Топ-7 украинских ритейлеров, вышедших в этом году на внешние рынки

Топ-7 украинских ритейлеров, вышедших в этом году на внешние рынки

28.12.2022 08:45
  879
Дарія Осіїк

Нова пошта, Arber, Черноморка, No Taboo и другие ритейлеры и представители смежных отраслей, которые в этом году рискнули и начали или продолжили экспансию на европейские и мировые рынки.

Полномасштабное вторжение России в Украину перечеркнуло амбициозные планы по внутреннему развитию многих ритейлеров. Компании были вынуждены быстро адаптироваться к сложной ситуации в стране, перестроить все бизнес-процессы и создать альтернативный план развития. Многие ритейлеры и представители смежных отраслей сделали ставку на экспорт как новый способ развития компании и диверсификации рисков. RAU сделал обзор компаний, которые уже в этом году начали развивать зарубежное направление и даже получили первые положительные результаты.

Нова пошта

В этом году Нова пошта начала покорять Восточную Европу. Первой страной, где в этом году появилось отделение лидера украинского рынка доставки, стала Польша.

Первое отделение НП появилось в Варшаве в начале сентября 2022 года, второе – 19 октября в Кракове. Всего компания в Польше открыла уже 10 отделений Nova Post: в Варшаве, Кракове, Жешуве, Познани, Гданьске и Вроцлаве. В каждом из них работают украинцы, которые могут обслуживать клиентов как на украинском, так и на польском языках.

Выход на польский рынок — первый этап глобальной экспансии, которую задумали владельцы Нова пошта, Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк. До полномасштабного вторжения России компания фокусировалась на развитии в Украине, но война заставила учредителей пересмотреть свои планы и сделать ставку на экспорт.

По словам Поперешнюка, в начале 2023 года НП должно появиться в Чехии, также есть планы на Литву и Швецию. «Постепенно будем открывать отделения по всей Европе», – написали с официального Facebook-аккаунта компании.

Arber

В ноябре 2022 года украинская fashion-группа Arber вышла на рынок Грузии и открыла свой первый магазин площадью 176 кв. м в ТЦ East Point в Тбилиси.

«Мы определили для себя важным развитие экспортных продаж, поэтому планируем открывать свои магазины не только в Грузии, но и в других странах. Начали именно с Грузии, потому что эта страна была для нас понятной и мы уже имели контакты с менеджментом местных торговых центров. К тому же анализ рынка показывает там высокие темпы экономического роста и роста платежеспособности покупателей, на рынке уже представлены ключевые международные сети, есть хороший выбор торговых площадей, также есть соответствующая культура потребления, которая соответствует нашей бизнес-модели», — рассказал генеральный директор Arber Fashion Group Вадим Золотаревский.

В настоящее время компания планирует развивать грузинскую сеть. В следующем году Arber планирует открыть только в Тбилиси еще три-четыре магазина, чтобы бренд был заметен и занял свою нишу на рынке. Также сеть сейчас в активных поисках партнеров для выхода и на другие рынки Европы.

No Taboo

В июне в центре Барселоны на главной туристической улице Rambla открылся украинский интим-бутик No Taboo. Это первый магазин украинской сети в Европе. Всего у компании, масштабируемой путем франчайзинга, 48 магазинов в 15 городах Украины. В 2020 году выручка No Taboo составила $6-7 млн.

No Taboo в Барселоне владелица сети интим-бутиков Анжела Запорожец открыла в качестве пилотной торговой точки, на которой проверяет жизнеспособность своего бизнеса в Европе. Выходить в Европу ее, как и многих других, заставила война, ведь украинский бизнес почти остановился: половина магазинов не работают, а новый товар завезти почти невозможно.

Сейчас ее идея – открывать бутики в ЕС по франчайзингу. В первом магазине оттачивают бизнес-процессы: работу с партнерами и поставщиками, а также тестируют программное обеспечение. Следующий шаг – продавать франшизы в ЕС. В компании сразу учитывают возможный риск, что впоследствии часть франчайзи может потерять интерес к бизнесу за границей из-за возвращения в Украину. Поэтому владелица бизнеса планирует со временем выкупать точки, которые выйдут на прибыльность в Европе.

Мебельный ритейлер Дубок

До войны компания развивала сеть офлайн-магазинов, насчитывавшую 19 мебельных салонов, и в процессе открытия было еще три.

Дубок удалось выровнять ситуацию и сделать решительные шаги в сторону развития. Летом топ-менеджментом компании было решено масштабироваться на рынке Львова и попробовать свои силы в Европе. В настоящее время сеть салонов компании насчитывает 15 салонов в Украине и салон мебели в Праге (Чехия).

Мебельный ритейлер из всех стран Европы выбрал Чехию для старта выхода на европейский рынок по следующим причинам:

  • Удобная география страны (внутренне удобно отстроить логистику, близко к Украине, есть граница с Германией, Австрией, Польшей и Словакией);
  • Ментальное сходство с Украиной;
  • Большая украинская диаспора;
  • Конкурентность (ИКЕА, XXXLutz, Mobelix, Sconto, Asco, JYSK и еще несколько сетей). Но Дубок имеет важные преимущества по сравнению с конкурентами – мобильность, скорость, простота.

Первый мебельный салон Дубок и интернет магазин в Чехии уже стартовал. Сейчас ритейлер работает в Чехии в режиме стартапа, изучает рынок и многое экспериментирует. Следующим этапом развития компании в Европе является открытие еще около пяти шоурумов в Праге, после которых – масштабирование по всей Чешской Республике.

Lviv Croissants

В этом году экспортную экспансию начала и сеть Lviv Croissants, открыв три заведения в Польше (полноценные заведения в Варшаве и Вроцлаве, а также фуд-корт в маленьком приграничном городе Згожелец).

В Польше сеть планирует открываться как на фуд-кортах ТРЦ, так и в стрит-ритейле. На рынке Польши представлен ассортимент аналогичный украинскому – сытные и сладкие круассаны, завтраковые круассаны-гриль, добавки к круассанам, линейка холодных и горячих напитков.

В Польше, так же как и в Украине, сеть планирует открывать собственные заведения и франчайзинговые.

Дальнейшие планы на несколько лет – национальное покрытие в Польше и открытие регионального офиса. Для этого компании нужно наладить устойчивые партнерские связи, найти польских подрядчиков, открыть около десяти пекарен в разных локациях для подтверждения бизнес-модели и оцифровать гостей для построения маркетинговой стратегии.

GastroFamily Дмитрия Борисова 

В середине июня основатель сети ресторанов GastroFamily Дмитрий Борисов объявил об открытии франшиз в разных странах мира. В частности, франшизу можно купить в Польше, Германии, Великобритании, США, Канаде или ОАЭ.

Как сообщил ресторатор на своей странице в Facebook, выбрать формат для франшизы можно в зависимости от того, сколько партнеры готовы инвестировать в бизнес и какие цели ставят перед собой:

  • Food Point, кафе-ресторан с быстрой доставкой (от 12 кв. м, необходимые инвестиции – от 30 000 евро)
  • Ресторан с выдачей блюд за 300 секунд и доставкой за 15-30 минут (от 50 кв. м, необходимые инвестиции – от 50 000 евро)
  • Фуд-холл GastroFamily Market, объединяющий 3-7-10 ресторанных концепций на одной локации (от 250 кв. м, необходимы инвестиции – от 250 000 евро)

За франшизой можно будет открыть заведения под брендами Белый Налив, БПШ, Chicken Kyiv, Mushlya, Varenyky Now, Oxota na Ovets, RONIN, Crab’s Burger, Philadelphia, «Шашлыки, вино и друзья», Ватра, Pinzarella, Dogs&Burgers или Коробка-бар. Компания будет дополнительно предоставлять консультации по уплате налогов и поможет найти помещение. При этом убегающим от войны украинцам предлагают особые условия: 50% скидки на паушальный взнос (10 000 евро вместо 20 000 евро) и освобождение от роялти на первые шесть месяцев.

Осенью, по информации Дмитрия Борисова, компания продала уже семь франшиз на свои заведения Biliy Nalyv, Mushlya, BPSHA, GastroFamily Food Market. Покупатели будут открывать их в Польше, Британии, Молдове, Болгарии и Румынии.

Черноморка

До войны сеть Черноморка насчитывала 25 работающих ресторанов, еще 26 – были в строительстве. Компания открывала по четыре заведения под брендами Черноморка, Селедочная, Анчоусна, Чебуречная и имела большие планы по дальнейшему расширению внутри страны. Но война резко изменила фокус и приоритеты компании. По словам основательницы и CEO Черноморки Ольги Копыловой, сеть не будет открывать новые рестораны в Украине, а будет расширяться в Европе.

Уже в конце апреля Черноморка вышла на европейский рынок сначала на рынок Молдовы, а впоследствии Румынии. В Молдове ресторан вместе с местным партнером открыли всего через три недели. С открытием ресторана в Румынии было больше сложностей из-за языкового барьера и различий в менталитете.

В настоящее время сеть открыла уже четыре заведения в Румынии и Молдове. Рассматривают помещение нового заведения в Вильнюсе, уже арендована недвижимость под ресторан в Варшаве. В планах – открыться в Лондоне.

Читайте также —

Топ ресторанів та інших закладів food-рітейлу, відкритих за 2022 рік


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка