Спецпроект: Дело техники — топ-7 сетей электроники и гаджетов Украины по количеству магазинов

Спецпроект: Дело техники — топ-7 сетей электроники и гаджетов Украины по количеству магазинов

15.11.2018 08:15
  4052
Андрей Перевезий

На какие регионы делают ставку лидеры отечественного рынка техники и электроники, в каких форматах предпочитают развиваться, и где открывать новые магазины.

Читайте українською

Read in English

Ассоциация ритейлеров Украины презентует масштабное исследование рынка бытовой техники, электроники и гаджетов. Мы проанализировали семь крупнейших сетей, с площадью магазинов от 100 кв. м (кроме монобрендовых магазинов), предлагающих бытовую и компьютерную технику, мобильные устройства и аксессуары. Основная задача: выяснить, сколько всего торговых точек у лидеров рынка, в каких регионах они представлены, предпочитают открывать магазины в областных центрах или не пренебрегают и небольшими городами, развиваются в формате стрит-ритейл или делают ставку на объекты в торгово-развлекательных центрах. Все данные брались из открытых источников, в отчете учитывались торговые точки, указанные на официальных сайтах компаний на 20 октября 2018 года.

Украина

Бесспорный лидер по количеству магазинов техники, электроники и гаджетов – Алло. На 20 октября сеть насчитывала 363 точки – в два с лишним раза больше, чем у ближайшего преследователя. При этом стоит отметить, что в это количество включены в том числе магазины, работающие под всеми брендами группы компаний: Алло, Киевстар, Xiaomi и другими.

Вторая сеть по количеству магазинов и первая по суммарной торговой площади – Фокстрот. На третьем месте – его извечный конкурент Эльдорадо. Обращает внимание четвертая позиция в рейтинге сети Территория Твоей Техники – ТТТ, но среди 120 объектов компании есть много точек, открытых под брендами-партнерами: Киевстар, Lifecell, Vodafone.

Практически все ритейлеры представлены во всех географических регионах Украины. Единственное исключение – Цитрус: компания до сих пор не открыла ни одного магазина в Западной и Северной Украине (если не учитывать Киев), сосредоточившись на развитии в южных областях и столице.

Кроме того, именно Цитрус наравне с MOYO сделал ставку на развитие в крупных городах: почти 90% торговых точек этих сетей приходятся на областные центры и Киев. Остальные игроки рынка решили не игнорировать небольшие города. А самыми космополитами оказались Алло, Фокстрот и Comfy: практически половина их объектов расположена вне областных центров. Разумеется, в крупных городах население, как правило, более платежеспособное, но эти три компании явно сделали ставку на широкий охват аудитории и доступность для потребителя.

Чья стратегия окажется в итоге более успешной – покажет время.

Любопытно и какой путь развития выбрали торговые сети техники, электроники и гаджетов – работать в торговых комплексах или открывать объекты в стрит-ритейле. И тут из общего ряда выделяются две компании. MOYO явно отдает предпочтение ТРЦ – без малого 70% магазинов бренда представлены в торговых центрах. Цитрус, напротив, выбирает стрит-ритейл: три четверти точек бренда работают вне ТРЦ. Схожая стратегия и у Алло.

А вот остальные не пренебрегают обоими вариантами, причем ровнее всех распределила объекты между ТРЦ и стрит-ритейлом ТТТ.

Восточная Украины

При анализе Восточной Украины, разумеется, не учитывались отдельные районы Донецкой и Луганской областей, оккупированные пророссийскими боевиками. Поэтому относительно расположения магазина в/вне областных центров стоит помнить об этой оговорке: по сути, в исследовании как единственный областной центр восточного региона фигурирует только Харьков.

В целом, по количеству магазинов у разных сетей в Харьковской, Донецкой и Луганской областях ситуация схожа с общеукраинской. Уверенно лидирует Алло, за ним – Фокстрот и Эльдорадо, а замыкают «великолепную семерку» Цитрус и MOYO. Эти компании явно не относят Восток Украины к приоритетным для себя направлениям.

Больше всего магазинов техники и электроники по понятным причинам в Харьковской области, и стоит обратить внимание, что тут на втором месте неожиданно оказалась ТТТ, опередив «заклятых друзей» Фокстрот и Эльдорадо. Зато в Луганской не работают сразу четыре сети, что и неудивительно: область и раньше не считалась процветающей даже по украинским меркам, а после вторжения российских войск и начала боевых действий положение региона стало еще хуже.

Учитывая оговорку об областных центрах востока страны, стоит сразу обратиться к анализу стратегий развития. MOYO верно себе – оба магазина компании работают в ТРЦ. Такая же тактика у Comfy. А вот Алло предпочло открывать точки формата стрит-ритейл. Объекты Фокстрот разделились ровно напополам: по девять объектов в ТРЦ и в стрит-ритейле.

Северная Украина

В этом регионе представлены все операторы, кроме Цитрус, открывшего магазины только в Киеве. Лидер неизменный – сеть Алло, а вторая строчка оказалась у ТТТ, для которой северные области оказались в фокусе внимания. Причем в Черниговской она даже вышла на первое место.

Что удивляет: явный крен в сторону северо-востока. В Сумской области работает 24 магазина техники и электроники, а вот в Житомирской – лишь 18. Сильнее всего освоен, что понятно, столичный регион, в первую, очередь, благодаря городам-спутникам Киева, где есть платежеспособный спрос.

Что примечательно: все ритейлеры (за исключением отсутствующего Цитрус и малочисленного MOYO), открывают торговые точки во всех населенных пунктах, а не только в областных центрах. И отдают предпочтение стрит-ритейлу, что, впрочем, может быть связано с нехваткой качественных торговых центров в Северной Украине. А достучаться до потребителя нужно.

Центральная Украина

Этот регион традиционно является промышленным и финансовым центром страны. Так что многочисленность магазинов техники и гаджетов не должна удивлять: среди всех географических областей Украины именно здесь их больше всего. Кроме того, регион является базовым как минимум для двух крупных сетей – Алло и Comfy.

Здесь работает почти треть всех торговых точек Алло, причем 60% из них – в Днепропетровской области. В других областях региона сеть представлена значительно меньше.

Интересно, что это один из немногих регионов, где магазины Цитрус работают только в ТРЦ. Если для MOYO это – привычная картина, то одесская компания в данном случае изменила своему принципу развиваться в стрит-ритейле. Впрочем, речь идет всего о пяти магазинах, четыре из которых работают в Днепре и один – в Виннице.

Остальные операторы разумно поделили свое внимание между областными центрами и другими городами, а также сбалансировали свою представленность в ТРЦ и стрит-ритейле.

Южная Украина

Юг страны – «домашний регион» для Цитрус. И это хорошо заметно: больше половины объектов компании работают в этих трех областях. Что позволило ей выйти на второе место по общему количеству торговых точек в регионе. Скорее всего, если б в нашем исследовании учитывались и магазины техники, расположенные во временно оккупированном Крыму, ситуация была бы несколько иная, но все равно ставка Цитрус на «малую родину» очевдна.

Впрочем, и в этом регионе, за исключением Одесской области, где Цитрус опередил всех, лидер все тот же – Алло открыло в два раза больше магазинов, чем ближайшие соперники. А вот MOYO на юге практически отсутствует – всего четыре магазина, из которых три – в Одессе и один в Херсоне.

Также любопытно, что Одесскую, Николаевскую и Херсонскую области фактически проигнорировала ТТТ – всего 12 точек, и исключительно в центральных городах. Что касается распределения между стрит-ритейлом и ТРЦ – то в целом картина совпадает со средней по Украине, разве что непривычно много в торговых комплексах магазинов Comfy.

Западная Украина

Запад страны в последнее время становится магнитом для ритейлеров – практически все ведущие игроки украинского рынка розничной торговли стремительно осваивают этот регион. И сети бытовой техники и электроники – не исключение. Пока не стремится на Запад только Цитрус, но, не исключено, что появление качественных торговых центров и рост благосостояния населения подтолкнет одесситов к экспансии и в этом направлении.

Зато Фокстрот здесь представлен очень широко, и, учитывая разницу в форматах между ним и Алло, можно смело утверждать, что именно Фокстрот – лидирующая сеть техники и гаджетов в Западной Украине.

Для всех игроков рынка ключевой, что вполне объяснимо, является Львовская область. Именно здесь сосредоточена четверть всех магазинов электроники и гаджетов. По количеству все равно впереди Алло, но по площадям и общему весу для ритейла техники в области у Фокстрот соперников нет.

Что характерно: все операторы однозначно сделали ставку на областные центры – в отличие от других регионов, даже у Алло и Фокстрот больше половины объектов расположены в больших городах. Выбор между стрит-ритейлом и ТРЦ в западных областях Украины осложнен тем, что за исключением Львова, новых качественных ТРЦ в регионе немного. Поэтому компании волей-неволей вынуждены открываться вне торговых комплексов. Даже такой традиционный в этом вопросе игрок как MOYO.

Киев

И, наконец столица. Самый богатый, самый платежеспособный и привлекательный для ритейлеров город. Естественно, тут представлены все операторы, и для многих из них Киев обеспечивает значительную часть общего дохода.

Лидируют по количеству магазинов техники в столице Алло и ТТТ, за ними следуют Фокстрот и Eldorado, а меньше всего торговых точек среди лидеров рынка – у Comfy. Впрочем, 150 магазинов в Киеве только у «большой семерки» — более чем впечатляющий показатель.

И что хорошо заметно: именно в столице ритейлеры предпочитают в основном работать в ТРЦ, независимо от тактики, используемой в других регионах. Comfy вообще все девять своих объектов разместил в торговых центрах. И только MOYO – половину в ТРЦ, половину – в стрит-ритейле.

В то же время это объяснимо: такого количества качественных торговых комплексов, в том числе и открытых за последнее время, нет ни в одном из регионов Украины. А ведь при этом на ближайшие годы запланирован ввод в эксплуатацию еще ряда знаковых для ритейла и девелопмента объектов.

Полный вариант исследования вы можете приобрести по ссылке.

Читайте также —

Спецпроект: Аналіз торгівельної нерухомості в регіонах України


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  277
Все новости рынка