Семейное дело: какие украинские торговые сети развиваются как семейные бизнесы

Семейное дело: какие украинские торговые сети развиваются как семейные бизнесы

07.11.2022 09:00
  1956
Дарія Осіїк

Успешные примеры украинских ритейлеров, ресторанных сетей и бизнесов из смежных областей, которые были созданы в семейном кругу и продолжают развиваться как семейное дело.

После обретения независимости в Украине появилось немало семейных бизнесов, в которых сейчас работают уже второе или третье поколение. Обычно компании, которые развиваются как семейное дело, нацелены на долговременное развитие, а потому очень устойчивы к различным кризисам и потрясениям. И если семейный бизнес выдерживает испытание перехода управления к следующему поколению, то достигает настоящего процветания и становятся настоящей опорой для экономики страны. Обзор украинских сетей, развивающихся как семейные бизнесы — читайте в обзоре RAU.

В этом материале мы приводим примеры самых известных семейных бизнесов, но если ваша компания развивается как семейный бизнес в сфере ритейла или смежных отраслей — напишите нам на электронную почту news@rau.ua и мы обязательно добавим информацию о вашей компании в этот обзор.

Корпорация RedHead

Корпорация RedHead Family Corporation (сеть Антошка, национальная дистрибуция детских товаров Smarty Family и департамент недвижимости) является едва ли не самой первой семейной компанией, которая была основана семьей Владислава Бурды в 1994 году.

Семья Владислава и Татьяны Бурда в 2019 году

Основными направлениями бизнеса семейной корпорации являются крупнейшая детская сеть Антошка, национальная дистрибуция детских товаров Smarty Family и департамент недвижимости. Также RedHead является эксклюзивным импортером 30 мировых брендов на территории Украины и поставщиком детских товаров в 77 торговых сетей. Компания стремится к лидерству в категориях игрушек, детского питания, гигиены, мебели и аксессуаров.

Сейчас розничная детская сеть Антошка насчитывает около 40 магазинов, которые работают в 18 городах Украины.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 1994 год — Основание корпорации RedHead.
  • 1995 год — Знакомство Владислава Бурды с первой женой Ниной Галиной и начало развития семейного бизнеса.
  • 1996 год — Первый прорыв компании — увеличение оборота в 10 раз (до $500 000).
  • 1997 год — Основание детской сети Антошка.
  • 2001 год — Покупка первого здания для центрального офиса и старт первого сайта компании и начало открытия магазинов Антошка усовершенствованного формата с увеличенной торговой площадью в Одессе, Киеве и Харькове.
  • 2003 год — Переход компании на новую стратегию развития розничной сети. Также компания запускает сеть в сегменте Luxury — «Наследникъ». Первоначальный формат бутика создавали как премиальную версию Антошка с его шестью категориями товаров: одежда, обувь, игрушки, мебель, детское питание и аксессуары.
  • 2005 год — Открытие ТРЦ Мега Антошка в Одессе, который совмещал торговый и развлекательный формат.
  • 2006 год — Первое поглощение компании — покупка премиальной сети Даниэль и открытие одноименных бутиков в Одессе, Киеве, Львове, Харькове и Днепре.
  • 2007 год — Создание семейного протокола бизнеса — базовый документ, определяющий миссию, ценности и обязанности владельцев в компании.
  • 2008 год — Вступление компании в FBN International (Family Business Network) — объединение семейных компаний.
  • 2010 год — Ребрендинг корпорации
  • 2011 год — Ушла из жизни Нина Галина. Переход от семейной модели управления к предпринимательской
  • 2012 год — Переход к стратегии развития и управления собственных брендов: RedHead, Антошка, Daniel, а также создание собственных брендов детских товаров
  • 2016 год — Переход бутиков Daniel в управление Invogue Fashion Group. Возвращение к семейной модели управления
  • 2017 год — Реструктуризация RedHead В основе структуры корпорации 2017 года сохранились два крупных бизнеса: розничная сеть Антошка и дистрибуция. Работа поддерживающих служб (HR, IT, финансы и безопасность) перешла с корпоративного уровня во внутреннюю структуру каждого бизнеса. Роль финансового директора — интеграция ресурсов корпорации и контроль баланса между розницей, дистрибуцией и недвижимостью.
  • 2018 год — Появление в семейном бизнесе второго поколения: сыновья Владислава Бурды Александр Крюк и Дмитрий Бурда вошли в состав топ-менеджмента RedHead Family Corporation.
  • 2019 год — Запуск собственной торговой марки дистрибуции Смартик и празднование 25-летия корпорации.
  • 2020 год — Создание проекта RedCube: детский ТРЦ Мега Антошка в Харькове превратился в многофункциональный торгово-офисный центр, составной частью которого является магазин Антошка, фитнес-клуб, кафе и пространство для IT-компаний.
  • 2022 год — Полный отказ корпорации от сотрудничества с Россией.

Эпицентр К

Супруги Галина и Александра Гереги в 2003 году основали компанию Эпицентр К, специализирующуюся на розничной торговле стройматериалами, мебелью, товарами для дома, сада и огорода, бытовой химией и тому подобное.

Сейчас в компании работают более 25 000 сотрудников, а торговая сеть Эпицентр объединяет более 70 строительно-хозяйственных гипермаркетов.

Сейчас группа компаний Эпицентр К объединена в уникальную экосистему, куда входит не только ритейл, но и другие направления. В частности, крупный аграрный бизнес, представленный агрохолдингом Эпицентр Агро, два собственных завода по производству керамической плитки, предприятие по переработке древесины Осмолода и мощное логистическое направление.

В начале февраля состояние супругов Герег Forbes оценивал в $1,8 млрд, но война в Украине нанесла серьезный удар их бизнесу и уже в марте их состояние упало до отметки $0,5 млрд. Но несмотря на существенные потери бизнеса симейная пара продолжает активно развивать бизнес, открывать новые торговые центры и активно помогает ВСУ и вынужденным переселенцам.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 2003 год — Открытие первого гипермаркета Эпицентр в Киеве.
  • 2018 год — Продажи Эпицентра достигли 41 млрд грн. Также компания приняла решение о новом этапе развития — обновление концепции торговых подразделений и создание на их базе магазинов формата shop-in-shop.
  • 2020 год — Эпицентр К впервые, кроме развития собственной одноименной сети в формате shop-in-shop, вывела несколько своих торговых направлений за пределы ТЦ Эпицентр и начала открывать отдельные магазины в других торгово-развлекательных центрах. Первопроходцами стали магазины Галерея ДЕКО, E.PIC и Intersport. А Эпицентр-Агро вошел в десятку крупнейших латифундистов, собрав 160 000 га земли.
  • Февраль-апрель 2022 год — Из-за войны Эпицентр К полностью потеряла три ТЦ Эпицентр еще 5 ТЦ временно не работают из-за активных боевых действий.
  • Сентябрь 2022 год — Эпицентр К открывает два ТЦ — в Киеве и Львове общей площадью 120 000 кв. м.

Семья ресторанов Димы Борисова

Несмотря на то, что ресторанный бизнес носит имя только Дмитрия Борисова, развивает он его вместе со своей женой — Еленой Борисовой.

История этого бизнеса началась в 2009 году, когда Дмитрий ушел из рекламного бизнеса и открыл свое первое заведение в Киеве — гастробар Барсук. Ресторанное дело Дмитрия развивалось и пополнялось новыми заведениями. Впоследствии к управлению ресторанным бизнесом присоединилась Елена Сапунова, которая стала его второй женой и руководит семейным бизнесом в должности операционного директора.

До 24 февраля сеть ресторанов GastroFamily насчитывала около 80 заведений по всей Украине. Наиболее известные — Канапа, БПШ, Белый налив, Последняя баррикада. В марте 99% всех бизнес-процессов было приостановлено — рестораны занимались только волонтерской деятельностью. Но уже с марта заведения сети постепенно начали восстанавливать свою работу.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 2009 год — Открытие первого ресторана Барсук.
  • 2013 год — Открытие ресторана новой украинской кухни Канапа — одной из визитных карточек Киева.
  • 2015-16 годы — Открытие Crab’s Burger, РИБАLOVE, ресторан японско-перуанской кухни RONIN и арт-гастрономическое пространство Последняя Баррикада.
  • 2018 год — Открытие первого 1 euro bar «Белый Налив» на Крещатике, положившего начало новой категории на украинском рынке — fast casual заведения, где за невысокую цену можно заказать деликатесные продукты. В Семье ресторанов Дмитрия Борисова — это сеть сидерий «Белый Налив», бургер-бары BOGZ&BURGERZ, сифуд-заведения Mushlya Bar, БПШ (Беляши. Пончики. Шаурма) и Varenyky.Now.
  • 2020 год — Запуск собственной доставки 1 euro delivery и открытие первого фуд-холла Gastro family food market, где в одном помещении работают семь ресторанов (Белый налив, БПШ, «Охота на ovets», PINZARELLA, Mushlya, DOGZ & BURGERZ, Шашлыки, вино и друзья).
  • 2021 год — Сотрудничество семьи ресторанов с КОЛО, WOG и ТЦ Эпицентр.
  • Июнь 2022 года. Запуск франшиз различных форматов в разных странах мира. Сейчас франшизу можно купить в Польше, Германии, Великобритании, США, Канаде и ОАЭ.

Rozetka

С середины 90-х Владислав Чечеткин и его жена Ирина работали в одной фирме. Владислав был наемным менеджером по продажам в компании старшего брата SkyLine. Так продолжалось до 2004 года. Тогда днем Чечеткин продолжал работать на компанию брата, а по вечерам и ночам работал над созданием собственного интернет-магазина.

Интернет-магазин Rozetka.ua, который специализировался на продаже парфюмерии и косметики, официально заработал в 2005 году. Но в начале того же года официальные представители парфюмерных домов заметили деятельность сайта и запретили продавать свои товары. Поэтому Чечеткины решили продавать через свой интернет-магазин технику и электронику. Сфера ответственности Владислава — продажи, маркетинг и стратегия, Ирины — операционное управление и логистика.

Название Rozetka придумал Владислав, ведь планировалось продавать все, что можно включить в розетку. 90% прибыли компании Чечеткины возвращали в бизнес для развития интернет-магазина и приобретения складских помещений.

До 2021 года бизнес Чечеткиных стремительно развивался. Кроме онлайн-направления Rozetka начала открывать физические торговые точки через продажу франшизы, а интернет-магазин техники со временем превратился в маркетплейс с огромным ассортиментом товаров. В 2020 году в разгар пандемии коронавируса компания запустила собственную торговую марку RZTK, а в прошлом году Rozetka открыла собственную аптеку.

В 2021 году состояние Владислава и Ирины Чечеткиных оценивали в $470 млн, а прибыль компании составляла $110 млн. Пара заняла 20-е место среди самых богатых украинцев в рейтинге Forbes.

К сожалению, российское вторжение в феврале 2022 года чуть не уничтожило успешный семейный бизнес. В марте 2022 года в отчаянном письме к своим сотрудникам Владислав Чечеткин написал, что бизнес на грани уничтожения. В первый месяц войны склады компании под Киевом были заблокированы, 25 магазинов были полностью уничтожены, а оборот за три недели упал с 4 млрд грн в месяц до 23 млн грн.

Но бизнесу удалось выстоять. В августе во время YouTube-стрима Александра Колба Владислав Чечеткин рассказал, что выручка компании почти вернулась на довоенный уровень. Новая стратегия маркетплейса Rozetka — мыслить и действовать как малые предприниматели, чтобы быть гибкими и мгновенно перестраиваться под изменения спроса.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 2005 год — Основание интернет-магазина Rozetka.ua.
  • 2008 год — Открытие первого физического магазина площадью 120 кв. м в Киеве.
  • 2010 год — Расширение ассортимента интернет-магазина: отныне на Rozetka.ua можно купить аксессуары для спорта, туристическое снаряжение, парфюмерию, косметику, одежду, игрушки, книги и другие товары.
  • 2015 год — Фонд Horizon Capital покупает долю бизнеса супругов Чечеткиных и становится третьим партнером в компании.
  • 2016 год — Rozetka.ua наконец-то создает украиноязычную версию сайта и переходит на модель маркетплейса.
  • 2020 год — Rozetka запускает собственную торговую марку для линейки товаров (мелкая бытовая техника, товары для дачи, инструменты и прочее) и начинает активно развивать офлайн-сеть через продажу франшиз.
  • 2021 год — Открытие собственной аптеки.
  • 2022 год — Адаптация к работе в условиях войны и переход на новую стратегию.

«Родинна ковбаска»

Барком (ТМ «Родинна ковбаска») — львовская компания, которая более 20 лет занимается торговлей продуктами питания. Сейчас это вертикально-интегрированная структура, занимающаяся выращиванием свиней, крупного рогатого скота, изготовлением и реализацией продуктов питания.

Более 240 магазинов «Родинна ковбаска» расположены в 60 городах на территории 11 областей Украины. В компании работает более 1900 работников.

Компанию Барком основали в 1998 году Владимир Баран и София Баран. Со временем семейное дело продолжили дети семьи Баранов — Олег Баран и Александр Баран.

В первый год совместного бизнеса семейная пара имела команду из восьми человек. Сначала супруги занимались продажей колбасных изделий, привезенных из-за границы, которые реализовывали на львовском привокзальном и других рынках. Но предприниматели понимали, что для создания устойчивого бизнеса надо идти в производство, чем и занялись в 1999 году. Необходимое оборудование частично импортировали из Польши, а частично — приобрели украинское.

В начале нулевых стало ясно, что необходимо расширять каналы сбыта. Поворотным моментом в развитии стало решение о создании своей сети магазинов, поскольку работа с существующими торговыми точками уже не устраивала.

В 2014 году было принято решение о ребрендинге розничной сети, которая на то время уже присутствовала в 11 областях Украины. Обновленную концепцию и дизайн «Родинної ковбаски» разработала нидерландская компания, а ее внедрением и позиционированием в Украине занимался Андрей Федорив. Он порекомендовал использовать в качестве «лица» компании не вымышленных персонажей, а настоящую семью владельцев. Так в новых магазинах появились лица трех поколений семейного бизнеса. Первый магазин нового формата появился спустя два года подготовки — в 2016 году.

Компания Барком (сокращенно от Баран и компания) владеет 20 фермами, обрабатывает 7000 гектаров земель, имеет собственное производство площадью 8500 гектаров и управляет собственной розничной сетью из 240 магазинов. Компании принадлежат торговые марки «Родинна пекарня» и Хлебория.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 1998 год — Основание компании.
  • 1999 год — Создание собственного производства.
  • 2003 год — Запуск собственной розничной сети через франчайзи.
  • 2016 год — Ребрендинг и обновление розничной сети «Родинна ковбаска», создание наблюдательного совета компании.
  • 2020 год — «Родинна ковбаска» открывает новое направление бизнеса — «Родинна пекарня».

Бренд Kochut

Юрий, Роман и Игорь Кочуты — братья-ювелиры из Ужгорода. Свои первые украшения ребята сделали еще в школе из олова и меди. Подростками они увлеклись исторической реконструкцией и сами клепали себе доспехи, плели кольчуги и ковали мечи.

В 2011 году братья начали профессионально заниматься украшениями. Инженерно-техническое образование всех троих очень пригодилось им. А вот секреты ювелирного дела братья осваивали самостоятельно с помощью книг и интернета.

Официально бренд Kochut появился в 2013 году в Ужгороде. Название бренда Kochut и логотип придумал и нарисовал старший из братьев — Юрий, пока он лежал в больнице после полученных ожогов на репетиции к фаер-шоу.

В 2015 году братья открыли свою первую ювелирную мастерскую и впоследствии начали привлекать к себе мастеров, менеджеров по продажам, контент-менеджеров и других специалистов. Кроме ювелирных украшений, братья начали изготавливать дизайнерские столы из цельной древесины в сочетании с эпоксидной смолой и другую мебель.

В конце 2017 года осуществляется переезд в значительно большую мастерскую, которая дала пространство для создания ювелирного шоу-рума в Ужгороде. Впоследствии братья открывают шоу-рум в Вене, а через год — в Киеве, где клиенты также могут осмотреть и примерить украшения. Сейчас ужгородская компания также представлена в Лондоне, Дюссельдорфе, Таллинне, Простейове, Алматы и Нью-Джерси. Повсюду — разные форматы, например шоу-рум и сайт, или офис и сайт, у кого-то — только украшения или только дерево, а кто-то объединил.

Кроме того, сейчас бренд Kochut входит в двадцатку самых популярных инстраграм и фейсбук-страниц украинских ритейлеров.

Самые дорогие украшения, созданные братьями — золотое колье с турмалином и бриллиантами «Аромат Вселенной» ($19 800) и серьги «Метида» в белом золоте с бриллиантами и аквамаринами ($20 500).

Секрет успеха Кочутов — их единство и настойчивость доводить начатое до конца. А еще — одна на троих родительская наука: не лениться работать, быть ответственным за свои поступки, и при любых обстоятельствах оставаться людьми.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 2011 год — Братья Кочуты начали собственное ювелирное дело.
  • 2013 год — Официальное основание бренда Kochut.
  • 2015 год — Открытие первой мастерской.
  • 2017 год — Открытие ювелирного шоурума в Ужгороде и шоу рума в Вене.
  • 2018 год — Украшение от братьев Кочутов «Птичка на веточке» попало в музей исторических драгоценностей Украины в Киеве.
  • 2021 год — Открытие шоурума в Нью-Джерси, США.

Ювелирный дом Zarina

Ювелирный Дом Zarina создает эксклюзивные украшения с 1998 года. Этот бизнес имеет по-настоящему женское лицо, которым занимается уже второе поколение женщин.

Основательницей бренда является Наталья Нетовкина. Сейчас также семейным делом занимаются дочери Натальи и племянница. Старшая дочь Мартина Нетовкина руководит брендом Natkina, названного в честь Натальи, изделия которого продаются в Европе. Средняя дочь Натальи Зарина Нетовкина, в честь которой и назван бренд, является амбассадором компании и представляет ее на всех официальных мероприятиях. Младшая дочь — София Нетовкина — является креативным директором ZIRKA Bar и сфб-бренда Zarina You. А племянница Натальи Екатерина Нетовкина занимается в компании коммуникациями с международными партнерами.

Сейчас сеть Zarina насчитывает 44 магазина, в которых представлены изысканные драгоценности в классическом стиле и патриотической тематике. Бренд Zarina позиционирует себя как мощная платформа для объединения активных женщин, которые осознают свою ценность. Zarina уже давно и постоянно сотрудничает с известными украинскими и зарубежными дизайнерами.

В 2019 году ювелирный дом провел масштабный ребрендинг и презентовал пять саб-брендов, каждый из которых представляет ювелирные изделия для определенной аудитории. Zarina You — яркие украшения для молодой аудитории, Zarina Story — сентиментальные украшения, Zarina Creative — драгоценности для творческих натур, Zarina Jewel — изделия, подчеркивающие статус, для женщин, покоривших вершины и наслаждающихся жизнью, Zarina Fine — произведения ювелирного искусства.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 1998 год — Основание Ювелирного Дома Zarina.
  • 2005 год — Ювелирный Дом Zarina начал расширение сети за счет франчайзинга.
  • 2014 год — Наталья Нетовкина на пять лет отходит от управления бизнесом, в течение которых занималась общественной деятельностью. В это время компанией руководила племянница Натальи Екатерина Нетовкина.
  • 2017 год — Количество магазинов франчайзинговой сети Zarina достигло 20.
  • 2018 год — К управлению компанией присоединяется Зарина Нетовкина, в честь которой назван ювелирный дом.
  • 2019 год — Наталья Нетовкина возвращается к управлению компанией, происходит ребрендинг ювелирного бренда и создание пяти саб-брендов: Zarina You, Zarina Story, Zarina Creative, Zarina Jewel и Zarina Fine.

Сеть ресторанов Mafia

Старт собственного бизнеса супругов Оксаны и Тараса Середюков состоялся в 2004 году с покупки франшизы Potato House и Mama Maria Pizza в Харькове. Но первые попытки были не слишком удачные. В первый ресторан супруги вложили $150 000 и с трудом зарабатывали $2000-3000 в месяц. Тарас с Оксаной решили, что виной всему отсутствие опыта, и упорно продолжали инвестировать в развитие бизнеса, считая, что сеть будет работать эффективнее. Но только третий ресторан начал приносить хороший результат.

В 2006 году супруги открыли по франчайзингу свою первую Якиторию. Тарас узнал, что Якитория приносит доход в $100 000 в месяц, при инвестициях в открытие $600 000. Развивать бренд решили в Харькове: аналогичные заведения в Киеве открывали другие рестораторы. Покупка франшизы обошлась в $250 000. С началом работы над этим проектом жизнь бизнесмена изменилась. По сравнению с предыдущим проект был более технологичный, более сильный с точки зрения маркетинга, инновационный.

В 2008 году семейная пара открыла собственный ресторан Mafia в Харькове. Сначала ресторан имел формат speakeasy (бар, где незаконно торгуют спиртными напитками), в который можно было попасть, назвав пароль. Бар находился возле харьковского горисполкома, сотрудники которого могли попасть в заведение без пароля, но предъявив удостоверение. Концепция напоминала подпольные бары 30-х годов, в меню сделали ставку на алкогольные напитки, а в зале обязательно должен был играть джаз-бэнд.

После успеха первой Mafia супруги приняли решение открыть ресторан в Киеве, который заработал в следующем году. Отметив интерес украинцев к паназиатской кухне, Тарас и Оксана Середюк открыли в декабре 2012 года первый ресторан паназиатской кухни Casta на Крещатике. А в 2015 году супруги открыли ресторан BAO, который обошелся супругам в 33 млн грн. Разработку меню ВАО взял на себя Эктор Хименес-Браво, который стал партнером и совладельцем проекта.

Зараз основними ресторанними напрямками сімейної пари є близько 20 закладів Mafia, чотири ресторани Casta, а також ресторан BAO та Georgia.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 2004 год — Открытие первого ресторана по франшизе.
  • 2006 год — Открытие ресторана Якитория в Харькове по франшизе.
  • 2008 год — Открытие первого ресторана Mafia в Харькове.
  • 2012 год — Открытие первого ресторана паназиатской кухни CASTA на Крещатике.
  • 2015 год — Открытие ресторана BAO.

Salateira

Сеть здорового фаст-фуда Salateira развивает Александр Савилов вместе с женой, мамой и партнером.

Первая точка Salateira открылась в декабре 2011 года на фуд-корте столичного Sky Mall на месте ранее популярной кофейни L’Kafa Cafe. Вместе с Савиловым, формат запускал финансовый аналитик Евгений Рубан, который позже продал свою долю в бизнесе инвестору Павлу Слободянюку. К ним присоединилась жена Савилова Ирина Добруцкая. А в 2012-м в качестве инвестора в бизнес зашла его мать Александра — Ирина Иванчик. Она одолжила семейному бизнесу $70 000 на первое заведение, а также учила управлению финансами.

По данным YouControl, доли в компании распределены следующим образом: у Александра Савилова — 16,7%, у Ирины Добруцкой — 16,6%, у Ирины Иванчик — 33,4%, у Павла Слободянюка — 33,3%.

Концепт ресторана партнеры подсмотрели в португальской сети Vitaminas. Основное блюдо этих заведений — салат.

Осенью прошлого года в сети работало 23 ресторана здоровой еды Salateira: 17 — в Киеве, один — в Днепре, еще пять — по франшизе в Минске, которые были закрыты после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Выручка компании в 2020-м составила почти 260 млн грн. Объем инвестиций в один магазин составлял 1,5 млн грн с запланированной окупаемостью 12 месяцев. А в апреле 2021 года Forbes оценил состояние Александра Савилова в $130 млн.

Летом этого года сеть салат-баров Salateira решила снова попробовать свои силы за рубежом. В июле Александр Савилов объявил, что ищет партнера для открытия ресторана в Стамбуле. Инвестицию в одну локацию он оценивает в 220 000-230 000 евро, в зависимости от условий партнерства (миноритарий, мажоритарий или 50/50). Известно, что ранее сеть неудачно попыталась закрепиться в ОАЭ и Испании — оба заведения после непродолжительной работы закрылись.

Хронология развития семейного бизнеса:
  • 2011 год — Создание сети Salateira.
  • 2012 год — Мать Александра Савилова Ирина Иванчик стала партнером компании
  • 2014 год — Ради снижения себестоимости сеть начинает закупать продукты исключительно у украинских производителей
  • 2016 год — Первая попытка покорить зарубежный рынок — Salateira открывается в Дубае (ОАЭ) и в курортном Аликанте (Испания), но уже через два года эти заведения пришлось закрыть. Причина — неудачное место и неудачное время открытия.
  • 2021 год — В начале года компания начала развивать новый проект Salateira Store — магазины площадью 25-100 кв. м, разработанных по подобию британской сети сэндвич-магазинов Pret a Manger. А летом того же года Александр Савилов покинул пост СЕО сети и перешел к стратегическому управлению компанией.
  • 2022 год — В марте Salateira отозвала все франшизы в Минске и закрыла заведения, а летом объявила о своих планах выхода на турецкий рынок.

Читайте также — 

Не останавливаются: кто из ритейлеров запускает необычные форматы и новые флагманы магазинов во время войны


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка