Сільпо 20 лет: топ-20 малоизвестных фактов о флагманской сети Fozzy Group
Интересные факты про основателей Сільпо, становление их бизнеса, а также развитие сети, поглощение конкурентов, собственное производство и результаты работы компании.
Совсем недавно торговая сеть Сільпо отпраздновала свой 20-й юбилей. За годы работы компании удалось стать одним из лидеров украинского рынка продуктового ритейла. Сейчас Сільпо – сеть магазинов, которая задает тренды и устанавливает новые стандарты в розничной торговле Украины. Редакция RAU присоединяется к поздравлениям, и в честь праздника подготовила 20 интересных фактов о флагманском бренде группы компаний Fozzy.
1. Торговая сеть Сільпо входит в группу Fozzy, которую в 1997 году основали Владимир Костельман, Роман Чигирь, Олег Сотников и Юрий Гнатенко. Они владеют компанией и сейчас. Mажоритарным собственником является Владимир Костельман, а наименьшей долей в бизнесе обладает Юрий Гнатенко.
2. Собственники Сільпо входят в число богатейших людей Украины по версии журнала Новое время. Журналисты оценили состояние Владимира Костельмана в $269 млн, а у Романа Чигиря и Олега Сотникова насчитали по $121 млн.
3. У собственников сети Сільпо есть общее хобби: Владимир Костельман, Роман Чигирь и Олег Сотников – участники любительский рок-группы «Ремонт воды». Лидером коллектива, как и всего бизнеса, выступает Костельман, Роман Чигирь играет на соло-гитаре, а Олег Сотников – на бас-гитаре.
4. Впрочем, предпринимателей объединяет не только общее творчество. Все они дружили еще в школьные времена и закончили Днепровский металлургический институт. Бизнес начинали с мелкооптовых поставок чая и кофе в Днепре в середине 90-х. В 1997 году они переехали в Киев, где организовали оптовую компанию.
5. Первым магазином, открытым совладельцами Сільпо, был гипермаркет Fozzy. Он начал работу в 1997 году в городе Вишневое под Киевом. Теперь сеть торговых объектов Fozzy Cash & Carry объединяет 10 гипермаркетов в Украине. Кроме Fozzy и Сільпо, бизнесмены владеют брендами Le Silpo, Фора, Thrash!, Favore, Біла ромашка и rіngoo. В общей сложности – почти 700 торговых точек.
6. Сейчас бизнес основателей Cільпо объединяет активы не только в сфере ритейла. Помимо торговых сетей в Fozzy Group входят производственные объекты: Нежинский консервный завод, птицефабрика Варто, Богуславский завод продтоваров, предприятие Огни гестии, занимающееся консервированием и переработкой рыбы, и другие. Также группа управляет банком Восток и рядом ресторанов.
7. Годом основания сети Сільпо считается 1998-й. Тогда бизнесмены открыли первый супермаркет в Киеве. Сейчас сеть бренда в столице насчитывает 69 магазинов.
8. В других крупных городах страны количество супермаркетов Сільпо существенно меньше. На втором месте по численности торговых точек Одесса (23), на третьем — Запорожье (16).
9. В первый год работы сеть Сільпо выросла до пяти магазинов. Через пять лет – в 2003-м – ритейлер объединял 40 торговых точек в 9 городах страны. Еще активнее сеть росла в следующие пять лет — к концу 2008-го в Украине работало уже 150 супермаркетов Сільпо.
10. В процессе развития Fozzy Group неоднократно использовала M&A для масштабирования бизнеса, в том числе – сети Сільпо. Большинство сделок компания провела в «золотое» для украинской экономики время – в период с 2004-го по 2008 год. Так, в 2004-м Fozzy приобрела два столичных магазина Тико-Маркет, в 2005-м — 8 объектов сети Да! Маркет, в 2006-м – 12 точек сети Панич и 14 супермаркетов Рорус, а в 2007-м – поглотила 24 маркета запорожской сети Кит и 40 магазинов у дома сети Буми-маркет.
11. В 2010 году также ходили слухи о возможной продаже торговых сетей Fozzy Group. По информации российских СМИ, тогда украинским ритейлером активно интересовался один из крупнейших игроков рынка продуктовой розницы РФ — X5 Retail Group. Впрочем, переговоры о поглощении закончились ничем, а все последующие попытки X5 RG закрепиться на украинском рынке провалились.
12. Сейчас Сільпо насчитывает уже 238 торговых объектов в 60 городах Украины. Средний размер магазина – 1440 кв. м, а общая площадь всех супермаркетов сети составляет около 345 000 кв. м. Для сравнения, это почти в три раза больше, чем площадь всей коммерческой недвижимости на главной улице страны – Крещатике.
13. Ассортимент торговых объектов Сільпо насчитывает до 20 000 наименований продукции. При этом доля продовольственных товаров по магазинам в среднем составляет около 80%. В маркетах сети представлено и собственное производство: в Сільпо работает 235 кулинарных цехов, 32 кондитерских цеха и 119 пекарен. На территории некоторых супермаркетов также действуют кофейни, пиццерии и даже рестораны.
14. В магазинах Сільпо присутствуют товары собственных торговых марок Премия, Премия Рікі Тікі, Premiya Select, Повна Чаша, Зелена Країна и Protex. Всего же в торговых сетях Fozzy Group представлено 14 СТМ различных товарных категорий.
15. Также Сільпо активно развивает направление собственного импорта. Компания поставляет в свои магазины более 8000 товаров от 850 производителей. География импорта — более чем 60 стран мира.
16. Одной из наиболее ярких отличительных характеристик сети Сільпо последних лет является дизайн интерьера магазинов. Сільпо – единственный крупный игрок украинского рынка, который открывает магазины в совершенно разных концептуальных стилях. Так, компания уже открыла магазины в стиле Арт Деко и Иллюзия, в стиле средневекового замка и Алисы в стране чудес, в стиле немецкой деревни и железной дороги, и даже «Ямайский супермаркет».
17. Сільпо – среди крупнейших работодателей страны. По информации на сайте компании, штат сотрудников сети насчитывает 27 000 человек. Как рассказывал в интервью RAU директор по персоналу Сільпо Павел Сыч, работе с кадрами компания уделяет повышенное внимание. Благодаря этому за последние 10 лет текучка персонала по сети сократилась примерно в два раза.
18. Программа лояльности Сільпо «Власний рахунок» была запущена в 2006 году, а сейчас она крупнейшая по количеству вовлеченных пользователей в украинском ритейле. По информации Fozzy Group, к программе уже присоединились более 5,24 млн украинских домохозяйств, и эта цифра продолжает расти.
19. Сеть Сільпо – одна из наиболее доходных в продуктовом ритейле Украины. По информации портала Бизнес-Цензор, в 2017 году выручка компании Сільпо-фуд составила свыше 44 млрд грн. Больше по итогам прошлого года наторговала лишь сеть дискаунтеров АТБ.
20. Компания Сільпо-фуд еще и один из крупнейших налогоплательщиков страны. По данным Государственной фискальной службы, в 2017 году она уплатила налогов на 800 млн грн. Больше отчислений в бюджет среди компаний сферы ритейла сделали только АТБ-маркет и Эпицентр К.
Читайте также —
Чверть століття АТБ: топ-25 маловідомих фактів про найбільшу мережу магазинів в Україні