Осторожно, мины: какие убытки несут ритейлеры и ТРЦ из-за действий лже-минеров
В начале июня в Киеве из-за анонимных звонков о минировании вынуждено прекратили работу около 30-ти супермаркетов Сільпо. От действий лже-минеров часто страдают и другие крупные торговые сети – Ашан и АТБ.
Начало лета выдалось непростым для столичных ритейлеров, а особенно, для одного из лидеров рынка – компании Fozzy Group. Как стало известно RAU, вечером 3 июня были вынуждены прекратить работу около 30-ти супермаркетов Сільпо. Виной всему – анонимные сообщения о минировании торговых объектов.
«В настоящее время около тридцати магазинов по всему городу получили сообщение о минировании. Сотрудники действуют в соответствии с инструкциями», — сообщили в пресс-службе Сільпо в ответ на запрос RAU. При этом в компании отказались прокомментировать вопросы относительно того, какие убытки наносят ей действия лже-минеров, сославшись на занятость ответственных лиц.
Как бы там ни было, известно, что это далеко не первый случай «минирования» супермаркетов сети Сільпо. Только с начала этого года компании дважды приходилось эвакуировать людей из торгового объекта в столичном ТРЦ Gulliver. А в ноябре прошлого года правоохранителям пришлось проверять все столичные супермаркеты Сільпо из-за поступившего в СБУ сообщения.
Не Сільпо единым
Впрочем, Сільпо – не единственный ритейлер, пострадавший от злоумышленников. По информации СМИ, по Киеву прошла целая волна «минирований», среди жертв также оказались сети АТБ и Ашан. «За последние месяцы ситуация в стране, к сожалению, дестабилизировалась. Массовые оповещения о ложном минировании очень негативно влияют на наших клиентов и сотрудников», — признаются в Ашан Украина.
Как рассказали RAU в пресс-службе АТБ, с начала 2019 года было зафиксировано четыре случая «минирования» магазинов торговой сети. И все они произошли в течении последнего месяца в Киеве. Из-за этого компания была вынуждена приостанавливать работу торговых объектов на различные периоды времени — от 10 минут до суток.
В пресс-службе Ашан отмечают, что массовый характер угрожающих уведомлений относительно магазинов (сообщения о минировании поступают еженедельно) заставил компанию обращаться с официальными заявлениями в правоохранительные органы и министерства с просьбой усилить сотрудничество и оперативно искать пути оптимизации времени проверок объектов и найти окончательное решение существующей проблемы.
«Безусловно, подобные лжеминирования оказывают негативное влияние на работу магазинов, торгующих продуктами питания, часть из которых — это скоропортящиеся товары. Кроме недополученной прибыли и потери в товарообороте, дополнительные издержки возникают от списания испорченных продуктов», — отмечают в АТБ.
Директор исследовательской компании GT Partners Игорь Гугля добавляет, что несмотря на остановку работы магазинов, компании не освобождаются от необходимости «содержания» торгового объекта. «Свет в магазинах продолжает гореть, арендная плата насчитывается, а персонал ждет свою зарплату, несмотря на остановку всех бизнес-процессов. В результате ритейлер не только недополучает прибыль, но и несет операционные убытки», — говорит эксперт.
По его словам, наиболее критичными для ритейлеров являются лжеминирования в вечерние часы, когда в магазинах наблюдается пик продаж. «На период с 18:00 до 21:00 приходится пик продаж за день, ибо люди как раз возвращаются с работы. Поэтому для ритейлеров, наверное, лучше, чтобы «минирования» приходились на время с 10:00 до 12:00», — иронизирует Гугля.
Что любопытно, далеко не все крупные продуктовые сети часто страдают от действий лже-минеров. К примеру, в торговых сетях Novus и ЭКО маркет журналистам RAU рассказали, что случаев «минирования» их торговых объектов пока не было.
Под прицелом ТРЦ
Всего за четыре первых месяца 2019 года в Украине зафиксировали 425 сообщений о минировании. Динамика неутешительная, ведь это в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали в Национальной полиции в ответ на запрос НВ Бизнес. Часто «жертвами» лже-минеров становятся торговые центры. По словам директора столичных торгово-развлекательных комплексов Проспект и РайON Инны Сотниковой, как правило, такие сообщения поступают напрямую в правоохранительные органы и уже потом ТРЦ уведомляется о необходимости эвакуации. Впрочем, бывали случаи сообщений о минировании на e-mail и в соцсети компании.
В целом же, в Arricano говорят, что из-за лже-минеров столичные ТРЦ компании были вынуждены прекращать работу не более 3-4 раз, однако эвакуация продуктового «якоря» ТРЦ происходила куда чаще – около 20 раз. «При этом оценить сумму ущерба в целом достаточно сложно, так как помимо прямых убытков есть еще такое понятие как недополученная прибыль, репутационный ущерб и т. д.», — отмечает Инна Сотникова.
Впрочем, очевидно, что в таких случаях в большей мере страдают не девелоперы, а работающие в ТЦ арендаторы. Как рассказал совладелец компании Zeebra (сети по продаже товаров для дома Butlers, косметики Glossip) Дмитрий Ермоленко в комментарии НВ Бизнес, обычно при «минировании» магазин не работает от часа до четырех-пяти, а получить какую-либо компенсацию за простой невозможно.
«Это форс-мажор, поэтому мы платим за аренду помещения, но торговля не ведется», — говорит бизнесмен. По его словам, он не знает ни одного случая, когда торговый центр не насчитывал бы плату в тот период, когда магазин не работает. Все это приводит к убыткам. По подсчетам ритейлеров, в среднем выторг с каждого квадратного метра составляет от 7 до 19 евро в день. «То есть минимальные потери для небольшого бутика площадью 100 кв. м составляют 700 евро в день, тогда как для крупного магазина площадью 2000 кв. м — 14 000 евро в день», — подсчитали в НВ Бизнес.
Несмотря на такие убытки, ритейлеры и ТРЦ не могут игнорировать сообщения о минировании. «В каждом из подобных случаев компания полностью взаимодействует с правоохранительными органами и четко действует согласно их инструкциям. Для компании безопасность людей, клиентов магазинов торговой сети АТБ, всегда остается на первом месте», — поясняют в АТБ.
При этом в компании затрудняются ответить на вопрос о целях подобных акций со стороны злоумышленников. Ведь ни один из указанных случаев не сопровождался шантажом или вымогательством от лже-минеров.
Преступление и наказание
По мнению опрошенных RAU экспертов, главной причиной учащающихся случаев лжеминирований становится безнаказанность злоумышленников. Зачастую вычислить преступников не удается ни компаниям, ни правоохранителям. Однако положительные примеры совместной работы бизнеса и блюстителей порядка по поимке «телефонных террористов» все же существуют.
Так, в 2017 году Апелляционный суд Херсонской области приговорил к реальному сроку заключения лже-минера херсонского ТРЦ Fabrika. Как рассказывал RAU операционный директор Budhouse Group Максим Гаврюшин, в компанию регулярно поступали сообщения о минировании, из-за чего приходилось останавливать работу ТРЦ и эвакуировать людей.
«Мотивы были самые разные: звонили и шутники, и психически больные люди. Иногда доходило и до курьезного: люди решали позвонить и сообщить о минировании объекта только для того, чтобы пораньше уйти с работы домой. Были и вымогатели, которые прямо заявляли, что это саботаж и за определенную плату он прекратится, — уточняет Максим. — Естественно мы не шли на переговоры и сразу обращались в правоохранительные органы. По каждому такому случаю минирования было возбуждено уголовное дело».
В итоге «подрывники» попали в поле зрения правоохранительных органов. После расследования полиция задержала трех человек, которые подозревались в «телефонном терроризме», двое из них оказались на скамье подсудимых. В итоге незадачливый подрывник получил вполне реальных 4 года тюрьмы, и к тому же был оштрафован на 125 000 грн.
К сожалению, этот пример стал скорее исключением из правил. И пока украинское правосудие не найдет способа бороться со лже-минерами, количество сообщений от злоумышленников вряд ли пойдет на спад. Однако найти решение этой проблемы — важная задача как для бизнеса, так и для власти. «Мы открыты к диалогу со специализированными органами и готовы взаимодействовать с другими игроками рынка, делиться опытом и инструментами, вместе способствовать скорейшему решению проблемы. Ведь речь идет не только об убытках для нашей компании и безопасности наших клиентов и сотрудников, а о стабилизации экономической ситуации в Украине в целом», — резюмируют в Ашан Украина.
Читайте также –
Вредные покупатели: как быть, если клиенты злоупотребляют своими правами