Смело и амбициозно: как RAU презентовала отечественный ритейл на Shopping Center Forum 2022 в Варшаве (репортаж+фото)

Смело и амбициозно: как RAU презентовала отечественный ритейл на Shopping Center Forum 2022 в Варшаве (репортаж+фото)

29.09.2022 09:00
  680
Дарія Осіїк

На самой масштабной выставке и конференции ритейлеров и ТРЦ в Центральной и Восточной Европе Shopping Center Forum 2022 Fall, которая прошла 21-22 сентября в Варшаве, RAU представила отрасль украинского ритейла на собственном стенде и собрала рекордную делегацию из 75 представителей разных отечественных компаний. Как прошло это событие — читайте в материале RAU.

Насыщенная программа знакомства с особенностями польского рынка началась еще накануне SCF 2022 Fall. Так, 20 сентября украинские ритейлеры посетили ТРЦ Westfield Arkadia – один из крупнейших торговых центров Польши. Арендная площадь этого ТРЦ составляет 117 500 кв. м, в нем расположено 206 магазинов, 33 ресторана, 3900 паркомест и большая зона развлечений. Westfield Arkadia входит в собственность ведущего мирового девелопера Unibail-Rodamco-Westfield (URW). По состоянию на 30 июня 2022 г. портфель компании URW оценивался в 55 млрд евро, из которых 87% приходится на розничную торговлю, 6% на офисы, 5% на выставочные площадки и 2% в сфере услуг. В настоящее время URW владеют и управляют 82 торговыми центрами, в том числе 53 флагманами в самых динамичных городах Европы и США.

Специально для украинских гостей shopping center manager Westfield Arkadia Петр Брзозович провел ознакомительную экскурсию по торговому центру и рассказал об особенностях формирования tenant-mix в польских ТРЦ, взаимодействии с арендодателями во время кризисов, а также о местных потребительских трендах, которые наблюдаются в последние годы.

Утром 21 сентября — в первый день выставки — состоялось официальное открытие стенда Ассоциации ритейлеров Украины на Shopping Center Forum 2022. Поприветствовать украинскую делегацию ритейлеров пришел первый секретарь Посольства Украины в Польше Сергей Засоленко. Он пожелал плодотворного нетворкинка украинским ритейлерам, а также рассказал о программах поддержки украинских предпринимателей во время выхода на польский рынок.

«Украинские экспортеры всегда могут обращаться за помощью в Совет экспортеров и инвесторов при МИД Украины. Также Министерством иностранных дел Украины создана платформа Nazovni, предназначенная для оказания дипломатического содействия украинским экспортерам на внешних рынках. На этой платформе в Польше уже зарегистрировано более 2000 обращений от украинских предприятий”, — рассказал Засоленко. Однако будущие экспортеры должны учесть, что предварительный анализ рынка и поиск потенциальных партнеров на зарубежном рынке компания должна осуществить самостоятельно, поскольку представители посольства оказывают свою поддержку уже на этапе деловой переписки с потенциальным партнером и во время переговоров.

Искренне приветствовал украинскую делегацию и организатор Shopping Center Forum Радослав Рыбинский. “SCF 2022 Fall и компания Evigo сотрудничают с RAU уже много лет. В 2015 году Ассоциация ритейлеров Украины уже представляла свою деятельность на собственном стенде, который посетил тогдашний посол Украины в Польше Андрей Дещица. Я также дважды был на RAU Expo – это был для меня очень интересный и ценный опыт, который я с удовольствием вспоминаю. Также я посещал Украину вместе с представителем компании Teichmann&Company, которая рассматривала возможность выхода на украинский рынок”, — рассказал Рыбинский.

Украинская делегация на Shopping Center Forum 2015 с послом Украины в Польше Андреем Дещицей (в центре)

Радослав Рыбинский рассказал, что Shopping Center Forum проводится дважды в год (весной и осенью) уже 15 лет. В этом году весеннее событие посетило около 1300 человек, среди которых 450 представителей ритейла, около 700 представителей и владельцев управляющих компаний и инвесторов торговых центров и 150 представителей различных агентств, фирм и поставщиков.

Shopping Center Forum является главным местом для встречи и переговоров между торговыми центрами и сетями. “На Shopping Center Forum можно всего за полчаса или час провести переговоры и договориться о соглашении, к которому в обычной жизни стороны могли бы идти несколько месяцев, если не дольше, — рассказывает Радослав. — На наше событие собирается весь рынок, поэтому все бизнес процессы проходят очень быстро. Например, за два дня события 1300 участников через наше мобильное приложение назначили 25 000 встреч. То есть у каждого посетителя события было по несколько встреч в день. Потому это два дня очень интенсивной работы”.

По мнению Радослава Рыбинского, Shopping Center Forum — очень хорошее место, с которого украинские ритейлеры могут начать изучение и анализ польского рынка, ведь, несмотря на свое сходство, он существенно отличается от украинского. “Перед выходом на польский рынок я посоветовал бы ритейлерам делать глубокое исследование, договариваться о встречах, расспрашивать местных игроков. Это гарантирует успех бизнеса.

Сюжет 5-го канала об украинских ритейлерах на SCF Fall 2022

В общем, польский рынок — большой, стабильный, растущий, он очень нуждается в новых игроках и новых брендах. Здесь много возможностей и более высокая покупательная способность по сравнению с украинским. Но делать бизнес нужно взвешенно и продуманно, а SCF является хорошим местом, чтобы узнать, как правильно это сделать. На мой взгляд, украинский рынок находится на правильном пути развития, но на два шага за нами. Из-за вступления в ЕС Польша начала развиваться в определенные стандарты быстрее. Украина будет проходить тот же путь что и мы, а потому может учиться на нашем опыте, чтобы не повторять те же ошибки. Мне очень хочется быть амбасадором украинского ритейла на польском рынке, и у меня большая надежда, что украинские бренды будут у нас успешно развиваться и расти”, — резюмировал Радослав Рыбинский.

Надежды на развитие своего бизнеса в Польше имеют и представители украинского ритейла, посетившие событие. «Мы рассматриваем возможность выхода на польский рынок в качестве арендатора, поэтому нам очень интересно узнать операторов местного рынка, понять, как он устроен и как работает, — рассказывает генеральный директор отдела развлечений и ресторанного направления Budhouse Group Игорь Плохов. – По моим наблюдениям польский потребитель существенно отличается от украинского. По-моему, Польша в своих потребительских привычках становится очень похожей на Германию: поляки очень скромны, экономны, они очень внимательно присматриваются к соотношению цены и качества. Это с одной стороны, а с другой стороны, во многих областях польского ритейла (в частности, в ресторанной отрасли) уровень сервиса намного ниже по сравнению с проектами, которые мы делаем в Украине. Польские покупатели менее требовательны, поэтому многие украинские ресторанные форматы могут быть легко здесь локализованы”.

Руководитель проектов строительной компании Synergy Construction Ольга Приходько рассказала о пользе посещения подобных международных мероприятий и результатах участия в Shopping Center Forum: “У меня было несколько продуктивных и конструктивных встреч с международными ритейлерами, которые рассматривают Украину как потенциальный рынок для своего развития. Надеюсь, что война скоро закончится и украинский рынок начнет очень быстро восстанавливаться, ведь все желают нам победы. А многие международные компании уже сейчас рассматривают украинский рынок для своего дальнейшего развития. Поэтому я очень надеюсь, что уже в ближайшее время мы будем с ними сотрудничать и делать для них качественные проекты».

Как отметил Игорь Плохов, SCF2022 Fall не очень большое по размерам, но очень насыщенное событие: “На выставке не слишком много стендов, но все они хорошо проинвестированы, поскольку на них представлены крупные компании. Очень заметно, что здесь проходит огромное количество встреч и деловых переговоров, хотя мероприятие по размеру значительно меньше по сравнению с нашими”.

По мнению президента по развитию Fozzy Group Андрея Шутко, бизнесу важно посещать подобные мероприятия, чтобы обмениваться опытом и понимать тренды рынка, на котором он хочет развиваться. Например, Shopping Center Forum четко продемонстрировал, что крупнейшим трендом польского рынка сейчас является развитие ритейл-парков. «На таких событиях можно найти очень полезные знакомства, понять, какие проекты здесь планируются, больше узнать об особенностях польского бизнеса», — добавил Андрей.

Директор по развитию Fozzy Group Егор Верлоченко поделился, что большой пользой было увидеть, насколько развит польский рынок и как сильна конкуренция в каждой из групп — от ритейла до девелопмента. Ведь самое важное заключение, которое делает для себя предприниматель: с чем ему придется столкнуться на новом рынке. “Я могу сказать, что польский рынок – один из самых конкурентных рынков Европы. К примеру, на одного польского жителя в среднем приходится около 600 кв. м торговой недвижимости. В Варшаве этот показатель составляет 800 кв. м на одного жителя, а в некоторых городах этот показатель вообще достигает 1200 кв. м на одного жителя. При этом средний показатель в Европе — 240 кв м. В целом польский продуктовый ритейл по сравнению с украинским конкурентнее более чем в десять раз, а польский девелопмент — более чем в шесть раз”, — отметил Егор.

А вот коммерческий директор сети магазинов ВМ Техника Владислав Крыжовский отметил, что польская сфера бытовой техники и электроники менее конкурентна по сравнению с украинской: «Польский рынок гораздо медленнее и спокойнее, чем в Украине. Здесь отсутствует турбулентность, все происходит стабильно и по плану, поэтому местные ритейлеры менее агрессивны и конкурентны. Из-за этого сервис и эффективность в сфере ритейла бытовой техники падает. Для украинских ритейлеров перспектива развития здесь достаточно велика».

В частности, на польском рынке есть всего четыре основных игрока в сфере бытовой техники, имеющие очень подобные форматы с магазинами огромной площади (по 3000-4000 кв. м). «Поэтому я убежден, что украинский магазин с продуманной концепцией до 1000 кв. м может спокойно конкурировать с огромным Media Markt, например. Конечно, придется тщательно разобраться с местным законодательством, оформлением юридического лица, особенностями налогообложения и кадровой политикой, но это можно сделать» , – рассказал Владислав.

Также в рамках программы конференции состоялась панельная дискуссия с участием соучредителя и председателя правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрея Жука, совладельца сети Master Burger Ярослава Проценко, СOO компании Newgate Investment Антона Гроценко и модератора дискуссии – ритейл-директора компании JLL Анны Высоцкой. В ходе дискуссии участники обсудили перспективы развития украинских брендов на польском рынке, с какими сложностями могут столкнуться украинские ритейлеры во время выхода на рынок Польши, а также возможности для польских компаний в Украине после победы.

Андрей Жук во время общения с представителями украинской делегации подчеркнул, что очень важно участвовать в подобных мероприятиях, общаться, презентовать свой бизнес, вести переговоры и создавать истории успеха по выходу на рынок Польши и других стран ЕС. “Сейчас большое уважение и поддержка украинцев как нации, которая защищает свою независимость и стала щитом для других стран. Поэтому нам очень нужны успешные примеры украинских бизнесов на международной арене, потому что после этого всем остальным будет проще развиваться», – отметил Андрей Жук.

Читайте также — 

Крупнейшие иностранные ритейлеры в Украине: кто работает и поддерживает украинцев, кто избрал другой путь


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка