Спецпроект RAU и robota.ua: как изменился рынок труда в ритейле с апреля-2022 по август-2023
Во время проведення RAU Expo 2023 Ассоциация ритейлеров Украины и онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua представили очередное исследование о том, как изменился спрос и предложение на рынке труда в сфере розничной торговли за 17 месяцев военных действий.
Результаты исследования «Вызовы и динамика рынка труда в ритейле» представили широкой публике руководитель направления аналитики Retail Association of Ukraine Яна Ермакова и маркетинг-директор robota.ua Юлия Далибук. В частности, они с цифрами в руках показали, как восстанавливается рынок труда в Украине в целом, и какая динамика вакансий наблюдается в разных отраслях ритейла с учетом регионального распределения. А также продемонстрировали: как изменились предлагаемые или запрашиваемые зарплаты, производительность дистанционной работы и т.д. Редакция RAU подготовила статью по результатам исследования.
Рынок труда в Украине активно восстанавливается
По данным исследования, количество вакансий на рынке труда Украины восстанавливается. Если в марте 2022 года количество вакансий упало до 7% довоенного уровня (январь 2022 года), то уже начиная с апреля прошлого года оно неуклонно росло и достигло 47% в декабре 2022 года. То есть, после резкого падения на 93% за три следующих квартала рынок смог восстановиться на 40%. Эта динамика сохранялась и в течение 2023 года, и уже в августе 2023 года зафиксировано 86% вакансий от довоенного уровня. И есть все основания надеяться, что так будет и дальше.
В региональном разрезе среди лидеров по количеству имеющихся рабочих мест бесспорным лидером Киевская область (34 023 вакансий). В первую пятерку также входят Львовская (7395), Днепропетровская (7278), Одесская (5828) и Харьковская (4103) области. Создание новых рабочих мест идет по всем без исключения регионам и начало нового бизнес-сезона в сентябре будет только стимулировать этот процесс.
Интересно, что ищут работу так же больше всего в столичном регионе (65 210 резюме), но уже на втором месте оказалась Днепропетровская область (17 007), обогнав Львовский регион (14 935), а в Харьковской области (14 310) соискателей работы больше чем в Одесской (12818). Причем в Киевской и Харьковской областях количество резюме упало по сравнению с предыдущими периодами. Но в любом случае, как видим, количество резюме превышает количество вакансий по меньшей мере вдвое. Наиболее сбалансированной ситуация в Черновицкой и Закарпатской областях.
Сравнивая количество вакансий и резюме с «ковидным» 2020 годом, мы видим во втором квартале 2022 года самое низкое количество вакансий. Также на графиках хорошо видно сокращение количества резюме в прошлом году из-за эвакуации многих людей за границу.
Изменения на рынке труда в ритейле за 17 месяцев войны
По данным опрошенных в ходе исследования 853 компаний из сферы торговли, имеющих около 30 000 вакансий, динамика рынка труда в ритейле выглядит очень похоже на общеукраинскую картину. С тем отличием, что провал в начале был не таким сильным: если взять 21 февраля 2022 года за базовый период (100% вакансий), то уже 28 февраля 2022-го количество вакансий в ритейле уменьшилось до 58%, а в апреле 2022 года она достигла наименьшего количества – 17% от довоенного уровня. Уже начиная с мая 2022 года количество вакансий в сфере торговли постоянно росло и достигло 31 июля 2023 года 89% от довоенного уровня.
Как видно на графиках, восстановление ритейла было более стабильным и плавным по отношению ко всему рынку труда. Так, когда в конце прошлого года количество вакансий в целом притормозило на уровне 47-48%, количество вакансий в ритейле уверенно продолжало увеличиваться. И сейчас уже на 3% больше среднего показателя по всему рынку труда в Украине.
Конкуренция за место работы падает
Соотношение количества кандидатов (не путать с количеством резюме) и вакансий в ритейле тоже постепенно меняется к лучшему. Если в начале полномасштабной войны этот индекс в марте 2022 года достиг отметки 24,3, то уже в апреле он сократился наполовину, а к концу прошлого года постепенно сократился до значения 4,9 в декабре, то есть в пять раз меньше. В 2023 году тенденция продолжилась и в августе соотношение кандидатов к имеющимся рабочим местам составляло уже 3,7. Это очень обнадеживающий показатель, хотя он до сих пор вдвое больше довоенных 1,3-1,6.
Резкое сокращение количества вакансий весной прошлого года при относительно постоянном числе кандидатов и привели к такой безумной конкуренции – 24 человека на место. По мере увеличения рабочих мест падала и конкуренция, поэтому можно говорить, что постепенно ситуация снова возвращается к «рынку кандидата», когда соискатели начинают диктовать свои условия работодателям. Это в значительной степени совпадает с тенденциями на всем рынке труда, где в начале 2022 года было два-три кандидата на должность, а сейчас около четырех.
Отраслевое распределение кадров
По мере обновления каждой сферы ритейла росла и потребность в специалистах. По-прежнему подавляющее большинство вакансий находится в продуктовом ритейле. Так, еще в апреле прошлого года удельный вес свободных рабочих мест у FMCG-операторов составлял 31,5% всех вакансий в ритейле. Только за январь-август 2023 года эта доля выросла на 0,8%, составив весомые 38,1%. Открытие новых магазинов или возобновление работы торговых точек на освобожденных территориях, где потребность в товарах первой необходимости в приоритете закономерно способствовала спросу на новых работников.
Аналогичным образом добавлялись вакансии в сфере торговли бытовой техникой и электроникой, доля которых приросла в 2023 году с 16,8% до 17,1%. В этом году также увеличилась доля вакансий в секторах торговли одеждой и обувью (+0,1%) и drogerie (+0,2%). Однако по сравнению с количеством вакансий в апреле прошлого года это примерно на четверть меньше. То есть ритейлеры за этот период в значительной степени утолили спрос на персонал. Уменьшение количества вакансий наблюдалось на рынке торговли зоотоварами (-0,4%), мебелью (-0,3%), спортивными и фармацевтическими товарами, где падение доли вакансий в 2023 году составило по 0,2%.
Интересно, что именно фармацевтический рынок показывает наибольшую динамику развития – только за январь-июль этого года было открыто 405 аптек. Казалось бы, ситуация должна развиваться по сценарию продритейла. Специалисты в robota.ua имеют такое объяснение этого феномена. Во-первых, владельцы аптек могут искать персонал через другие каналы, а не только на профильном сайте, а во-вторых, существует возможность набора на одну вакансию нескольких работников, которые затем распределяются по новым аптечным заведениям сети.
Региональное распределение кадров
Рассматривая региональное распределение вакансий в различных отраслях торговли, видно, что в Киеве и Киевской области сосредоточена основная масса вакансий в FMCG-ритейле (31,2%) и зафиксирована динамика прироста за семь месяцев 2023 года – на 1,8%. В настоящее время несколько большая потребность в работниках продовольственных сетей ощущается в Днепропетровской и Одесской областях, где доля свободных рабочих мест составляет 9,8% и 4,5% соответственно. Во всех других регионах количество вакансий или остается неизменным или немного сократилось, как во Львовской области, где сейчас сосредоточено 18,4% всех вакансий продритейла.
В сфере торговли одеждой и обувью больше всего оживление (+1,8%) заметно только во Львовской области, где сосредоточена почти пятая часть всех вакансий данной сферы. У столичного региона есть треть всех вакансий, однако тенденция на их увеличение фиксируется на уровне +0,8%. Увеличение потребности в специалистах фиксируется в Днепропетровской и Черкасской областях, но это всего 6,2% и 3,5% всех вакансий соответственно. В большинстве регионов также фиксируется убыль количества вакансий.
Небольшое увеличение числа вакансий в отдельных категориях ритейла, например спрос на специалистов по продаже зоотоваров, наблюдается преимущественно на западе Украины. В лидерах Ивано-Франковск (+1,4%), Львов (+1,3%) и Киев (+1,2%). Так же спрос больше на Закарпатье. Причем столичный и львовский регионы вместе обеспечивают половину спроса на специалистов.
Большая концентрация вакансий в сфере торговли спорттоварами фиксируется, кроме Киева и Львова, в Днепропетровской и Одесской областях. Однако динамика прироста заметна только во Львове, Киеве и Черновцах. Наибольший спад как раз фиксируется в Одесской (-1,3%), Днепропетровской (-0,8%) и Ивано-Франковской областях (-0,9%) от общего числа таких вакансий.
Региональное распределение спроса на кадры в секторе торговли бытовой техникой и электроникой почти не изменилось с апреля прошлого года. Хотя основной спрос по-прежнему сосредоточен в столице, Львове и Одессе. Причем, Киев и Львов продолжают наращивать свою долю спроса на кадры. Как раз в этой области они соревнуются практически на равных как по динамике прироста (1,6-1,7%) так и по доле от всех вакансий данной сферы. Понемногу увеличивается активность в Запорожье, где уже сосредоточено 2% вакансий. Наименьшая доля вакансий сейчас в Хмельницком и Херсонском регионах – всего по 0,5%.
Также стабильность рынка труда демонстрирует торговля стройматериалами. Наибольший прирост в 2023 году на уровне 2,7% показал Киев, где уже сосредоточено более 35% всех вакансий данной сферы. Львовская область – на втором месте по динамике (1,9%), здесь зафиксировано 14,1% вакансий. Постепенно увеличивается количество вакансий в Ивано-Франковской области, а в других местах почти везде видим спад, как в Днепре, Тернополе, Одессе.
Заинтересованность в специалистах по продаже мебели, равно как и в сфере стройматериалов, остается во Львове и Киеве. Причем здесь Львовская область на первом месте по динамике спроса в 2%, что вдвое больше, чем в столице. Хотя Киев и окрестности уже занимают 42,5% всех вакансий данного направления, Львов тоже уверенно наращивает свою долю (18%). Во всех других регионах прироста нет, а более или менее заметная доля вакансий присутствует в Одессе и Днепре.
Интересно, что Киев и Львов остаются основными центрами привлечения спроса на кадры сферы drogerie. Соответственно, только здесь прирост вакансий, причем Львов впереди с положительной динамикой в 1,9% против 1,5% в столице, хотя последняя занимает львиную долю всех вакансий данной сферы 28,6%. В других регионах – без изменений или продолжается спад.
Ситуация в торговле фармацевтическими товарами и drogerie выглядит очень похоже. Прироста вакансий почти не произошло. Максимальные показатели положительной динамики – в столице, здесь сектор фарма прибавил 3,1%. Во Львове соответственно на 0,4% больше. В этом году также заметно увеличилась динамика и соответственно доля вакансий в Черниговской области: с 0,9% до 3,1%.
В каких специалистах увеличилась потребность
Список самых популярных профессий в секторе розничной торговли показывает, что наиболее востребованными теперь являются три категории: продавец-консультант, кассир и грузчик. Однако еще в начале 2023 года на первых местах по спросу были водители и грузчики. В частности, с апреля прошлого года потребность в грузчиках настолько возросла, что превысила долю вакансий продавцов-консультантов и почти сравнялась с водителями. Но другие категории вакансий тоже постоянно росли. Поэтому уже по состоянию на август 2023 года количество вакансий продавцов-консультантов достигло 94% довоенных показателей, что больше на 36% показателей в начале года и вывело эту профессию в топ запросов. Большими темпами за семь месяцев увеличивался только спрос на кассиров (+38%).
Спрос на грузчиков и водителей тоже продолжал восстановление и по состоянию на август 2023 года достиг отметки в 85% и 84% соответственно довоенного уровня. Сейчас менее востребованы мерчендайзеры (48%), но и здесь динамика спроса положительная (+22%). Интересно, что сейчас есть только 52% вакансий для руководителей, но с начала года их востребованность увеличилась на 31%.
Работают почти все
Если в апреле 2022 года полным составом работали 57% компаний, то в августе 2023 года процент таких компаний повысился до 96%. С начала года этот показатель улучшился на 8%. Уже нет такого явления как сокращенные часы работы и все без исключения опрошенные компании работают полный день.
Если в начале войны 19% компаний сократили до 10% сотрудников, то теперь таких не больше 1%, а тех, кто сократил около половины персонала, нет совсем. Так же количество планирующих сокращение упало в десять раз по сравнению с апрелем прошлого года. Следует отметить, что под сокращением подразумевается прежде всего «замораживание» определенных вакансий, а не увольнение работников.
Как изменились условия работы
Оптимизация численности персонала закономерно увеличила нагрузку на оставшихся работать. Соответственно, весь прошлый год количество работников магазинов и аптек, не испытавших существенного увеличения нагрузки, не превышало 18%. Теперь же таких целых 60%, то есть за семь месяцев их доля выросла на 42%. В результате значительно уменьшилось количество тех, кто был вынужден работать больше: если на начало 2023 года таких набралось аж 56%, то теперь их доля всего 38%. То есть напряжение в работе, которое накапливалось весь прошлый год, начало спадать. В то же время почти не стало тех, кто вынужденно работал гораздо больше и значительно меньше.
При этом более трети офисных работников делали свое дело в довоенных объемах и только 5% стали работать гораздо больше. Количество нормально работающего персонала в офисах уже почти 80%. Однако и здесь стало меньше тех, кто говорит об уменьшении нагрузки, а 16% почувствовали умеренное увеличение количества работы. То есть, идет уверенная нормализация работы отрасли.
Дистанционная работа
Специфика ритейла не позволяет перевести всех в режим удаленной работы. Но как показывают данные исследования, определенные изменения во время войны стали возможны, и доля работавших непосредственно в магазине или офисе сократилась и составила 65% от довоенного количества. Однако постепенно людей удалось вернуть на рабочие места и по состоянию на август таких уже было 84%. Соответственно сократилось количество «удаленных» сотрудников с 31% до 15% в прошлом году и в настоящее время дистанционно задействовано только 11% сотрудников. Все остальные работают в гибридном режиме, но их количество не превышает 1-3%.
Выплата зарплаты
Война усугубила финансовое положение дел у многих ритейлеров. Соответственно, в апреле прошлого года сохранить довоенные оклады и стабильность выплат смогли 36% из 853 компаний. В течение 2022 года удалось постепенно улучшить состояние выплат и к началу этого года уже 68% ритейлеров исправно платили персоналу. Однако за семь месяцев этот показатель упал на 15%, что может объясняться резким увеличением доли работодателей, повысивших оклады работникам. Таких в этом году стало на 26% больше. Кстати, этот тренд прослеживается не только в ритейле. Также почти не осталось тех, кто выплачивает деньги не полностью. Хотя есть еще 4% компаний, не имеющих возможности вообще платить зарплату персоналу.
Тренд на повышение зарплат привел к тому, что по всем 12 популярным вакансиям есть увеличение выплат по сравнению с довоенными. Самыми ценными оказались товароведы, размер выплат которым стал на 27% больше. В топе индексации оказались также руководители магазинов (+25%) и администраторы (+22%). Остальные категории рабочих могут рассчитывать на повышение жалованья на 5-18% в зависимости от профессии.
Однако ожидания большинства кандидатов гораздо выше. Те же товароведы хотят получать в среднем на 26% больше, чем им предлагают (20 429 грн против 16 100 грн), синхронно с работодателем оценивая удорожание своих услуг на 6%. Водители, наоборот, готовы уже «сбросить» 7% желаемого размера оклада, однако и работодатели не хотят платить больше, формируя разрыв почти в 9000 грн между желаниями и реальностью. Больше возможностей договориться у маркетологов, где есть встречный тренд: уменьшение запросов на 5% и увеличение предложения на 2%.
В то же время интересно видеть, как дефицит продавцов-консультантов поднял предложение работодателей на 14% при увеличении аппетитов персонала всего на 11%. IT-специалисты с начала года подняли свои запросы аж на 17% при готовности ритейлеров накинуть лишь 9%.
Дополнительные блага
Кроме заработной платы, работодатели иногда предлагают различные дополнительные стимулы и льготы. В частности, в ритейле более четверти компаний практикуют бонусы и премии, что соответствует общерыночным трендам. Также работодатели предлагают бесплатную учебу (21%), скидки на собственные товары или услуги (18%). Интересно, что почти 12% компаний предлагают в качестве дополнительного бонуса опцию регулярного пересмотра зарплат, почти столько же считают бонусом корпоративные мероприятия. Блэкауты привели к появлению еще одного вида поощрения – офис с генератором. Эту опцию используют около 5% опрошенных.
Трудоустройство ветеранов
Как показал опрос 346 компаний, 88% работодателей готовы брать на работу ветеранов войны, но реально с этим столкнулась только половина.
При этом независимо от государственных программ более половины опрошенных компаний готовы оказывать поддержку ветеранам российско-украинской войны. Они планируют комплексно поддерживать наемных сотрудников-ветеранов, инвестируя в их обучение, переквалификацию, психологическую поддержку, развитие soft и hard skills. Только 6% считают это задачей государства.