Топ-10 крупнейших торговых сетей Украины по суммарной торговой площади
Ашан Украина увеличил свои площади на две трети, среди лидеров по росту – Varus и Novus, а также другие изменения в топ-10 крупнейших торговых сетей Украины по суммарной торговой площади.
Темпы роста площадей крупнейших торговых сетей Украины в прошлом году несколько замедлились – такой вывод можно сделать из очередного аналитического отчета, подготовленного исследовательской компанией GT Partners Ukraine. Стоит отметить, что речь идет именно о резком росте площадей: по открытию новых магазинов лидеры рынка не собираются останавливаться и продолжают наращивать количество работающих торговых точек и географический охват. К примеру, АТБ в прошлом году, по данным GT Partners Ukraine открыл 78 объектов, но суммарная торговая площадь сети выросла незначительно – всего на 2,6%. Для сравнения – прирост этого показателя за 2015-16 года составил сразу 10%! Novus за этот же период «вырос» на 9,3%, а за минувший год – на 2,7%.
Аналогичная ситуация и с Fozzy Group – один из лидеров украинской продуктовой розницы «запустил» в 2017-м 35 магазинов, но площади всех брендов ритейлера выросли всего на 1,4%.
Неспешный рост
Этому есть сразу несколько объяснений. Во-первых, площади, находящиеся в управлении крупнейших торговых сетей Украины, по отечественным меркам внушительные. Fozzy располагает более полумиллионом «квадратов», АТБ – более 400 000 кв. м. Остальные заметно отстали. Естественно, что чем больше суммарная торговая площадь – тем ниже прирост этого показателя даже при сохранении прежних темпов открытия новых магазинов. Доказательство – пример АТБ и Fozzy.
Во-вторых, многие ритейлеры активно продолжают обновлять свои объекты, особенно начавшие работу десять и больше лет назад, проводить их ребрендинг и реконцепцию: АТБ, Fozzy, Фуршет, Retail Group (Велмарт — Велика Кишеня). А для этого приходится на некоторое время закрывать магазины, что также учитывается в таблице. Наконец, в-третьих, многие компании смело экспериментируют с форматами, начиная работу в непривычных для себя нишах (Фора — Favore, Сільпо – Le Silpo и ряд оригинальных объектов) или регионах (АТБ, Сільпо, Ашан и другие). Это также сказывается на темпах открытия новых магазинов.
При этом две из топ-10 крупнейших торговых сетей Украины продемонстрировали значительный рост. Но это не естественный органический рост, а связанный с покупкой других игроков рынка (Ашан Украина выкупил сеть гипермаркетов Караван, практически удвоив количество своих магазинов) или занятием локаций, освободившихся после ухода других ритейлеров (Varus открыл три торговые точки на месте маркетов Billa, поскольку австрийская компания решила сосредоточиться на развитии в Киеве).
Но даже учитывая эти факторы, прирост у обоих игроков впечатляет. Ашан Украина одним махом смог увеличить свою суммарную торговую площадь на 66,6% — с 102 600 кв. м до 170 940 кв. м. Varus – на 13,3%, с 63 660 кв. м до 72 150 кв. м.
У остальных участников топ-10 крупнейших торговых сетей Украины прирост или сокращение площадей составляет 1-3%. Исключение – Фуршет, «потерявший» почти 10 000 кв. м торговых площадей, но это, опять-таки, может быть связано с масштабной программой реконструкции магазинов компании.
Что год наступивший готовит
При всем том можно предположить, что сравнительное затишье 2017-го было связано в том числе и с отсутствием на рынке помещений, подходящих для крупных сетей. Об этом ритейлеры уже не раз говорили, а в прошлом году новых ТРЦ в Киеве не открывалось вообще (за единственным исключением – ТЦ Academ-City, где обосновался Varus), а в регионах – считанные единицы. При этом только за первый квартал 2018-го в столице начал работу ТРЦ Rive Gauche, где открылся крупнейший в Украине Ашан площадью 15 000 кв. м (что автоматически позволило французам опередить Metro Сash&Carry Ukraine и выйди на третье место по суммарной торговой площади). Кроме того, после продажи пакета акций сети Фуршет, Ашан Украина получил право развивать в нашей стране формат супермаркетов, и первый объект в этой концепции уже начал работу.
Сільпо открыл супермаркет в другом новом ТРЦ – Smart Plaza Polytech и уже подтвердил будущее открытие в ТРЦ Smart Plaza Obolon, также заявленном к вводу в эксплуатацию на этот год. Также сеть ждет начала работы ТРЦ River Mall, где оператор арендовал 5500 кв. м.
Novus готовится к открытию в столичном ТЦ Good Life, вышел на рынок Белой Церкви, продолжает развитие по франчайзингу и готовится представить киевлянам двухэтажный супермаркет. И, в свою очередь, рассчитывает на скорый ввод в эксплуатацию ТРЦ Retroville, где сеть будет выступать одним из якорных арендаторов.
АТБ в этом году планирует преодолеть психологическую отметку в 1000 магазинов. Помимо прочего, оператор уже занял часть помещений, где раньше работали точки Колібріс и 555, и вряд ли собирается останавливаться на достигнутом.
Учитывая все эти тенденции, 2018-й для отечественного продуктового ритейла выдастся насыщенным, и дальнейших изменений в топ-10 крупнейших торговых сетей Украины избежать вряд ли удастся.
Полную версию отчета GT Partners Ukraine вы можете заказать здесь.
Читайте также –