Ритейлер в банке: зачем торговым сетям и почтовым операторам свои банки
О намерении купить банк несколько лет открыто говорит Укрпошта, но такие планы, по слухам, вынашивают также Rozetka и Нова пошта.
Председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек в своей колонке для НВ рассуждает о целесообразности покупки ритейлерами банковских учереждений. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
В Украине наблюдается настоящий бум поглощений банков. Пока большая часть из них — исключительно «виртуальные». Наиболее близка к заключению соглашения, похоже, Укрпошта, которая рассчитывает закрыть сделку до конца первого квартала 2022 года. К банковскому сектору присматривается Нова пошта, крупнейший онлайн-ритейлер Rozetka, а также казахская Kaspi, которая недавно поглотила украинский сервис Portmone. Кроме этого, не стоит забывать о запуске кобренд-продукта ATБ и Райффайзенбанка, а также необанк «Власний рахунок» от Fozzy Group и принадлежащего ей банка Восток.
Секрет успеха
Как показывает зарубежный опыт, банковский бизнес «выстреливал» только в том случае, когда он не был интегрирован в ритейл. То есть финансовые услуги не были частью торгового подразделения, не имели единственной целью обслужить интересы основного бизнеса. А существовали и управлялись отдельно. Например, американский ритейлер Kroger, который по соглашению с GuarantyBank начал развивать сеть банковских отделений под брендом BestBank в 2005 году, спустя 12 лет остался без финансового партнера. Из недавних примеров можно упомянуть продажу в декабре 2020-го российского Оней-банка. Его владелец — российская дочка сети Ашан — разочаровалась в идее и продала непрофильный актив.
Зачем ритейлерам банки
Программы лояльности позволили компаниям собирать о своих клиентах огромную детализированную базу данных. На основании которой можно выстроить скоринговую модель и начать раздавать кредиты. Это один из главных мотивов получения банковской лицензии.
Есть и другие. Бесконечно наращивать прибыль путем расширения сети магазинов не выйдет. Рано или поздно рынок насытится. Кредитование – один из способов решения проблемы. Логика простая: покупатель за счет кредитов может покупать больше товаров по более высокой цене. Выручка растет.
Развитие онлайн-ритейла тормозится из-за ограниченных финансовых возможностей контрагентов. А кредитование поставщиков теоретически может быть почти безрисковым — торговец владеет всей информацией о них, их бизнес-моделях. Без труда сможет консолидировать внутри своего банка все финансовые потоки.
Укрпошта могла бы обойтись лицензией финансовой компании. Закон «О платежных услугах» теперь позволяет открывать счета и выпускать карты. Но, в Укрпошта уверены, что не смогут убедить пенсионеров открывать счета и получать карты компании, если им не дать возможность оформлять депозиты.
Не взлетит
Как видно, в любой из указанных моделей покупка банка выглядит проектом, обреченным на успех. Однако есть огромные сомнения в том, что такие проекты будут успешными. Да, необанки создали иллюзию, что финансовые услуги — это очень просто. Но парадокс заключается в том, что под этой легкостью скрывается гораздо более сложные (технологически, операционно и нормативно) проекты. Это дорого, это сложно, это сопряжено со значительными рисками.
Есть еще вопросы финмониторинга, комплаенса, выполнения нормативов, капитализации — все это за последние несколько лет радикально усложнилось. А ведь есть еще вопросы управления ликвидностью, рисками, громоздкий документооборот.
Это, впрочем, не означает, что у этих двух миров нет точек пересечения. Напротив, сейчас они близки друг к другу, как никогда прежде. Но по-настоящему крутые проекты на стыке могут родиться только в рамках сотрудничества представителей двух миров.
Источник: НВ
Читайте также —