Сколько магазинов открыли крупнейшие торговые сети Украины в 2017 году
Лидерами по открытию новых магазинов в 2017 году стали EVA, АТБ, Fozzy Group, Эпицентр К, LPP, COMFY, Алло и другие.
Традиционно конец года – лучшее время для подведения итогов. Портал RAU начинает подводить итоги работы ритейл-компаний в 2017-м. Первая публикация посвящена открытиям новых магазинов крупнейшими игроками украинского рынка с разбивкой по сегментам.
FMCG
Лидером по количеству новых торговых точек в сегменте FMCG стала сеть АТБ. С начала года по 27 декабря она открыла 75 торговых точек. Однако, как уточнили в компании, значительная часть открытий запланирована на предновогодние дни – около 10 магазинов. Таким образом, за год ритейлер открыл 85 новых дискаунтеров и довел общее количество магазинов сети до 917.
Отметим, что в 2017 году АТБ активно развивался на западе Украины, а также ускорил внедрение нового формата в своих магазинах. В планах компании на 2018 год – дальнейшее масштабирование сети и открытие еще около 100 дискаунтеров.
Еще один лидер FMCG-ритейла – компания Fozzy Group, в прошлом году открыла 35 продуктовых магазинов. В частности, Fozzy увеличила сеть Сільпо на шесть торговых объектов (до 241 магазина), сеть Фора пополнилась 15 магазинами (до 245), а сеть-дискаунтеров THRASH! Выросла на 12 точек (до 37). Кроме того, компания открыла в Одессе новый, уже четвертый в Украине, Le Silpo, а также премиальный food-market Favore под Киевом.
Французский ритейлер Auchan в 2017 году расширялся за счет поглощения конкурентов. Группа приобрела девять торговых объектов сети гипермаркетов Караван, переформатировав их в магазины АШАН. Таким образом к концу года сеть АШАН в Украине выросла до 20 торговых точек суммарной площадью 160 000 кв. м. За счет сделки ритейлер также вышел в новые для себя регионы – Харьков, Днепр, Житомир и Черновцы. Весной прошлого года также появилась информация о планах компании начать развитие в Украине магазинов формата «у дома». Однако судя по всему, планы по открытию первой торговой точки такого формата были перенесены уже на 2018 год. Впрочем, и развитие сети гипермаркетов компания прекращать не намерена. Уже в феврале новый объект АШАН этого формата должен открыться в первой очереди ТРЦ Rive Gauche в Киеве.
Другие крупнейшие игроки рынка FMCG-ритейла в 2017 году были менее активны. Так, сеть VARUS открыла пять новых магазинов, общей торговой площадью более 8 000 кв. м: два в Днепре, и по одному в Киеве, Запорожье и в Павлограде. Для сравнения, за 2016 год компания открыла три новых торговых объекта. Следует отметить, что три из пяти новых магазинов VARUS в 2017 году открылись на месте ранее выкупленных компанией супермаркетов австрийского ритейлера Billa.
Retail Group в 2017 году открыл шесть новых магазинов. Основные усилия были направлены на развитие сети Велмарт, которая за год выросла на пять торговых объектов – до 27 в Украине. Также компания открыла один магазин формата «у дома» ВК Экспресс, увеличив количество магазинов сети до 14. Любопытно, что в сети Велика Кишеня, которая еще не так давно считалась флагманским брендом группы, в 2017 году не появилось ни одного магазина. Более того, часть торговых точек Велика Кишеня были реформатированы в Велмарт. Таким образом к концу 2017-го сеть Велика Кишеня в Украине насчитывала 21 торговый объект.
Сеть магазинов NOVUS в 2017-м открыла три новых магазина: в Ирпене и Белой Церкви Киевской области, а также в Тернополе. Таким образом сеть выросла до 40 торговых объектов общей площадью более 170 000 кв. м. В то же время, в 2018-м ритейлер планирует активизировать развитие сети. Не так давно компания привлекла кредит на сумму в $25 млн от Европейского банка реконструкции и развития. Эти средства планируется направить на новый логистический центр и открытие десяти новых магазинов в Киеве и области.
Практически не расширялся в 2017-м ЭКО маркет. За весь год компания открыла всего один магазин (в Киеве на ул. Милютенко, 7-Б). для сравнения, в прошлом году сеть пополнилась 10 торговыми точками.
Более активно росли в прошлом году сети Volwest Group. В Украине компания развивает (в том числе по франчайзингу) магазины Наш Край и Spar. Сеть Наш Край с начала 2017 года по 27 декабря открыла 35 торговых точек. А в украинской сети Spar, вернувшейся в Украину в начале года, уже насчитывается 9 объектов. При этом уже до 2020 года компания планирует увеличить сеть Spar в стране до 50 магазинов.
DIY и товары для дома
Крупнейший игрок украинского рынка DIY – компания Эпицентр К – в 2017 году открыла новые торговые центры Эпицентр в Дубно Ровенской области и Умани Черкасской области. Помимо этого, ритейлер существенно обновил и расширил торговые центры в Мукачево, Одессе, Черновцах и Ивано-Франковске. Таким образом, к концу 2017-го сеть Эпицентр насчитывала уже 45 торговых объектов в Украине общей площадью около 1 млн кв. м.
В обновленных торговых центрах Эпицентр не только увеличивает торговую площадь, но и обновляет детские зоны, отделы «ДЕКО», а также открывает в ТЦ магазины формата shop-in-shop бренда Intersport. В 2017 году компания открыла 11 новых торговых точек Intersport, а также вывела бренд за пределы торговых сетей Эпицентр и Новая Линия. Первый магазин швейцарского бренда, представленного в Украине компанией Эпицентр К, открылся в столичном торгово-развлекательном центре Lavina Mall. Он занял площадь 3 260 кв. м и стал уже 18-й торговой точкой Intersport в стране.
После трех лет выжидания возобновила развитие сеть строительных гипермаркетов Leroy Merlin. Осенью текущего года французский ритейлер открыл четвертую торговую точку в Киеве. Она открылась на Кольцевой дороге, 12, где ранее работал магазин сети Prakriker. При этом, судя по всему, развитие сети Leroy Merlin в Украине продолжится и в новом году. В комментарии RAU представитель одной из консалтинговых компаний в сфере торговой недвижимости рассказал, что французы рассматривают Украину как перспективный рынок, и готовы вкладывать деньги, чтобы закрепиться на нем, однако пока планируют открывать в стране торговые точки в уменьшенном формате.
Датский ритейлер товаров для дома JYSK в 2017-м году открыл три новых магазина. В июне компания открыла первую торговую точку в Запорожье. Она разместилась в запорожском торговом центре Амстор и заняла площадь 855 кв. м. Ближе к концу года сеть пополнилась еще двумя торговыми объектами в Киевском регионе. В ноябре магазин JYSK открылся в броварском торгово-развлекательном центре Терминал, а в декабре – в столичном ТРЦ Lavina Mall. Помимо этого, компания открыла два обновленных магазина в киевских торговых центрах Аркадия на Осокоркахи Борщаговке. В следующем году JYSK намерен активизировать развитие сети и занять лидирующую позицию на украинском рынке товаров для дома. «Мы планируем открыть до 12 фирменных магазинов до конца следующего года по всей территории Украины», — сообщил исполнительный директор JYSК в Украине Евгений Иваница.
Бытовая техника, электроника, гаджеты
Торговая сеть ELDORADO в 2017 году пополнилась тремя новыми магазинами в Днепре, а также Мариуполе Донецкой области и Ирпене Киевской области. В то же время, в прошедшем году компания сконцентрировалась на внедрении нового формата магазинов. В течение 2017 года один из лидеров рынка бытовой техники и электроники реформатировал 22 торговые точки в Киеве, Броварах, Ровно, Луцке, Львове, Полтаве, Харькове, Днепре, Мелитополе, Херсоне, Николаеве, Одессе, Виннице, Запорожье и Измаиле. Таким образом, сейчас сеть ELDORADO насчитывает более 130 магазинов в более чем 60-ти украинских городах.
Еще один лидер украинского рынка бытовой техники и электроники – компания Фокстрот – в 2017 году открыл восемь новых торговых точек. К концу года сеть насчитывала 160 супермаркетов в 90 областных и районных центрах Украины. Общая торговая площадь магазинов компании составляет около 150 000 кв. м. Конец года компания отметила открытием торгового объекта в абсолютно новом формате в столичном ТРЦ ГородОК. В дальнейшем ритейлер намерен реализовать в новом формате значительную часть своих торговых точек.
Сеть COMFY в 2017-м развивалась наиболее активно из троицы крупнейших игроков. За год она пополнилась 16 новым торговыми точками, расширив сеть до 89 объектов. Кроме того, значительная часть магазинов была реформатирована. При этом по словам генерального директора компании Игоря Хижняка, сейчас сеть представлена практически во всех крупных городах. Поэтому, с точки зрения географии, потенциал для расширения COMFY — магазины площадью около 300 кв. м в небольших городах. «В целом, мы достаточно сдержанно относимся к развитию количества торговых точек. Все магазины сети — прибыльны и это очень принципиально для нас», — говорил Хижняк в интервью delo.ua.
Сеть магазинов смартфонов и гаджетов Алло в 2017 году открыла 40 торговых точек и к концу года достигла отметки в 415 магазинов. При этом 15 торговых объектов компании были открыты в новом для сети формате Алло Мах. Один из них (на фото ниже) был открыт 24 декабря во львовском торгово-развлекательном центре Forum Lviv.
Помимо этого, в прошлом году группа компаний Алло активно развивала сеть магазинов китайского бренда Xiaomi — Mi Store. За 2017-й ритейлер открыл 15 новых торговых точек Mi Store в Украине.
Активно развивалась в 2017 году и сеть магазинов гаджетов и электроники Цитрус, открывшая 10 новых торговых точек. Сейчас сеть объединяет 48 торговых объектов в 10 городах Украины. При этом компания отметилась выходом в новые регионы, расширением сервисной составляющей, а также увеличением площади магазинов. Так, в прошлом году Цитрус открыл двухэтажный магазин площадью 1000 кв. м на Крещатике в Киеве, где разместил более 3000 товаров, а также открыл студии робототехники и 3D-творчества, зоны виртуальной реальности и обучающее пространство «ЦеХаб». Помимо этого, в столичном ТРЦ ГородОК компания открыла магазин площадью 1900 кв. м с сервисным пунктом и Цитрус Академией. А самый большой объект сети площадью 2000 кв. м открылся прошедшим летом в Одессе. Кроме непосредственно торгового зала, в этом МегаЦитрусе размещены зоны отдыха, кафе, детские пространства и зоны обучения.
Существенно расширила свое присутствие в стране сеть магазинов гаджетов ЖЖУК. За 2016 год сеть выросла с 230 до 430 объектов, а 2017-й закончила с показателем 500 торговых точек, без учета объектов формата «островок». В целом же, за прошлый год у компании было 237 открытий, однако значительная часть из них – переезд магазинов на новые локации. Помимо этого, в прошлом году компания вышла на рынок Польши.
Также отметим пополнение в сети магазинов Ringoo, которую развивает один из лидеров продуктового ритейла Украины – компания Fozzy Group. В 2017-м сеть выросла на семь торговых точек. Таким образом к концу года компания объединяла около 120 магазинов 21 области.
Drogerie
Линия Магазинов EVA по итогам прошлого года стала безусловным лидером по открытию торговых точек в сегменте drogerie. Компания расширила сеть на 154 магазина и к концу года объединяла 610 торговых объектов. Теперь магазины сети представлены во всех регионах Украины, а их общая площадь составляет более 88 000 кв. м. Помимо этого, в 2017-м EVA открыла собственный интернет-магазин.
Сеть PROSTOR в 2017 году открыла 20 магазинов и теперь объединяет 281 торговый объект в 109 городах Украины. Наиболее любопытное открытие компания осуществила в декабре. Тогда один из лидеров украинского рынка drogerie открыл экспериментальный магазин нового формата в центре Днепра, добавив food-категорию в ассортимент торговой точки. В торговой точке можно приобрести молочную продукцию, сыры, мясоколбасные изделия, безалкогольные, слабоалкогольные и спиртные напитки, чай, кофе, сладости и другие товары food-сегмента.
Компания Брокард-Украина в прошедшем году пополнилась пятью торговыми объектами: двумя в Днепре (ТРЦ Наша правда и Мост-сити), а также по одному в Киеве (БЦ Леонардо), Львове (ТРЦ Victoria Gardens) и Кривом Роге (ТРЦ Терра). При этом магазин парфюмерии и косметики Brocard в ТРЦ Мост-сити открылся в новом концепте на площади более 800 кв. м. На начало 2018 года сеть Brocard насчитывала 97 торговых объектов.
Из сравнительно небольших игроков, активно развивалась сеть магазинов парфюмерии, косметики и товаров для дома Plus Market. Компания была основана лишь в 2015 году, но уже сейчас объединяет 65 магазинов. Plus Market делает упор на развитие в областных центрах и небольших поселках городского типа. Только в прошлом году ритейлер открыл 16 новых торговых точек.
Fahion-ритейл
Среди крупнейших игроков fashion-ритейла наиболее активно в 2017 году развивалась польская группа LPP, открывшая 19 новых магазинов площадью 14 000 кв. м. В прошлом году компания открыла в Украине три магазина Reserved (включая флагман в ТРЦ Lavina Mall), по четыре торговых объекта House и Sinsay, один Mohito, а также пять торговых точек Cropp. Помимо этого, в декабре ритейлер открыл первый в стране стоковый магазин компании LPP в ТРЦ Экватор в Черновцах.
Компания INTERTOP Ukraine в 2017 году открыла шесть новых магазинов. В частности, группа открыла два новых магазина INTERTOP в Харькове и Луцке, две торговые точки бренда Skechers в столичных ТРЦ Lavina Mall и Sky Mall, а также по одному магазину Timberland и Marc O’Polo в той же Lavina Mall. Таким образом, к концу года INTERTOP Ukraine объединяла 112 торговых объектов.
Argo Retail по итогам прошлого года пополнился 12 магазинами. Так, компания открыла мультибрендовый ARGO и детский магазин Argosha во львовском ТРЦ Victoria Gardens, две торговых объекта Lee Cooper в киевских ТРЦ Lavina Mall и Dream Town, монобрендовый бутик бренда Liu Jo в ТРЦ Ocean Plaza, магазин премиальной торговой марки Scotch&Soda в ТРЦ Sky Mall. Еще шесть торговых точек компании открылись в ТРЦ Lavina Mall (бренды Benetton, Promod, Orsay, OVS kids, Penti и Parfois.
Компания Бета-Реда Украина, развивающая в Украине сеть польского бренда casual одежды, обуви и аксессуаров для мужчин и женщин TOP SECRET, в 2017 году открыла пять магазинов суммарной площадью около 1000 кв. м. Новые торговые точки сети появились в столичных торговых центрах Магелан, Квадрат и New Way, запорожском ТРЦ Аврора, а также краматорском ТЦ Амстор. По состоянию на конец декабря сеть TOP SECRET насчитывала 33 торговых объекта.
Среди украинских брендов наиболее активно в прошедшем году развивался Arber Fashion Group. В прошедшем году компания расширила сеть магазинов Arber на пять торговых точек – до 94 магазинов. Больше внимания в 2017-м группа уделила масштабированию своего нового бренда – F’91. Благодаря сотрудничеству с немецким ритейлером METRO и открытию маркетов в торгово-развлекательных центрах, в прошлом году сеть F’91 выросла на 26 торговых точек – до 32.
Динамично развивался в 2017 году и молодой украинский бренд VOVK. В начале года сеть магазинов бренда состояла из 15 торговых точек, но уже к концу 2017-го насчитывала 24 студии в стране. В частности, в прошлом году торговые точки компании открылись в запорожском ТРК City Mall, херсонском ТРЦ Фабрика, львовском ТРЦ Forum, луцком ТРЦ ПортCity и столичных ТРЦ Проспект Ocean Plaza.
MustHave в прошлом году открыл три магазина, два из которых – в новых для бренда регионах – Харькове и Львове. Еще один торговый объект компании начал работу в столичном ТРЦ Sky Mall. Также MustHave сменил локацию магазина в Одессе, переехав из ТРЦ Ривьера в ТРЦ City Center.
Более подробно о развитии украинских fashion-ритейлеров можно почитать в статье «Год экспериментов made in Ukraine: векторы развития украинских брендов».
Читайте также —