
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Успешные примеры украинских ритейлеров, ресторанных сетей и бизнесов из смежных областей, которые были созданы в семейном кругу и продолжают развиваться как семейное дело.
После обретения независимости в Украине появилось немало семейных бизнесов, в которых сейчас работают уже второе или третье поколение. Обычно компании, которые развиваются как семейное дело, нацелены на долговременное развитие, а потому очень устойчивы к различным кризисам и потрясениям. И если семейный бизнес выдерживает испытание перехода управления к следующему поколению, то достигает настоящего процветания и становятся настоящей опорой для экономики страны. Обзор украинских сетей, развивающихся как семейные бизнесы — читайте в обзоре RAU.
В этом материале мы приводим примеры самых известных семейных бизнесов, но если ваша компания развивается как семейный бизнес в сфере ритейла или смежных отраслей — напишите нам на электронную почту news@rau.ua и мы обязательно добавим информацию о вашей компании в этот обзор.
Корпорация RedHead Family Corporation (сеть Антошка, национальная дистрибуция детских товаров Smarty Family и департамент недвижимости) является едва ли не самой первой семейной компанией, которая была основана семьей Владислава Бурды в 1994 году.
Семья Владислава и Татьяны Бурда в 2019 году
Основными направлениями бизнеса семейной корпорации являются крупнейшая детская сеть Антошка, национальная дистрибуция детских товаров Smarty Family и департамент недвижимости. Также RedHead является эксклюзивным импортером 30 мировых брендов на территории Украины и поставщиком детских товаров в 77 торговых сетей. Компания стремится к лидерству в категориях игрушек, детского питания, гигиены, мебели и аксессуаров.
Сейчас розничная детская сеть Антошка насчитывает около 40 магазинов, которые работают в 18 городах Украины.
Супруги Галина и Александра Гереги в 2003 году основали компанию Эпицентр К, специализирующуюся на розничной торговле стройматериалами, мебелью, товарами для дома, сада и огорода, бытовой химией и тому подобное.
Сейчас в компании работают более 25 000 сотрудников, а торговая сеть Эпицентр объединяет более 70 строительно-хозяйственных гипермаркетов.
Сейчас группа компаний Эпицентр К объединена в уникальную экосистему, куда входит не только ритейл, но и другие направления. В частности, крупный аграрный бизнес, представленный агрохолдингом Эпицентр Агро, два собственных завода по производству керамической плитки, предприятие по переработке древесины Осмолода и мощное логистическое направление.
В начале февраля состояние супругов Герег Forbes оценивал в $1,8 млрд, но война в Украине нанесла серьезный удар их бизнесу и уже в марте их состояние упало до отметки $0,5 млрд. Но несмотря на существенные потери бизнеса симейная пара продолжает активно развивать бизнес, открывать новые торговые центры и активно помогает ВСУ и вынужденным переселенцам.
Несмотря на то, что ресторанный бизнес носит имя только Дмитрия Борисова, развивает он его вместе со своей женой — Еленой Борисовой.
История этого бизнеса началась в 2009 году, когда Дмитрий ушел из рекламного бизнеса и открыл свое первое заведение в Киеве — гастробар Барсук. Ресторанное дело Дмитрия развивалось и пополнялось новыми заведениями. Впоследствии к управлению ресторанным бизнесом присоединилась Елена Сапунова, которая стала его второй женой и руководит семейным бизнесом в должности операционного директора.
До 24 февраля сеть ресторанов GastroFamily насчитывала около 80 заведений по всей Украине. Наиболее известные — Канапа, БПШ, Белый налив, Последняя баррикада. В марте 99% всех бизнес-процессов было приостановлено — рестораны занимались только волонтерской деятельностью. Но уже с марта заведения сети постепенно начали восстанавливать свою работу.
С середины 90-х Владислав Чечеткин и его жена Ирина работали в одной фирме. Владислав был наемным менеджером по продажам в компании старшего брата SkyLine. Так продолжалось до 2004 года. Тогда днем Чечеткин продолжал работать на компанию брата, а по вечерам и ночам работал над созданием собственного интернет-магазина.
Интернет-магазин Rozetka.ua, который специализировался на продаже парфюмерии и косметики, официально заработал в 2005 году. Но в начале того же года официальные представители парфюмерных домов заметили деятельность сайта и запретили продавать свои товары. Поэтому Чечеткины решили продавать через свой интернет-магазин технику и электронику. Сфера ответственности Владислава — продажи, маркетинг и стратегия, Ирины — операционное управление и логистика.
Название Rozetka придумал Владислав, ведь планировалось продавать все, что можно включить в розетку. 90% прибыли компании Чечеткины возвращали в бизнес для развития интернет-магазина и приобретения складских помещений.
До 2021 года бизнес Чечеткиных стремительно развивался. Кроме онлайн-направления Rozetka начала открывать физические торговые точки через продажу франшизы, а интернет-магазин техники со временем превратился в маркетплейс с огромным ассортиментом товаров. В 2020 году в разгар пандемии коронавируса компания запустила собственную торговую марку RZTK, а в прошлом году Rozetka открыла собственную аптеку.
В 2021 году состояние Владислава и Ирины Чечеткиных оценивали в $470 млн, а прибыль компании составляла $110 млн. Пара заняла 20-е место среди самых богатых украинцев в рейтинге Forbes.
К сожалению, российское вторжение в феврале 2022 года чуть не уничтожило успешный семейный бизнес. В марте 2022 года в отчаянном письме к своим сотрудникам Владислав Чечеткин написал, что бизнес на грани уничтожения. В первый месяц войны склады компании под Киевом были заблокированы, 25 магазинов были полностью уничтожены, а оборот за три недели упал с 4 млрд грн в месяц до 23 млн грн.
Но бизнесу удалось выстоять. В августе во время YouTube-стрима Александра Колба Владислав Чечеткин рассказал, что выручка компании почти вернулась на довоенный уровень. Новая стратегия маркетплейса Rozetka — мыслить и действовать как малые предприниматели, чтобы быть гибкими и мгновенно перестраиваться под изменения спроса.
Барком (ТМ «Родинна ковбаска») — львовская компания, которая более 20 лет занимается торговлей продуктами питания. Сейчас это вертикально-интегрированная структура, занимающаяся выращиванием свиней, крупного рогатого скота, изготовлением и реализацией продуктов питания.
Более 240 магазинов «Родинна ковбаска» расположены в 60 городах на территории 11 областей Украины. В компании работает более 1900 работников.
Компанию Барком основали в 1998 году Владимир Баран и София Баран. Со временем семейное дело продолжили дети семьи Баранов — Олег Баран и Александр Баран.
В первый год совместного бизнеса семейная пара имела команду из восьми человек. Сначала супруги занимались продажей колбасных изделий, привезенных из-за границы, которые реализовывали на львовском привокзальном и других рынках. Но предприниматели понимали, что для создания устойчивого бизнеса надо идти в производство, чем и занялись в 1999 году. Необходимое оборудование частично импортировали из Польши, а частично — приобрели украинское.
В начале нулевых стало ясно, что необходимо расширять каналы сбыта. Поворотным моментом в развитии стало решение о создании своей сети магазинов, поскольку работа с существующими торговыми точками уже не устраивала.
В 2014 году было принято решение о ребрендинге розничной сети, которая на то время уже присутствовала в 11 областях Украины. Обновленную концепцию и дизайн «Родинної ковбаски» разработала нидерландская компания, а ее внедрением и позиционированием в Украине занимался Андрей Федорив. Он порекомендовал использовать в качестве «лица» компании не вымышленных персонажей, а настоящую семью владельцев. Так в новых магазинах появились лица трех поколений семейного бизнеса. Первый магазин нового формата появился спустя два года подготовки — в 2016 году.
Компания Барком (сокращенно от Баран и компания) владеет 20 фермами, обрабатывает 7000 гектаров земель, имеет собственное производство площадью 8500 гектаров и управляет собственной розничной сетью из 240 магазинов. Компании принадлежат торговые марки «Родинна пекарня» и Хлебория.
Юрий, Роман и Игорь Кочуты — братья-ювелиры из Ужгорода. Свои первые украшения ребята сделали еще в школе из олова и меди. Подростками они увлеклись исторической реконструкцией и сами клепали себе доспехи, плели кольчуги и ковали мечи.
В 2011 году братья начали профессионально заниматься украшениями. Инженерно-техническое образование всех троих очень пригодилось им. А вот секреты ювелирного дела братья осваивали самостоятельно с помощью книг и интернета.
Официально бренд Kochut появился в 2013 году в Ужгороде. Название бренда Kochut и логотип придумал и нарисовал старший из братьев — Юрий, пока он лежал в больнице после полученных ожогов на репетиции к фаер-шоу.
В 2015 году братья открыли свою первую ювелирную мастерскую и впоследствии начали привлекать к себе мастеров, менеджеров по продажам, контент-менеджеров и других специалистов. Кроме ювелирных украшений, братья начали изготавливать дизайнерские столы из цельной древесины в сочетании с эпоксидной смолой и другую мебель.
В конце 2017 года осуществляется переезд в значительно большую мастерскую, которая дала пространство для создания ювелирного шоу-рума в Ужгороде. Впоследствии братья открывают шоу-рум в Вене, а через год — в Киеве, где клиенты также могут осмотреть и примерить украшения. Сейчас ужгородская компания также представлена в Лондоне, Дюссельдорфе, Таллинне, Простейове, Алматы и Нью-Джерси. Повсюду — разные форматы, например шоу-рум и сайт, или офис и сайт, у кого-то — только украшения или только дерево, а кто-то объединил.
Кроме того, сейчас бренд Kochut входит в двадцатку самых популярных инстраграм и фейсбук-страниц украинских ритейлеров.
Самые дорогие украшения, созданные братьями — золотое колье с турмалином и бриллиантами «Аромат Вселенной» ($19 800) и серьги «Метида» в белом золоте с бриллиантами и аквамаринами ($20 500).
Секрет успеха Кочутов — их единство и настойчивость доводить начатое до конца. А еще — одна на троих родительская наука: не лениться работать, быть ответственным за свои поступки, и при любых обстоятельствах оставаться людьми.
Ювелирный Дом Zarina создает эксклюзивные украшения с 1998 года. Этот бизнес имеет по-настоящему женское лицо, которым занимается уже второе поколение женщин.
Основательницей бренда является Наталья Нетовкина. Сейчас также семейным делом занимаются дочери Натальи и племянница. Старшая дочь Мартина Нетовкина руководит брендом Natkina, названного в честь Натальи, изделия которого продаются в Европе. Средняя дочь Натальи Зарина Нетовкина, в честь которой и назван бренд, является амбассадором компании и представляет ее на всех официальных мероприятиях. Младшая дочь — София Нетовкина — является креативным директором ZIRKA Bar и сфб-бренда Zarina You. А племянница Натальи Екатерина Нетовкина занимается в компании коммуникациями с международными партнерами.
Сейчас сеть Zarina насчитывает 44 магазина, в которых представлены изысканные драгоценности в классическом стиле и патриотической тематике. Бренд Zarina позиционирует себя как мощная платформа для объединения активных женщин, которые осознают свою ценность. Zarina уже давно и постоянно сотрудничает с известными украинскими и зарубежными дизайнерами.
В 2019 году ювелирный дом провел масштабный ребрендинг и презентовал пять саб-брендов, каждый из которых представляет ювелирные изделия для определенной аудитории. Zarina You — яркие украшения для молодой аудитории, Zarina Story — сентиментальные украшения, Zarina Creative — драгоценности для творческих натур, Zarina Jewel — изделия, подчеркивающие статус, для женщин, покоривших вершины и наслаждающихся жизнью, Zarina Fine — произведения ювелирного искусства.
Старт собственного бизнеса супругов Оксаны и Тараса Середюков состоялся в 2004 году с покупки франшизы Potato House и Mama Maria Pizza в Харькове. Но первые попытки были не слишком удачные. В первый ресторан супруги вложили $150 000 и с трудом зарабатывали $2000-3000 в месяц. Тарас с Оксаной решили, что виной всему отсутствие опыта, и упорно продолжали инвестировать в развитие бизнеса, считая, что сеть будет работать эффективнее. Но только третий ресторан начал приносить хороший результат.
В 2006 году супруги открыли по франчайзингу свою первую Якиторию. Тарас узнал, что Якитория приносит доход в $100 000 в месяц, при инвестициях в открытие $600 000. Развивать бренд решили в Харькове: аналогичные заведения в Киеве открывали другие рестораторы. Покупка франшизы обошлась в $250 000. С началом работы над этим проектом жизнь бизнесмена изменилась. По сравнению с предыдущим проект был более технологичный, более сильный с точки зрения маркетинга, инновационный.
В 2008 году семейная пара открыла собственный ресторан Mafia в Харькове. Сначала ресторан имел формат speakeasy (бар, где незаконно торгуют спиртными напитками), в который можно было попасть, назвав пароль. Бар находился возле харьковского горисполкома, сотрудники которого могли попасть в заведение без пароля, но предъявив удостоверение. Концепция напоминала подпольные бары 30-х годов, в меню сделали ставку на алкогольные напитки, а в зале обязательно должен был играть джаз-бэнд.
После успеха первой Mafia супруги приняли решение открыть ресторан в Киеве, который заработал в следующем году. Отметив интерес украинцев к паназиатской кухне, Тарас и Оксана Середюк открыли в декабре 2012 года первый ресторан паназиатской кухни Casta на Крещатике. А в 2015 году супруги открыли ресторан BAO, который обошелся супругам в 33 млн грн. Разработку меню ВАО взял на себя Эктор Хименес-Браво, который стал партнером и совладельцем проекта.
Зараз основними ресторанними напрямками сімейної пари є близько 20 закладів Mafia, чотири ресторани Casta, а також ресторан BAO та Georgia.
Сеть здорового фаст-фуда Salateira развивает Александр Савилов вместе с женой, мамой и партнером.
Первая точка Salateira открылась в декабре 2011 года на фуд-корте столичного Sky Mall на месте ранее популярной кофейни L’Kafa Cafe. Вместе с Савиловым, формат запускал финансовый аналитик Евгений Рубан, который позже продал свою долю в бизнесе инвестору Павлу Слободянюку. К ним присоединилась жена Савилова Ирина Добруцкая. А в 2012-м в качестве инвестора в бизнес зашла его мать Александра — Ирина Иванчик. Она одолжила семейному бизнесу $70 000 на первое заведение, а также учила управлению финансами.
По данным YouControl, доли в компании распределены следующим образом: у Александра Савилова — 16,7%, у Ирины Добруцкой — 16,6%, у Ирины Иванчик — 33,4%, у Павла Слободянюка — 33,3%.
Концепт ресторана партнеры подсмотрели в португальской сети Vitaminas. Основное блюдо этих заведений — салат.
Осенью прошлого года в сети работало 23 ресторана здоровой еды Salateira: 17 — в Киеве, один — в Днепре, еще пять — по франшизе в Минске, которые были закрыты после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Выручка компании в 2020-м составила почти 260 млн грн. Объем инвестиций в один магазин составлял 1,5 млн грн с запланированной окупаемостью 12 месяцев. А в апреле 2021 года Forbes оценил состояние Александра Савилова в $130 млн.
Летом этого года сеть салат-баров Salateira решила снова попробовать свои силы за рубежом. В июле Александр Савилов объявил, что ищет партнера для открытия ресторана в Стамбуле. Инвестицию в одну локацию он оценивает в 220 000-230 000 евро, в зависимости от условий партнерства (миноритарий, мажоритарий или 50/50). Известно, что ранее сеть неудачно попыталась закрепиться в ОАЭ и Испании — оба заведения после непродолжительной работы закрылись.
Читайте также —