицы, Google-документы, календари, презентации и др. Использование G-suit позволило нам массово отказаться от Microsoft Office, а это огромная экономия.

Оксана Ферчук

Как почтовый сервис мы используем Gmail. Но почтой мы пользуемся в основном для внешних коммуникаций. В компании мы используем корпоративный мессенджер Slack. Кроме оперативных сообщений между членами команды и групповых чатов, через Slack у нас, например, можно отослать заявку на отпуск (то есть не нужно писать заявление, идти в отдел кадров, собирать подписи), заказать напиток в нашей кофейне или пропуск на стоянку для машины для своих гостей.

Такие детали — элементы цифровой культуры. На первый взгляд, они не меняют что-то в компании кардинально, как например CRM-система, но они формируют особую культуру и способ мышления команды. А это привлекает таких же «цифровых» людей, которые приносят с собой новые навыки и знания.

В облаках от Amazon

Мы давно не храним большие объемы данных у себя на серверах, как было принято для компаний IT-сектора. Мы пользуемся облачными решениями Amazon. Конечно, у нас есть какие-то элементы сервисов в наших дата-центрах, так как некоторые данные по закону необходимо хранить в Украине. Но для большинства — мы используем «облака». Такого качества и надежности, которые предоставляет Amazon, практически невозможно добиться, если ты строишь свою инфраструктуру и считаешь затраты.

Использование облачной инфраструктуры Amazon — это экономия и надежность. В нашем случае это уже подтверждено многолетним опытом работы компании, которая обслуживает 27% всех потребительских интернет-транзакций в Украине.

Чек-лист цифровой трансформации

Планируя цифровую трансформацию, я бы разделяла задачи на два сектора: цифровые бизнес-процессы и цифровая культура. И советовала для начала пройтись по стандартному чек-листу.

  • Первое: могу ли я как бизнес продавать через интернет. Инструментов для этого масса: агрегаторы, маркетплейсы, социальные сети или самостоятельные продажи. Рынок интернет-продаж растет в Украине на 35% от года к году.
  • Второе: промо своих продуктов. В прошлом году расходы на рекламу через интернет превысили расходы на телевизионную рекламу. В «телике» потребитель обезличен, а интернет дает уникальную возможность узнать о клиенте гораздо больше и подстроить предложение конкретно под него.
  • Третье: диджитализация процессов продаж. Большинство компаний знают, что такое CRM-система, ведут учет клиентов в электронном виде и строят так называемую воронку продаж. Это помогает понимать, какое количество «лидов» (потенциальных клиентов) пришло, рассчитать конверсию, оценить, как долго эти клиенты используют сервисы и рассчитать эффективность своих вложений.
  • Четвертое: оценить, как бизнес получает обратную связь от своих клиентов и как ее использует. Собирает ли компания данные о клиентах (Big Data) или системно измеряет уровень удовлетворенности клиентов сервисом (например, NPS). Этот список можно продолжать.

Коммуникации будущего

Очень важно уходить от приказов, распоряжений и даже e-mail в сторону мессенджеров и оперативных инструментов, которые позволяют командам быстрее взаимодействовать.

Еще один важный элемент — коммуникация с клиентом. Наши клиенты уже мигрировали в цифровую среду, поэтому им удобно общаться и в соцсетях, и в мессенджерах, и на форумах. Бизнес должен идти за своим клиентом или даже предвосхищать его ожидания.

Тяжелый участок, через который большинство компаний в Украине еще не прошли, — это как раз цифровая трансформация внутренних бизнес-процессов. В вопросах, касающихся клиентов, продаж, бизнес реагирует быстро. Мы видим моментальную пользу и моментальный эффект. А вот осознать, что внутренние процессы можно тоже оцифровать, сделать их гораздо более эффективными — сложно.

Самый простой вариант, доступный любому предприятию, чтобы начать этот процесс — это так называемые «лучшие практики». Уже можно ориентироваться даже на бизнесы в Украине. Еще интересней ориентироваться на бизнес, который работает в вашем же сегменте, но, например, на более цифровом рынке. И тут интересно смотреть на Соединенные Штаты или Азию. Более тактический подход — сравнивать себя с бизнесом в соседних странах и понимать, какие ближайшие шаги можно было бы предпринять.

Учиться на чужом опыте — это один из самых действенных способов понять, что необходимо делать.

Еще очень помогает приглашение в свою команду людей, которые знают, что такое цифровые бизнес-процессы. А лучше, если они вообще не приемлют аналоговые инструменты. Такие люди способны менять культуру, а значит трансформировать мышление команды.

Не увольнять — менять

При такой цифровой трансформации я бы говорила скорее не о сокращении штата, а о минимизации процессов, которые могут быть автоматизированы. И дальше уже каждое предприятие решает для себя. Кто-то сократит персонал, а кто-то переквалифицирует и даст другую работу, которая будет иметь большую ценность для компании и для сотрудника. Важен и встречный процесс. При попытке расширить штат рекомендую обязательно задавать себе вопрос: «А можно ли эту работу автоматизировать, не привлекая дополнительный персонал?»

Но это непременно должно произойти. Иначе предприятие работает с низкой эффективностью и не может конкурировать с другими игроками рынка. Мир глобализируется, и конкуренция уже не внутри Украины, а с другими странами.

Цифровые тренды ближайшего будущего

Мы бы очень хотели донести до украинских компаний тот факт, что оцифровываться не страшно и нужно делать это уже сейчас. В этом Украина уже отстает от большинства европейских стран. CRM-системы, взаимодействие с клиентом, внутренняя коммуникация, интернет-продажи — для многих рынков это уже прошлое. А мы еще не примерили его для большинства средних бизнесов в Украине. На мой взгляд, нужно фокусироваться именно на том, что уже опробовано и доказало свою эффективность в таких странах, как Швеция, Южная Корея или Эстония.

Пока украинский бизнес не начнет массово использовать новые технологии, он будет терять конкурентоспособность. Что, собственно, и происходит. В рейтинге цифровой конкурентоспособности из 63 стран мы в 2014 году были на 56 месте, а в 2018-м опустились уже на 58.

И это не только о конкурентоспособности украинского бизнеса, это о нашем общем будущем. О том, что современное поколение выбирает не подписание бумажных приказов и перекладывание бумажек с места на место в украинских компаниях, а современные роботизированные производства в Германии или исследовательские лаборатории во Франции. Они голосуют ногами.

Поэтому я уверена, цифровая трансформация — это не будущее, а настоящее для украинского бизнеса. Это задача №1 для каждого, если мы хотим уверенно смотреть по сторонам и развиваться как украинское общество дальше.

Читайте также —

Електронні закупівлі: практичні кейси — як заощадити на проведенні тендерів


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка