В шаге от победы: сколько магазинов потеряли и открыли ведущие торговые сети Украины за год войны (инфографика)

В шаге от победы: сколько магазинов потеряли и открыли ведущие торговые сети Украины за год войны (инфографика)

07.03.2023 09:00
  963
Єрмакова Яна
Костянтин Симоненко

Ежемесячное исследование, которое проводится среди членов ассоциации Ассоциации ритейлеров Украины с 21 марта 2022 года методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, показало, что за год войны закрытыми остается только 5% торговых объектов/магазинов. За 12 месяцев войны этот показатель снизился на 24%.

Согласно данным последнего опроса торговых сетей – членов RAU – через 12 месяцев из 16 787 торговых объектов всей отрасли уже работает 15 873. Процент действующих объектов составляет 95%, соответственно закрытых – всего 5%. Если вспомнить, что в марте прошлого года не работало около трети торговых точек (29%) – это очень хороший результат 12 месяцев работы отрасли в сверхсложных условиях. Особенно учитывая, что восстановление ритейла имеет критически важное значение как для обеспечения населения наиболее необходимыми товарами, так и экономики страны, поскольку ритейл влияет на всю цепь поставок товаров от производителя к потребителю. Однако полностью восстановить довоенные показатели работы сетей можно только после освобождения территорий, захваченных врагом с 24 февраля 2022 года.

Почти восстановились

Напомним, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла. Как видно из графика, тренд по восстановлению длится с апреля 2022 года и продолжается до сих пор, хотя и измеряется показателями в несколько процентов в месяц.

Весной прирост работающих магазинов составлял 5-6%, с середины лета стабилизировался на уровне 1-2%, притормозил осенью, а уже с конца прошлого года снова ускорился. Так, по сравнению с декабрем 2022 года количество неработающих магазинов стало меньше на 2%.

Вроде бы немного, но в количественном выражении это значимые цифры – 311 дополнительно открытых торговых точек. И теперь остаются закрытыми по разным причинам только 914 магазинов. То есть почти в пять раз меньше, чем было закрыто в марте прошлого года, когда не работала почти треть магазинов (4481 торговая точка). Таким образом, уже удалось вернуть к работе 80% торговых точек, которые не работали в марте.

В целом же количество открытых торговых точек увеличилось за 12 месяцев на 24%. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений продолжается во всех без исключения сегментах.

Продуктовый ритейл

Продуктовые сети по количеству торговых точек – самая многочисленная отрасль украинского ритейла. До войны здесь насчитывалось 5218 объектов и в самый тяжелый период – в апреле 2022-го, когда FMCG-операторы оптимизировали свои сети, – было закрыто 24% магазинов. Начиная с мая, доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов уверенно уменьшалась. Так, уже в июне доля работающих магазинов достигла 88% и далее этот график практически совпадал с общей динамикой обновления украинского ритейла.

Продуктовые сети, от работы которых в прямом смысле зависит жизнь украинцев, пытались делать все возможное, чтобы поскорее возобновить работу. Особо следует отметить, что ритейл стратегически важен на деоккупированных территориях и является, по факту, объектом критической инфраструктуры. Многие объекты ритейл-отрасли обеспечили за свой счет потребности в генераторах и во время долговременных отключений электроэнергии и отопления, стали частью сети «Пунктов несокрушимости» — местами, где потребители могут перекусить, выпить горячих напитков, подзарядить гаджеты и воспользоваться другими услугами.

В целом доля неработающих магазинов за календарный год войны сократилась на 17%: количество работающих магазинов в феврале 2023 достигло отметки 5010 против 3600 в марте 2022 года. В феврале этого года оставались закрытыми всего 208 торговых объектов.

Непродовольственный ритейл

Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеют схожую динамику обновления с сектором FMCG. Здесь также по состоянию на февраль 2023 года работало уже 96% из 3185 магазинов. Хотя в начале полномасштабного вторжения ситуация выглядела несколько хуже – закрыто было 27%, или более 700 объектов.

Однако довольно быстро ритейлеры начали возобновление работы и уже через месяц – в апреле прошлого года – показатель работающих точек достиг 81%. То есть только пятая часть магазинов была закрыта.

Уже осенью 2022-го количество открытых магазинов стабилизировалось на уровне более 90%. Таким образом, возобновили работу 23% закрытых ранее торговых точек. Только за три последних месяца их стало на полторы сотни больше. В настоящее время не работает 127 торговых заведений из 3185, работавших до войны.

Ювелирные изделия

Понятно, что сектор jewelry в начале войны был востребован меньше, а риски потери магазинов во время боевых действий – более высокими. Поэтому в начале весны 2022-го работало менее двух сотен магазинов из 1313 торговых точек, или только 15%. Худший показатель был только в секторе развлечений, которые тоже оказались «не ко времени». После первых побед ВСУ на поле боя уже в апреле возобновили работу 48% торговых точек, то есть почти половина рынка. Во времена контрнаступления на харьковском направлении в сентябре эта доля выросла еще на 20% и осенью стабилизировалась на уровне почти 70%. Этому способствовало рекордное увеличение количества браков в Украине (за первую половину 2022-го – на 21%). В результате закрытыми оставались около 400 магазинов.

В конце года, когда перед праздниками начал расти спрос на украшения, количество открытых точек снова стало увеличиваться. Свою роль сыграл праздник всех влюбленных 14 февраля и приближение весны. За три зимних месяца дополнительно было открыто 47 торговых точек. Остается закрытыми еще 356 торговых точек или 27%. Всего за 12 месяцев количество вновь открытых магазинов увеличилось на 58%.

Fashion-ритейл

Торговля одеждой и обувью и сопутствующими аксессуарами тоже переживает непростые времена. Нарушения логистики и потеря или закрытие производств в Украине оказали большое влияние на украинских fashion-ритейлеров, особенно небольших операторов, работавших через посредников в Украине. Значительно лучше обстоят дела у тех, кто имеет либо собственное производство или прямые поставки от производителя.

Соответственно, в начале весны 2022-го работала едва треть магазинов из 603 объектов торговли. В то же время, закрытие из соображений безопасности некоторых магазинов иностранных брендов, смена сезонов и увеличение популярности продукции made in Ukraine создало возможности для возобновления бизнеса. Уже летом работало 68% торговых точек сетей, а за 12 месяцев войны эта доля увеличилась до 82,4%. Из 603 магазинов, которые были открыты до начала войны, работает 497. Соответственно, их количество за это время выросло на 54%. Закрыто еще около сотни магазинов.

Торговля бытовой техникой и электроникой

В сфере торговли бытовой техникой и электроникой восстановление тоже продолжается, но доля неработающих магазинов еще достаточно велика: с декабря прошлого года этот показатель стабилизировался на уровне примерно 15%. Однако по сравнению с мартом прошлого года, когда из 980 магазинов работало чуть больше половины (56%), заметен значительный прогресс. Так, после резкого сокращения неработающих торговых точек весной прошлого года (с 44% до 23%) и постепенного наращивания количества открытых магазинов в течение следующих месяцев за год войны удалось вернуть к работе 29% магазинов. Соответственно, количество закрытых магазинов упало до 146. Здесь также нужно учитывать тот факт, что подобные магазины восстанавливаются медленнее, требуя значительных средств и ресурсов. Поэтому временным решением становится открытие точек выдачи вместо полноценного магазина.

Аптечный ритейл

Аптечные сети – это едва ли не единственный сектор ритейла, который не только быстро восстановил количество работающих торговых точек, но и превысил довоенные показатели. Еще в начале осени прошлого года количество работающих точек сетей достигло отметки в 98,2%, а в ноябре не работало только 29 аптек и аптечных пунктов из 3796, которые были до 24 февраля 2022 года. Оно и неудивительно – лекарства и медицинские средства остаются одними из самых востребованных как в мирное, так и в военное время. Таким образом, доля неработающих аптек снизилась с 16% в марте до 1% в ноябре. Однако уже в декабре количество работающих аптечных заведений превысило довоенные показатели и сейчас составляет 3922, что на три процента больше, чем было год назад. Но, учитывая увеличение количества закрытых заведений до 126 в феврале 2023 года, их доля снова выросла – до 3% от общего количества точек.

Сети АЗК

Равно как и с лекарствами, торговля топливом востребована всегда, особенно сейчас, когда многие объекты торговли и других заведений переходят на резервное питание от генераторов при выключении электроснабжения. В основном закрытие около 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего разрушениями или оккупацией врагом. Соответственно по мере освобождения территорий и возобновления функционирования уцелевших АЗК процент работающих заправок постепенно наращивался. В феврале уже работало 1432 точек или 95% от довоенного количества. То есть с марта 2022-го по февраль 2023-го доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 10%. В частности, за январь-февраль этого года открылось еще 13 АЗК и остается закрытыми только 80 заправок.

Магазины стройматериалов

В сфере торговли стройматериалами наблюдалось очень плавное возобновление. В начале войны, как и в других сферах ритейла, наблюдался спад, и работало только 68% из 130 магазинов по состоянию на март 2022 года. Через год доля неработающих точек уменьшилась до 10% и остается закрытыми всего 13 локаций. Это на 5% лучше, чем в декабре. В целом этот сектор ритейла увеличил долю работающих магазинов на 22% за год войны. В настоящее время принимают посетителей 117 торговых точек. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, этот процесс и дальше не может идти быстро.

Сфера развлечений

В сфере развлекательных центров с началом войны сложилась тяжелейшая ситуация. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 50 объектов. Тем лучше выглядит результат работы этого сектора через год – количество открытых развлекательных центров увеличилось на 79%. Начиная с января количество работающих заведений составляет 46 или 92%. Больше всего было запущено в работу объектов осенью прошлого года и количество неработающих объектов сократилось примерно втрое. Однако за последний месяц года открылась всего одна дополнительная локация и остаются закрытыми 4 заведения.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка