Прощай, бренд: 25 известных компаний, которые «похоронили» свои бренды за последние 10 лет

Прощай, бренд: 25 известных компаний, которые «похоронили» свои бренды за последние 10 лет

15.09.2021 08:30
  3387
Володимир Тиравський

Отказ компаний от популярных брендов не всегда обусловлен финансовыми причинами и поэтому такие спонтанные решения очень часто вызывают, по меньшей мере удивление.

Читайте українською

Крупнейший производитель курятины в Украине Мироновский хлебопродукт (МХП) Юрия Косюка временно отказался от бренда «Наша Ряба», который впервые появился 20 лет назад. В МХП таким образом хотят реализовать две, на первый взгляд, противоположные задачи: увеличить стоимость бренда и показать потребителям, что сам продукт и его качество важнее торговой марки. Отметим, что «Наша Ряба» последние два года входит в десятку самых дорогих брендов Украины по версиям НВ и InVentrure: в МХП его оценили в $160 млн.

RAU решила поинтересоваться и проанализировать, были ли аналогичные решения на украинском и зарубежном рынках и составила ТОП-25 компаний, которые за последние 10 лет по тем или иным причинам отказались или вскоре планируют отказаться от своих брендов. Однако, есть отдельные случаи, когда бренды снова «воскресали» после своей «смерти».

1. AMD отказалась от бренда ATI

Американская компания AMD в августе 2010 года приняла решение отказаться от дальнейшего использования бренда ATI в названиях своих видеокарт. Напомним, в 2006 году компания AMD купила компанию ATI и продолжала выпускать видеокарты ATI Radeon или ATI FirePro. Но после проведения опросов общественного мнения, руководство AMD решило больше не использовать приставку ATI в названиях видеокарт. В результате опросов выяснилось, что сочетание слов AMD и Radeon более узнаваемо потребителями, чем сочетание ATI и Radeon. При этом, от использования красной цветовой гаммы в логотипах и готовых устройствах решено было не отказываться.

2. Dolce&Gabbana отказалась от бренда D&G

Итальянские дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана в сентябре 2011 года объявили о закрытии лейбла D&G. Руководители модного дома тогда заявили: «D&G станет частью линии Dolce&Gabbana, это придаст нашим коллекциям еще больше силы и энергии». Дизайнеры поблагодарили через Twitter всех поклонников марки, а хэштег #dolcegabbanalive оказался в мировых трендах. Закрытая линия была молодежной и приносила создателям до 400 млн евро. Участники рынка тогда с недоумением отнеслись к решению Дольче и Габбаны. Некоторые источники сообщали, что D&G и Dolce&Gabbana «отягощают» друг друга и почти сравнялись в ценовом сегменте. При этом D&G хорошо продавался в странах Азии.

3. Nokia отказалась от бренда Symbian

Финская компания Nokia в декабре 2011 года отказалась от бренда Symbian. Все последующие версии операционных систем  начали выходить под собственным брендом компании: например, Nokia Belle.  В принципе, решение тогда было вполне адекватное. Symbian изжила себя. Она не относилась к числу лучших решений на мобильном рынке, но зато прочно ассоциировалась с Nokia.

4. Allegro и RIA отказались от бренда Allegro&RIA Group

Холдинги-партнеры Allegro и RIA в декабре 2011 года избавились от общего бренда Allegro&RIA Group, под которым компании работали на отчественном рынке несколько лет. Польский Allegro (принадлежал медиахолдингу Naspers) владел миноритарными долями в проектах RIA, но однажды взгляды компаний на маркетинг разошлись. «Бренд Allegro&RIA Group являлся маркетинговым объединением для продвижения брендов и увеличения узнаваемости обеих компаний. Теперь маркетинговые стратегии холдингов отличаются, поэтому от совместного бренда было решено отказаться. Юридического объединения никогда не было, а структура собственности компаний не поменялась», — объяснял тогда директор RIA Сергей Лужецкий. В Allegro от официальных комментариев тогда отказались. В холдинг Allegro входили сайты: Emarket.ua, AUKRO.UA, Slando.com.ua, PROM.UA и Vcene.ua. В холдинге RIA было  девять сайтов: AUTO.ria.ua, DOM.ria.ua, RIA.ua, 20minut.ua, myRADIO.ua, MAMAclub.ua, RABOTA.ria.ua, LANOS.com.ua, HOTELS24.ua.

5. «Данон-Украина» отказалась от бренда «Летний день»

Компания Данон-Украина в апреле 2012 года отказалась от использования бренда «Летний день». Продукция под этой ТМ производилась на киевском заводе «Галактон», который стал частью компании «Данон» после объединения с «Юнимилк». «Мы делаем большой акцент на бренде «Простоквашино», активно развиваем бренд «Тема», а также локальные бренды, такие как «Галактон» и «Кремез», — объяснила тогда Валерия Трифонова, директор по коммуникациям компании «Данон» в Украине. Под брендом «Летний день» выпускались традиционные молочные продукты, в частности молоко и кефир.

6. Daimler отказался от бренда Maybach, но вскоре он «воскрес»

Немецкий концерн Daimler в августе 2012 года официально подтвердил ликвидацию бренда Maybach. Причиной этого назывались крайне низкие продажи лимузинов – за семь лет компании удалось реализовать лишь 3000 автомобилей, при этом на каждом из них Daimler терял порядка 300 тыс. евро. Поэтому данный проект  так и не вышел на уровень самоокупаемости. Чтобы распродать остатки Maybach на складах, американские дилеры начали продавать лимузины со скидками, доходившими до 100 тыс. долларов. Maybach так и не удалось составить достойную конкуренцию Bentley Motors и Rolls-Royce.  Тем не менее, в 2015 году бренд Maybach был частично восстановлен в качестве Mercedes-Maybach: вместо «Майбахов» запустили в серию новые роскошные модификации Mercedes-Benz S-Class следующего поколения.

7. Microsoft отказалась от бренда Nokia, но вскоре он «воскрес»

Американская корпорация Microsoft в 2014 году отказалась от бренда Nokia. Отметим, что еще в 2012 году компания Nokia была вторым в мире производителем мобильных телефонов (после Samsung) по количеству продаж с долей мирового рынка в 22,5%. Она осуществляла продажи более чем в 150 странах с годовым оборотом около 38 млрд долларов. Nokia была крупнейшим в мире поставщиком мобильных телефонов в течение 14 лет, однако потеряла часть рынка в результате растущего использования смартфонов от других производителей, в первую очередь iPhone компании Apple и устройств с операционной системой Android от Google. В результате, стоимость акций финской компании упала с высокого уровня в 40 долларов США в 2007 году до менее 3 долларов США в 2012 году. С февраля 2011 года Nokia вступила в стратегическое партнерство с концерном Microsoft, в рамках которой все смартфоны Nokia начали работать на операционной системе Windows Phone от Microsoft (замену Symbian). 3 сентября 2013 года было официально объявлено, что основное производство Nokia покупает Microsoft за 7,2 млрд долларов. А уже 18 мая 2016 года Microsoft сообщила о продаже бизнеса мобильных телефонов и бренда Nokia финской компании HMD Global и компании Mobile Limited – дочернее предприятие Foxconn. Сумма сделки составила тогда 350 млн долларов; после ее закрытия во второй половине 2016 года, около 4500 сотрудников уволили или перевели к новым работодателям. В 2016 году бренд Nokia вернулся на рынок: компания HMD выпустила новый смартфон Nokia 6, работающий на операционной системе Android. Впоследствии появился обновленный и легендарный Nokia 3310, который получил поддержку технологии 3G. В апреле 2021 года Nokia полностью пересмотрела свою линейку смартфонов и отказалась от прежней схемы наименования моделей, в которой названия устройств состояли из одной цифры (или двух, разделенных точкой). Вместо девяти полноценных подсерий у Nokia осталось лишь три – самая дешевая С-серия, бюджетная G-серия, а также смартфоны Х-серии, относящиеся к среднему классу.

8. Toyota отказалась от бренда Scion

Японская компания Toyota в августе 2016 года прекратила выпуск автомобилей под брендом Scion.  Машины этой ветви Toyota продавались исключительно на североамериканском рынке (США, Канада и Мексика). В качестве основной причины отказа от Scion называли низкий престиж марки. За 2015 год было реализовано всего 56 тыс. автомобилей, что сопоставимо с объемом продаж одной модели Toyota. С момента запуска в 2002 году автомобили марки Scion позиционировались как американские аналоги бюджетных японских машин. В качестве покупателей маркетологи видели преимущественно молодых людей, желавших получить надежное авто с неординарной внешностью за небольшие деньги. Из-за своей относительной дешевизны машина стала достаточно популярной среди молодежи, а некоторые модели Scion часто использовали в качестве базы для тюнинг-проектов. Существовавший с 2002 года Scion показал наилучший результат в 2006 году — 175 тысяч реализованных автомобилей. Несмотря на это достижение, марка никогда не достигала первоначальной цели — заслужить внимание американской молодежи. Среднему покупателю Scion было 49 лет.

9. LPP отказался от бренда Tallinder

Польский фешн-ритейлер LPP в октябре 2016 года отказался от бренда Tallinder. Решение было мотивировано результатами продаж Tallinder, оказавшимися намного ниже ожиданий. «Приоритетом компании в настоящее время является усиление рыночных позиций бренда Reserved. На повышение результатов продаж главного бренда LPP было направлено большинство действий правления и команды, управляющих отдельными подразделениями бренда. По мнению правления, настоящее финансовое состояние компании не позволяет нести высокие затраты, связанные с развитием бренда Tallinder в долгосрочной перспективе», – отмечалось тогда в официальном сообщении компании. Tallinder был брендом премиум-сегмента для людей старше 30 лет. В его коллекции была представлена женская и мужская линии, состоящие из одежды, аксессуаров и обуви. Оператор запустил этот бренд в начале 2016 года.

10. Lenovo отказался от бренда Motorola

Китайский производитель компьютерной техники Lenovo в феврале 2017 года отказался от выпуска смартфонов под брендом Motorola. Весной 2016 года в Lenovo заявили, что приобретение Motorola у Google за $2,9 млрд «не оправдало ожиданий». В 2014 году, когда состоялась сделка между Google и Lenovo, у последней дела на рынке смартфонов шли в гору. Новость о покупке Motorola многие эксперты восприняли тогда позитивно. В какой-то момент компания Lenovo пыталась объединить два бренда в одном устройстве разными способами. Но в итоге к 2016 году пришла к тому, чтобы оставить только бренд Motorola на рынке и потратить ресурсы на маркетинг. За 2015-2016 финансовый год Lenovo отгрузила 66,1 млн смартфонов, в том числе 10,9 млн в четвёртом квартале, из которых на Motorola пришлось только 5 млн аппаратов. В сентябре 2016 года Lenovo объявила о планах сократить 1100 сотрудников по всему миру, включая работников Motorola.  Компания слишком долго не могла принять решение, как быть с купленным брендом и в результате не смогла получить выгоду от его приобретения.

11. Blizzard Entertainment отказался от бренда Вattle.net

Американский игровой гигант Blizzard Entertainment в марте 2017 года отказался от бренда battle.net, который использовали для обозначения игрового онлайн-сервиса более 20 лет. Теперь он будет называться Blizzard. Также компания сменила логотип и визуальное оформление, но сохранила функционал предыдущего приложения. Напомним, что Battle.net был запущен в 1996 году с выходом первой части Diablo. В те годы встроенный в игру сервис для поиска игроков со всего света был новинкой, но он оказался удачным и стал визитной карточкой Blizzard. Все последующие игры включали в себя поддержку Battle.net, а переиздание Warcraft 2 даже получило говорящее название Battle.net Edition. С запуском Battle.net 2.0 он стал центром управления всеми играми компании и общения игроков.

12. GAC Motor Co отказалась от бренда Trumpchi

Китайская GAC Motor Co, дочерняя компания автопроизводителя Guangzhou Automobile Group Co, в январе 2018 года решила отказаться от бренда внедорожников Trumpchi для рынка США из-за излишней политизированности названия и ассоциаций с именем американского президента Дональда Трампа. В Китае название Trumpchi используется с 2010 года. GAC утверждает, что таким образом вестернизировала свое китайское наименование «чуаньци» (латиницей — chuanqi), означающее «легенда» или «нечто необычное и удивительное», и даже не задумывалась о совпадении с фамилией Трампа, который на тот момент еще не был президентом США. Перед выходом на американский рынок компания решила провести исследования и опросы общественного мнения и выяснила, что ассоциация с президентом США и его семьей будет для нее негативной.

13. Дочь президента США отказалась от бренда Ivanka Trump

Дочь президента США Иванка Трамп в июле 2018 года объявила об отказе выпускать одежду, обувь и аксессуары под собственным брендом Ivanka Trump. Иванка Трамп перестала управлять собственным брендом после победы отца на президентских выборах в 2016 году, но сохраняла свою долю в компании через трастовый фонд.  Под брендом Ivanka Trump продавали одежду, обувь, сумки и ювелирные изделия. Продажи этого бренда взлетели в 2016 году, когда в США проходили президентские выборы. Однако противники Трампа призывали бойкотировать бренд Иванки Трамп. Некоторые ритейлеры даже переставали продавать одежду дочери Трампа.

14. Volkswagen отказался от бренда Beetle

Немецкий концерн Volkswagen в 2019 году прекратил выпуск одной из своих самых известных и массовых моделей — Beetle («Жук»). Решение отказаться от Beetle Volkswagen объяснила постепенным переходом на производство электромобилей. Модель Beetle придумал немецкий автоконструктор Фердинанд Порше в 1938 году по распоряжению Адольфа Гитлера, который хотел наладить в Германии выпуск недорогого и надежного автомобиля. После Второй мировой войны предприятие попало под контроль британцев, которые стали передавать ему заказы на автомобили. В 1949 году Beetle начали экспортировать в США, где он со временем стал не только самой популярной иномаркой, но и частью массовой культуры.  В 1960-1970-х годах студия Disney выпустила серию фильмов про разумный Volkswagen Beetle по имени Герби. В 1969 году белый Beetle появился на обложке альбома The Beatles «Abbey Road». Принты с Beetle делал художник Энди Уорхол. Кроме того, из-за доступности и простоты автомобиль предпочитали хиппи, и он превратился в один из символов движения. Однако вскоре спрос на Volkswagen Beetle начал падать, и в 1976 году модель перестали продавать в США. Ее продолжали поставлять в другие страны — главным образом, южноамериканские — и производили вплоть до 2003 года. Несмотря на снятие с производства оригинальных Beetle, Volkswagen не отказался от модели. С 1998 года по 2010-й выпускалось ее второе поколение — New Beetle, а с 2011 года — третье, получившее название оригинального Beetle. Новые версии так и не добились популярности оригинала. В США, которые стали основным рынком сбыта третьего поколения Beetle, в 2012 году (первый год продаж) было куплено 29 тыс. машин, в 2017-м — немногим более 15 тыс.

15. Huawei отказался от бренда Honor

Китайская компания Huawei попала под санкции властей США, поэтому оказалась вынуждена пойти на вполне ожидаемый шаг, отказавшись в январе 2020 года от бренда Honor и выделив его в формально независимую компанию, которая и дальше может сотрудничать с американскими производителями электроники и компаниями, в том числе с Google, Qualcomm, Intel, AMD, Microsoft и многими другими, используя их продукцию и технологии в своих электронных устройствах. В частности, устанавливать на свои телефоны сервисы Google Apps и использовать другие американские разработки.

16. UzAuto Motors отказалась от бренда Ravon

Узбецкая компания UzAuto Motors в феврале 2020 года отказалась от бренда Ravon и  начала продажу автомобилей на экспортных рынках под брендом Chevrolet. «Принятое решение позволит UzAuto Motors использовать всю мощь мирового бренда Chevrolet для увеличения продаж на экспортных рынках так же эффективно, как это уже происходит на внутреннем рынке. Работа под единым брендом откроет новые возможности для дальнейшего развития автомобильной индустрии Узбекистана и продаж на экспортных рынках», — прокомментировали тогда в компании. Бренд Ravon появился осенью 2015 года на смену UZ-Daewoo. Под этой маркой продавались перелицованные автомобили Chevrolet предыдущих поколений, произведенные в Узбекистане.

17. PepsiCo отказалась от бренда Aunt Jemima

Американская корпорация PepsiCo в июне 2020 года приняла решение отказаться от существовавшего с 1889 года продуктового бренда Aunt Jemima («Тётя Джемайма») из-за ассоциирующихся с ним стереотипов по отношению к цвету кожи. Решение было принято на фоне протестов под лозунгом «Жизни чернокожих имеют значение» после гибели от рук полиции афроамериканца Джорджа Флойда.Решено было отказаться как от самого бренда, под которым продавалась популярные смесь и сиропы для приготовления блинчиков, так и от его визуализации – изображения лица пожилой темнокожей женщины. Название бренда происходило от популярных куплетов «Старая тётя Джемайма», сочинённых в 1875 году. Их персонаж – пожилая и добродушная чернокожая служанка. В компании признали, что имидж «тёти Джемаймы» основан на расовых предрассудках. Также в PepsiCo сообщили, что подумают о ребрендинге торговой марки Uncle Ben’s, под которой продаётся рис в пакетиках. «Лицо» этого бренда – пожилой афроамериканец.

18. Telegram отказался от бренда Gram

Российская компания Telegram в августе 2020 года отказалась от прав на бренд Gram. Так должны были называться токены так и не запустившейся блокчейн-платформы Telegram Open Network (TON), которую запретили распространять американские власти. В 2019 году мессенджеру пришлось судиться за использование этого бренда со стартапом Lantah. Выяснилось, что одноимённую криптовалюту намеревается выпустить ещё одна компания, якобы заявившая о своих планах раньше. Однако тогда мессенджер добился временного запрета на использование бренда. Несмотря на то что Telegram добровольно отказался от претензий, в Lantah широкий жест не оценили и потребовали компенсации ещё и за услуги юристов. Представители мессенджера отказались идти на такой шаг, указав, что большая часть издержек стартапа вызвана его собственной стратегией. Однако суд в Калифорнии признал требование законным и постановил покрыть все судебные издержки Lantah за счёт Telegram Messenger Inc. Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) заявила, что Telegram нарушил законы США, распространяя незарегистрированные ценные бумаги под видом токенов. В результате Gram запретили распространять не только в США, но и во всём мире. Основатель мессенджера Павел Дуров назвал такое решение «парадоксальным», но принял его, пообещав вернуть инвесторам их вложения, в том числе акциями Telegram.

19. TCL отказалась от бренда BlackBerry, но бренд «воскреснет»

Китайская компания TCL прекратила выпуск смартфонов BlackBerry в августе 2020 года. Напомним, что канадская компания BlackBerry Limited передала TCL право на выпуск гаджетов под ее брендом в декабре 2016 года. В своем блоге компания тогда сообщила, что долгосрочное лицензионное соглашение позволит производителю сосредоточиться на программном обеспечении для безопасности и сервисных услугах. Наибольшей популярностью смартфоны BlackBerry пользовались в корпоративном сегменте – их главной особенностью была защищенность переговоров. Почта и сообщения передавались зашифрованными, а все данные обрабатывались на собственных серверах BlackBerry. В течение всего последнего десятилетия компания BlackBerry Limited, до 2013 года известная как Research in Motion (RIM), постепенно теряла долю рынка смартфонов. Если в 2009 году она контролировала пятую часть рынка мобильных устройств, занимая второе место сразу за его лидером (на тот момент) – Nokia, то во II квартале 2016 года доля вендора на мировом рынке смартфонов составила 0,1%. BlackBerry проиграла битву за рынок смартфонов компании Apple и появившимся впоследствии производителям Android-устройств. Ее собственная платформа BlackBerry OS оказалась неконкурентоспособна не только на потребительском, но и на корпоративном рынке. К примеру, в 2012 году американские чиновники отказались от BlackBerry в пользу iPhone с целью получения более надежных средств связи. В августе 2020 года неожиданно стало известно, что BlackBerry заключила новую сделку. Теперь культовое имя на рынке смартфонов будут совместно использовать Onward Mobility и FIH Mobile Limited,  дочернее предприятие Foxconn. В июле 2021 года компания запустила программу «предварительных обязательств», которая явно предполагает выход смартфонов BlackBerry с поддержкой 5G.

20. Microsoft отказалась от бренда Xbox Live

Американская компания Microsoft в марте 2021 года объявила, что отказывается от бренда Xbox Live, который был впервые запущен ещё в 2002 году.  Намёки на отказ от бренда появились ещё в августе 2020 года, когда Microsoft обновила своё Соглашение об услугах, исключив упоминание Xbox Live и назвав сервис просто «Сеть Xbox» (Xbox network). В последнее время это изменение также начало проявляться во многих частях программного обеспечения Xbox. Переименование Xbox Live в Xbox network предназначено для того, чтобы отличить базовую услугу от членства в Xbox Live Gold. Отметим, что Xbox Live Gold — это платная подписка, которая необходима для участия во многопользовательских играх. В Microsoft подчеркнули, что возможности и функции сетевого сервиса Xbox не изменятся, а также заверила, что планирует улучшать его в будущем.

21. VF Corp отказалась сразу от 9 брендов

Американская компания VF Corp., в мае 2021 года объявила о продаже девяти марок спецодежды дочерней компании холдинга Redwood Capital Investments. В сделку вошли бренды: Red Kap, VF Solutions, Bulwark, Workrite, Walls, Terra, Kodiak, Work Authority и Horace Small. «Продажа брендов профессиональной одежды отражает наше стремление превратить VF в более ориентированное на потребителя и розничную торговлю предприятие посредством упрощения портфеля и операционной модели, — сказал тогда председатель, президент и главный исполнительный директор VF Стив Рендл. — Redwood Capital Investments — идеальный владелец, который поможет этим брендам и предприятиям перейти в следующую фазу роста». Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2022 финансового года, но ее условия пока не разглашаются.

22. Xiaomi отказалась от бренда Mi

Китайская компания Xiaomi с третьего квартала 2021 года откажется от своего главного бренда «Mi». Как пояснили в компании, это решение должно «унифицировать бренд на глобальном уровне и уменьшить разрыв в восприятии между брендом и его продуктами». Бренд Mi для Xiaomi является не только основным, но и с января 2019 года единственным. Более того, Mi была первой линейкой Xiaomi: компания была основана в 2010 году, а ее первый смартфон вышел в свет в августе 2011-го и получил название Mi 1.Серия Xiaomi Mi в течение нескольких лет состояла исключительно из смартфонов.

23. Adidas отказалась от бренда Reebok

Немецкая компания по производству спортивной одежды и обуви Adidas в феврале 2021 года объявила о том, что прекращает развитие бренда Reebok. Топ-менеджмент пришел к такому решению, разрабатывая новую пятилетнюю стратегию, в которой ставка сделана на концентрацию усилий для укрепления бренда Adidas на мировом рынке спортивных товаров. Adidas обсуждал продажу Reebok еще в октябре 2020 года. Брендом заинтересовались американская компания VF Corp. и китайский производитель спортивных товаров Anta Group. Ожидалось, что сделку по продаже Reebok закроют к марту 2021 года, но она так и не состоялась. В августе 2021 года Adidas снова объявила, что нашла покупателя на бренд Reebok. Активом заинтересовалась американская Authentic Brands Group. Покупатель принял условия Adidas и готов заплатить за Reebok $2,46 млрд. Стороны договорились закрыть сделку в первом квартале 2022 года.Adidas намерена перечислить большую часть средств от продажи бренда Reebok на выплаты акционерам. Напомним, что в далеком 2006 году Adidas купил Reebok за $3,8 млрд.

24. Ford отказался от бренда Mondeo

Американская компания Ford в марте 2022 года окончательно прекратит выпуск модели Mondeo в Европе, оставив ее без прямого наследника. Ford Mondeo был запущен в Европе в качестве замены модели Sierra в 1993 году и с тех пор разошелся тиражом почти в 5 млн экземпляров. При этом в последние годы популярность этой модели постоянно снижалась. Европейские продажи машин в сегменте среднеразмерных седанов и универсалов с 2000 года упали примерно на 80%. Например, в 2001 году в Европе было продано 86,5 тыс. автомобилей Mondeo, тогда как в 2020 году компания реализовала только 2,4 тыс. таких машин. Такое падение объясняют растущей популярностью кроссоверов и внедорожников — на данный момент на этот сегмент приходится до 40% продаж американской марки. Ожидается, что косвенным наследником европейского Mondeo и американского Fusion может стать универсал с увеличенным дорожным пробегом и электрической силовой установкой. Премьера такого автомобиля должна состояться до конца 2021 года.

25. Mastercard может отказаться от бренда Maestro

Американская компания Mastercard рассматривает вопрос о закрытии бренда Maestro — сервиса мировых дебетовых карт, появившегося в 1990 году. Речь об этом шла давно, но официальных объявлений пока не было. По мнению источников СМИ, комиссии по дебетовым и предоплаченным картам Maestro невысокие, совершенствовать бренд не выгодно никому: ни корпорациям, ни банкам. Кроме того, крупнейшие платежные площадки быстро развиваются в области онлайн-коммерции, а Maestro не используется в интернет-платежах.

Читайте также —

Фокус на клиенте: как меняются крупные бренды в контексте пандемии


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка