Топ-10 главных тенденций в розничной торговле на 2024 год
Специалисты сервиса по выявлению трендов Exploding Topics составили свой список наиболее важных тенденций розничной торговли в 2024 году. RAU предлагает ознакомиться с основными выводами маркетологов и SEO специалистов о том, как поведение потребителей, технологии и цепочки поставок оказывают влияние на розничную торговлю.
Расширение возможностей бесшовной торговли
На современном рынке любые шероховатости или неудобства в клиентском опыте могут привести к потере продаж. Согласно отчету PwC, более 40% потребителей говорят, что будут платить больше за продукт, если смогут получить его быстро и удобно. Самообслуживание, автономная проверка и оплата покупок, расширенные возможности оплаты и обновление запасов в режиме реального времени – это лишь некоторые решения, которые сейчас находятся в тренде. Около 50% потребителей говорят, что почти постоянно используют кассы самообслуживания, а еще 30% пользуются этим сервисом в половине случаев.
Автономная оплата, известная также как расчет без кассы, — еще один способ обеспечить удобство обслуживания. К примеру, технология Just Walk Out от Amazon, которая дебютировала в 2016 году. Согласно отчету PwC, к 2027 году количество магазинов без касс во всем мире вырастет до более чем 12 000. Это на 91% больше, чем в 2021 году.
Ритейлеры также расширяют возможности оплаты как через интернет, так и в магазинах. В частности, в последние годы бесконтактные мобильные платежи набирают популярность и по прогнозам Business Insider к 2025 году 50% пользователей смартфонов в США будут покупать с использованием этого метода.
Внедрение принципа «Купи сейчас, заплаты позже» (BNPL) также продолжает набирать обороты. Один из примеров – шведская финтех компания Klarna, которая в 2023 году насчитывала более 100 млн европейских пользователей и сотрудничала с более чем 470 000 продавцами.
Продажи на социальных платформах
Согласно опросу Square и Wakefield Research, еще в 2022 году более 90% ритейлеров продавали товары в социальных сетях. Как прогнозирует Accenture, дальнейшие инвестиции в возможности социальной коммерции к 2025 году увеличат продажи по этому каналу до $1,2 трлн, что почти утроит уровень 2021 года. Accenture ожидает, что одежда, электроника и продукты питания будут способствовать развитию социальной коммерции в ближайшие годы.
В McKinsey утверждают, что благодаря способности повышать вовлеченность и гиперцелевую аудиторию этот канал потенциально может стать самым большим для всех типов ритейлеров. Эта тенденция особенно распространена среди молодого поколения. Исследования показывают, что Facebook и Instagram занимают первые места среди платформ социальной коммерции в США.
Потребительский спрос на доставку в тот же день растет
Быстрая доставка остается главным приоритетом потребителей. Доставка в тот же день превращается из приятного дополнительного сервиса в обязательную функцию для интернет-магазинов. Мировой рынок быстрой доставки к 2030 году, как ожидается, достигнет $34 млрд.
Для онлайн-бизнеса предложение такой услуги может изменить правила игры. Было подмечено, что это увеличивает коэффициент конверсии в два раза. Более 25% покупателей отказались бы от онлайн-корзины, если бы доставка в тот же день не была доступна. Около 80% покупателей хотят доставку в тот же день, а 61% – еще быстрее. К тому же, 88% потребителей готовы доплатить за скорость.
Автоматизация помогает решению проблемы нехватки рабочей силы
По оценкам консалтинговой компании Korn Ferry, к 2030 году из-за нехватки квалифицированной рабочей силы в глобальной экономике 85 миллионов рабочих мест могут остаться незаполненными. Многие из этих рабочих мест находятся в секторе розничной торговли. В частности, развитие доставки значительно повышает спрос на водителей и комплектовальщиков заказов. В то же время, как показало глобальное исследование надежд и страхов трудовых ресурсов, проведенное PwC в 2023 году, только 44% сотрудников розничной торговли удовлетворены своей работой. Это на 6% меньше, чем у респондентов в целом, и почти на 4% ниже, чем в прошлом году. Попутно нарастает другая тенденция: почти 6 человек выбирают неполный рабочий день против 1 человека, работающего полный рабочий день. Наибольшее количество таких работников в Нидерландах, Австралии, Японии и Швейцарии.
Поэтому многие ритейлеры увеличивают вознаграждения и льготы, чтобы привлечь таланты. Однако некоторые сети используют технологический подход. Один из вариантов – уже упомянутые автономные кассы и кассы самообслуживания. Автоматизация склада – еще одно решение. Walmart начал использовать программное обеспечение на базе искусственного интеллекта и автоматизированных ботов в своих центрах выполнения заказов. А компания Walgreens использует роботов для выдачи рецептурного лекарства и надеется, что к 2025 году эти роботы будут выполнять половину всех заказов компании.
Даже уборку полов в розничном магазине можно автоматизировать.
Бренды запускают торговые площадки по перепродаже модной одежды
Финансовые трудности и экологические соображения заставляют многих потребителей чаще, чем когда-либо делать покупки на маркетплейсах по перепродаже вещей. Число фирменных и независимых перепродажных площадок увеличивается. Основатель Recurate, платформы, помогающей брендам создавать собственные маркетплейсы перепродажи, говорит, что этот рынок растет в 11 раз быстрее обычной розничной торговли.
Многие бренды видят в этом беспроигрышный вариант. Они по-прежнему продвигают свою продукцию, но в то же время демонстрируют приверженность устойчивому развитию. Фактически Recurate сообщает, что такие типы торговых площадок могут привести к увеличению вовлеченности клиентов на 65% и увеличению привлечения новых клиентов на 50% без предложения каких-либо новых продуктов. Компания уже работает с такими брендами как Frye, Michael Kors и Steve Madden.
Frye Exchange – это онлайн-платформа перепродажи обуви Frye, которая позволяет его поклонникам напрямую договариваться о покупке подержанной пары. Компания по производству спортивной одежды Lululemon тоже запустила собственную платформу для перепродажи под названием Like New.
Pop Up Stores снова переживают расцвет
Возвращение покупателей в обычные магазины после пандемии повлекло за собой расцвет формата pop-up магазинов. Эта тенденция была популярна в годы после финансового кризиса 2008-09 годов, и сейчас она возвращается. Исследование Shopify показало, что около трети брендов заявили о планах запустить или расширить использование pop-up магазинов. Такой формат временной торговли позволяет брендам обеспечить физическое присутствие без 100% обязательств. Это позволяет им тестировать новые рынки, пробовать новые продукты и экспериментировать с разными форматами магазинов, не беря на себя долгосрочных обязательств.
Магазины позволяют брендам предоставить потребителям товар так, чтобы это казалось новым и эксклюзивным, создавая при этом чувство срочности. Даже люксовые бренды пользуются такой возможностью. Как Dolce & Gabbana летом 2021 года в течение месяца представлял крайне ограниченное количество летних товаров в The Sicilian Cart в Хэмптоне.
По некоторым оценкам pop-up магазины приносят до $80 млрд годового дохода и к 2025 году этот показатель превысит $95 млрд. Около 80% ритейлеров, открывших pop-up shop, считали его успешным, а 58% планируют открыть еще одну такую точку. Средний pop-up магазин активен в течение 3-14 дней.
Сегодняшние потребители ищут нечто большее, чем просто выгодные покупки. Они хотят, чтобы их развлекали, занимали и вдохновляли. Pop-up розничная торговля дает брендам и ритейлерам возможность создать увлекательный опыт, выходящий за рамки традиционного обычного магазина.
Гиперперсонализированный клиентский опыт становится нормой
Опрос, проведенный в середине 2020 года, показал, что 96% клиентов оставят бренд, если получат плохое обслуживание. Кроме того, 62% людей готовы платить за хорошее обслуживание. За последние несколько лет планка хорошего обслуживания клиентов поднималась все выше и выше. Покупатели ожидают, что бренд предоставит им необходимый товар или услугу именно тогда, когда они этого хотят. Это сводится к пониманию и прогнозированию желаний и потребностей клиентов за счет использования данных, искусственного интеллекта и автоматизации маркетинга.
В настоящее время ритейлеры вкладывают в персонализацию всего лишь 0,7% своего дохода. Но лучшие в своем классе ритейлеры сейчас инвестируют больше, около 0,9% и планируют увеличить эту сумму на 30% в ближайшие три года.
Анализ компании Epsilon показал, что покупатели четко реагируют на гиперперсонализацию, что приводит к увеличению прибыли. Данные показали, что 80% розничных клиентов с большей вероятностью совершат покупку, если компания предлагает персонализированный опыт, и 90% людей находят такую персонализацию привлекательной.
Обычно два вида персонализации обращают на себя внимание покупателей: рекомендации по продуктам на базе предыдущей истории покупок и интересов клиентов.
К примеру, Sephora, международный ритейлер косметических товаров, предлагает своим клиентам оба типа персонализации. Здесь покупатели получают индивидуальные рекомендации на основе своих ответов в зарегистрированном профиле. Продавцы в магазине также могут получать доступ к профилям покупателей и предоставлять персональные рекомендации. Программа Sephora обеспечивает виртуальный макияж – еще одну точку взаимодействия для гиперперсонализации. Последние четыре года компания входит в компании с самым высоким рейтингом в Индексе персонализации розничной торговли, публикуемой Sailthru.
Потребители требуют этических и устойчивых методов ведения бизнеса
Клиентов все больше интересует влияние на окружающую среду и нравственные практики компаний. Устойчивое развитие, экологическая ответственность и переработка отходов – атрибуты бренда, которые почти 50% потребителей считают очень важными. Как сообщает Bain & Company, революция устойчивого развития наступает быстрее, чем ожидали многие компании. Например, IDC прогнозирует, что к 2025 году 75% ритейлеров внесут изменения в свои цепочки поставок, чтобы снизить выбросы углекислого газа и снизить экологические факторы. В IDC утверждают, что это приведет к увеличению лояльности клиентов на 45%.
Сеть заведений Starbucks уже пять лет подряд реализует программу Greener Store Framework, чтобы сократить выбросы углекислого газа, использование воды и количество образующихся в их магазинах отходов. В настоящее время в Северной Америке насчитывается 2300 магазинов Greener Store, и к 2025 году компания планирует открыть еще 10 000 магазинов Greener Store по всему миру.
Для онлайн-торговли наиболее актуальна проблема упаковочных отходов. Интерес к экологической упаковке продолжает демонстрировать уверенный рост (83% за 5 лет).
Покупки в прямом эфире становятся мейнстримом
Покупки в прямом эфире – это динамичный вид розничной торговли, основанный на взаимодействии и сообществе. Обычно влиятельный человек или знаменитость выходят вживую, чтобы просмотреть и обсудить продукт, тогда как клиенты спрашивают или оставляют комментарии. За последние пять лет количество поисковых запросов по запросу «покупки в прямом эфире» возросло более чем на 720%. Эта тенденция уже имеет невероятный успех в Китае. Там индустрия достигла $66 млрд и составляет более 20% от общего объема онлайн-продаж страны. Исследовательская фирма McKinsey прогнозирует, что к 2026 году продажи в реальном времени могут составить 20% всей электронной коммерции.
Собственные торговые марки приносят рекордную прибыль
В секторе потребительских товаров продажи товаров под собственными торговыми марками в три раза опережают продажу фирменных альтернатив. Прогнозы указывают на то, что частная торговая марка потенциально может занять от 55 до 65% продаж продуктов питания в ЕС в течение следующих пяти лет. Их способность обеспечивать доступные цены без ущерба качеству закрепила их как ключевую силу, которая формирует потребительский выбор и динамично развивает рынок розничной торговли в Европе.
Этот всплеск популярности СТМ в основном наблюдается после пандемии и объясняется разными факторами, влияющими на значительный сдвиг потребительских предпочтений. Согласно исследованию Statista, охлажденные продукты возглавили сегмент рынка частных торговых марок в 2021 году, достигнув $40,4 млрд. Следом за ним следуют продукты питания и товары общего назначения с $33,8 млрд и $25,2 млрд соответственно.
Экономические проблемы, включая уровень инфляции, вынуждают потребителей искать способы сэкономить деньги. 70% потребителей экспериментировали с частными торговыми марками, а 50% выражают намерение продолжать это делать и в 2024 году.
Скажем, немецкий ритейлер Aldi уже сейчас имеет наибольшую долю продаж своих СТМ — почти 78% от общего объема продаж, В свою очередь, американская сеть Kroger после слияния с компаниями Albertsons, планирует увеличить количество местных продуктов в своих магазинах на 10%, в результате чего в каждом магазине появится не менее 30 новых местных продуктов под собственной торговой маркой. Однако, несмотря на огромный потенциал частных брендов, только 38% продуктовых магазинов удовлетворены эффективностью своих СТМ.