
Novus открыл новый супермаркет в Киеве на переулке Балтийском (+фото)


Майкл Дон, основатель Мировой Карты, недавно объединенной в USG Holding, о принципах ведения дел, правилах партнерства, ресторане мечты и бизнесе, связанном с выращиванием каннабиса.
Майкла Дона — украино-американского предпринимателя – можно назвать одним из первооткрывателей отечественного ресторанного рынка. Вместе со своим партнером Бени Голани он в 1996 году основал сеть Мировая Карта (сейчас USG Holding), которая объединяет около сотни ресторанов. Часть из них стали стандартом качества. В интервью Leadership Journey Майкл рассказал о внутренней кухне ресторанного бизнеса и собственных принципах работы. RAU публикует самые интересные тезисы из его интервью.
Свой первый бизнес я организовал в 12 лет, начав предлагать друзьям и знакомым жевательные резинки, которые были в дефиците в то время. Приобретенная упаковка из пяти пластинок стоила 1 рубль. При покупке блока каждая пластинка обходилась не в 20 копеек, а в 16. А если взять 10 блоков, цена за пластинку на опте снижалась до 12 копеек. Имея первый стартовый капитал – 12 рублей, кстати, собранный на сдаче бутылок, я стал оптовиком – покупал жевательные резинки блоками и даже ящиками и затем реализовывал их в розницу с наценкой. Меньше чем за полгода я вышел на уровень реализации 20-30 блоков в месяц.
Наверное, дух предпринимательства передался мне с генами. Мой прадед был купцом, а дед – контрабандистом: он переправлял золотишко из Украины (город Шепетовка) в Польшу. Так что предпринимательство у меня в крови.
В любом ресторане я первым делом смотрю на цены в меню, а затем переворачиваю тарелку, чтобы увидеть, кем она произведена. И нередко понимаю, что меня обманывают: если блюдо стоит, скажем, 40 евро, а его подают на тарелке ширпотребовского бренда, то что-то не так в этом заведении.
В бизнесе нет мелочей, каждая деталь имеет значение и может сыграть тебе в плюс, приумножая количество клиентов, либо в минус, уменьшая прибыль и даже уводя в «минус». Ты можешь обманываться сам, но покупателя не проведешь: если дела ты ведешь неправильно, он рано или поздно уйдет к конкуренту.
А еще при взгляде на любой бизнес я примеряю его на себя: делаю приблизительный подсчет расходов и доходов, чтобы понять, насколько он выгоден и может ли быть интересен мне. Иными словами, предпринимательством надо жить, любить его и, желательно, понимать.
Заработок – движущая сила любого бизнеса, но нельзя мыслить исключительно этой категорией. Для меня бизнес – это, в первую очередь, удовольствие. Удовольствие от реализации того или иного проекта, каждый из которых делает меня сильнее и опытнее – и к тому же приносит деньги.
Свой бизнес ты должен пропустить через себя, став с ним единым целым. Конечно, даже это – не гарантия успеха, но без полного погружения он априори невозможен. Обречен бизнес, кем-то построенный для тебя, в котором ты всего лишь наблюдатель.
Нельзя обманываться, считая, что можно купить доходное предприятие и, сидя дома, стричь доходы. Никто кроме тебя не вдохнет в него душу, не сделает живым и успешным.
Слева направо: Майкл Дон и Массимо Боттура, лучший шеф-повар мира в 2016 и 2018 годах
Первый ресторан в Украине мы с Бени Голани открыли в 1995 году, и поначалу мне приходилось быть и директором, и менеджером, и кассиром. И даже водителем, который по ночам развозил по домам персонал ресторана.
Мы сделали ставку на то, что работало в США: сначала появился ресторан американской кухни Uncle Sam, потом мексиканский ресторан Tequila House, далее открыли Мимино ( грузинская кухня) и классический ирландский паб Golden Gate, и потом уже появилась «Мировая Карта» с развитием новых ресторанов. На каком-то этапе мы начали популяризировать японскую еду – и стали развивать национальную сеть Сушия. После этого было развитие и становление итальянских пиццерий IL MOLINO с качественным подходом к продукту «настоящая итальянская пицца».
Мы всегда делали рестораны с упором на самобытность направления кухни той или ной страны, которая нравится нам самим. Вот почему наш второй ресторан был заточен под мексиканскую кухню, которая очень популярна в Америке, а ресторан «Мимино» появился благодаря грузинским корням Бени Голани.
Для души фаворитом ранее был ресторан Липский Особняк. Его открытие пришлось на тот золотой период, когда в стране бизнес рос, а инвестиции окупались с бешеной скоростью. Это был ресторан №1 в Украине на то время по всем категориям. И в нем с официальными визитами бывали все президенты и премьер-министры Украины.
У многих людей есть свой «Ресторан Мечты». Я не исключение. У меня тоже есть свой Ресторан Мечты. Я частично реализовал его в новом проекте DOM №10 на Подоле.
Майкл Дон, Бени Голани и команда ресторана Da Vittorio
Наши зоны ответственности поделены примерно поровну. Он занимается в основном сетью Сушия, а я – отдельными ресторанами и пиццериями IL MOLINO, которые от первого эскиза интерьера до последней уложенной плитки были моим детищем.
В США у нас другой бизнес: мы занимаемся выращиванием медицинского каннабиса и поставляем его в специализированные торговые сети.
Наша компания называется Holistic Industries, а сам продукт – Liberty. Мы занялись этим четыре года назад, когда в Штатах только началась первая волна легализации каннабиса. Это очень своеобразный и интересный бизнес.
Один большой раздел я бы посвятил хаосу, который 15 лет назад царил в украинском законодательном поле. Тогда в стране законы нередко принимались задним числом: скажем, 15 июля компания могла получить уведомление, что 1 января текущего года – то есть уже полгода как, – система налогообложения в вашей сфере изменилась. Все отчеты за минувший период нужно переделать и, как это водится, по новой схеме вы чего-то не доплатили государству.
Второй раздел – это истории о том, как меня учили бизнесу мои подчиненные. Строя цивилизованный бизнес в Украине, мы с Бени считали, что и все вокруг такие же открытые и честные, включая наш персонал. Ан нет: то стащат продукты на кухне, то переполовинят или нажульничают в чеке гостя… Так мы и росли, набивая шишки.
Ну а третий – он о любви к бизнесу. Что бы ни происходило, нам нравилось заниматься ресторанным бизнесом в Украине. Знаете, это такое особенное ощущение, когда твой ресторан заполнен до отказа, а в зале стоит оживленный гомон довольных посетителей. В такие моменты я подходил к барной стойке и выкручивал музыку посильнее – чтобы люди говорили еще громче.
Людей, которые зарабатывают вам деньги, нельзя считать ресурсом. Ресурс обезличен: сегодня один менеджер, завтра – другой, и вы их меняете, словно перчатки, как только они перестают исправно исполнять свои функции.
Конечно, ротация и обновление персонала – это необходимые вещи, но если человек стал твоим единомышленником и тем самым превратился в ценный актив, его нужно удерживать в компании всеми силами.
Тот, кто разделяет наши ценности, кто понимает, что мы делаем и почему именно так. И тот, кто в десяти словах может нарисовать портрет нашего посетителя, которого мы хотим красиво накормить и обслужить.
О партнерстве в бизнесе можно говорить много и долго, но на самом деле все рекомендации сводятся к двум ключевым правилам: слышать партнера и быть с ним честным в любой ситуации.
Когда тебя начинают «играть», рано или поздно предадут по-крупному.
За свои деньги я отвечаю сам, поэтому никаких помощников. Не потому что они глупее меня – наоборот, профессиональные инвестиционные консультанты, зачастую, смыслят в этом деле куда больше меня, даже невзирая на мой богатый предпринимательский опыт. Но вот парадокс: они не помогают, а, скорее мешают. Я не верю и никогда не поверю, что кто-то готов выкладываться на полную, чтобы приумножить чужие инвестиции – это можешь сделать только ты сам.
Источник: Leadership Journey
Читайте также
Майкл Дон, Мировая Карта: Украинский ресторанный бизнес находится в стадии бума