Еда по интернету: как украинские продуктовые сети развивают онлайн-продажи

Еда по интернету: как украинские продуктовые сети развивают онлайн-продажи

06.07.2017 09:00
  1384
Виктор Нагорский

Несмотря на пока еще небольшие объемы продаж в интернете, большинство крупнейших продуктовых ритейлеров Украины уже развивает онлайн-направление.

Читайте українською

Украинский сегмент e-commerce – один из наиболее динамично развивающихся в мире. По разным оценкам, в 2016 году объемы интернет-торговли в Украине выросли на 30-50%. По прогнозам группы EVO, в этом году рынок вырастет еще на треть и достигнет отметки в 50 млрд грн. Сейчас украинцы чаще всего покупают в интернете бытовую технику и электронику, а также одежду и обувь. Не удивительно, что именно ритейлеры этих сегментов первыми начали запускать интернет-магазины и внедрять омниканальные форматы. Пока что намного менее охотно украинцы приобретают в интернете продукты питания. Однако это не мешает крупным продуктовым ритейлерам развивать собственное онлайн-направление.

Продукты онлайн

По информации компании GT Partners Ukraine в интернете товары продают уже более полутора десятков FMCG-сетей, среди которых крупнейшие игроки рынка. Собственные интернет-магазины есть у Таврия В, Фуршет и Fozzy. Сотрудничают с площадкой онлайн-заказа продуктов Zakaz.ua такие сети как NOVUS, METRO и Ашан.

Как рассказали RAU в пресс-службе NOVUS, пока доля продаж в онлайне крайне мала — в среднем через zakaz.ua осуществляется порядка 100 заказов ежедневно. При этом самые большие продажи в таких категориях как молочные продукты, мясо, безалкогольные напитки, свежие овощи и фрукты. Доли категорий, продающихся через zakaz.ua у NOVUS распределены следующим образом: скоропортящиеся товары — 42%, бакалея — 20%, напитки — 13%, непродовольственные товары- 16%.

Учитывая небольшие объемы продаж, NOVUS пока не планируeт запускать интернет-магазин, однако продолжит развивать онлайн-направление в сотрудничестве с zakaz.ua. Не так давно в компании расширили спектр услуг, запустив раннюю доставку с семи до восьми утра. «Большинство людей уезжают на работу рано утром и поздно возвращаются домой. У них просто нет возможности ожидать доставку в обеденное время или вечером. Проанализировав спрос и пожелания наших покупателей, мы решили запустить утреннюю доставку», — пояснили в пресс-службе NOVUS.

В сети METRO, также сотрудничающей с zakaz.ua, говорят, что канал e-сommerce с каждым месяцем все стремительнее набирает обороты. «Услуга доставки товаров через онлайн-платформу metro.zakaz.ua — это такая же часть бизнеса МЕТRО, как и прямые продажи в магазинах сети. Компания активно продвигает в своих торговых центрах возможность осуществления заказов товаров через интернет. Сеть не создает конкуренции офлайн-продажам, а наоборот предлагает своим клиентам различные варианты для удобного совершения покупок в METRO», — утверждают в компании.

При этом в METRO верят, что возможность приобрести продукты онлайн увеличивает ценность компании для клиентов и повышает лояльность к бренду. В сфере digital за последние два года немецкий ритейлер не только запустил обновленную платформу metro.zakaz.ua, но и внедрил мобильную версию сайта.

Большое внимание онлайн-продажам уделяет и крупнейший игрок рынка FMCG – Fozzy Group. Помимо сотрудничества с zakaz.ua, компания развивает собственный онлайн-магазин Fozzyshop. Он был запущен в 2015 году, и изначально предполагал доставку продуктов только по Киеву. Однако в этом году компания открыла возможность онлайн-заказов и для жителей Одессы. В интервью для портала retailers.ua директор по маркетингу гипермаркетов Fozzy C&C Сергей Янчук говорил, что компания планирует реализовать доставку товаров во всех городах, где есть гипермаркеты Fozzy C&C – Днепре, Харькове, Ровно и Кременчуге. При этом он утверждал, что количество заказов в Fozzyshop в 2016 году выросло в пять раз, и был уверен в радужных перспективах онлайн-торговли продуктами в Украине. «Однозначно, все розничные сети, в том или ином виде, должны будут предоставлять услугу заказа товара онлайн и доставки из своих магазинов», — говорил Янчук.

Доверяй, но проверяй

Из крупнейших игроков рынка не продают в онлайне АТБ, Ритейл Групп (Сети Велика Кишеня и Велмарт), а также VARUS. Не готовы пока активно развивать онлайн-направление и в сети ЭКО маркет: «Пробовали доставку по Киеву c zakaz.ua, но объемы продаж оказались недостаточными для активного развития данного канала. Сейчас пробуем доставку с компанией «Доставка24» в Чернигове, где рынок доставки вообще новый, соответственно, других продуктовых сетей в нем нет. Работаем над анализом поведения клиента и начнем развивать онлайн-продажи, как только рынок будет к этому готов», — говорит руководитель онлайн-направления сети ЭКО маркет Виталий Бачинский.

По его словам, направление онлайн-продаж хоть и перспективное, но из-за мизерного объема заказов в настоящее время — не прибыльное. Согласно апрельскому исследованию онлайн-торговли Украины компании GfK, за последний год лишь 10% украинцев покупали в интернете продукты питания и алкоголь. Для сравнения: технику и электронику в сети приобретали 56% опрошенных, а одежду – 49%.

По мнению экспертов, неготовность украинцев приобретать в интернете продукты может быть связана с разными факторами. «Возможно, из-за нашего менталитета – мы любим прийти в магазин и выбрать продукты самому, а, возможно, и из-за несовершенства сервисов доставки, которые должны предлагать не просто привезти продукты из магазина домой, но и спрогнозировать продуктовую корзину на неделю, выбрать оптимальные по ценам продукты, предложить продукты, которые покупатель не заказывает, но мог бы покупать и т.д.», — размышляет Бачинский.

В МЕТRO добавляют, что у многих покупателей существуют определенные предубеждения при покупке продуктов в интернет-магазинах. «Самые распространенные среди них — неуверенность в качестве товаров и невозможность лично выбрать продукты. Поэтому, для продуктового ритейла крайне важно оставить положительное впечатление от первой покупки и поощрить интернет-пользователя стать постоянным клиентом», — считают в компании, отмечая, что чем больше ритейлеров будут популяризировать культуру доверия потребителей к покупкам продовольственных товаров онлайн – тем быстрее будет расти этот сегмент.

 

Участники рынка FMCG-ритейла не сомневаются, что онлайн-продажи будут расти. Вопрос лишь в том – насколько быстро. Один из сооснователей Нова Пошта Вячеслав Климов убежден – что продовольственная группа товаров – одна из наиболее перспективных для роста в онлайне. «Уверен, что продукты питания – одна из групп товаров, продажи которой будут стремительно расти. Если вы задумаетесь, зачем каждую неделю покупаете в супермаркете упаковку воды, стиральный порошок, зубную пасту, и почему это не может поставлять e-commerce – то не найдете логичного ответа и сразу переключитесь на доставку», — говорил он во время одного из своих публичных выступлений в Киеве.

По мнению Климова, подтверждают перспективность этого сегмента и цифры. Уже сейчас более 36% продуктового ритейла внедряет omnichannel. В США 31% интернет-пользователей покупают продукты online и более 25% продуктовых ритейлеров используют мобильное приложение в своих продажах. Как правило, до Украины общемировые тенденции доходят с опозданием в несколько лет. Однако приведенная статистика должна быть сигналом для действий украинских FMCG-ритейлеров уже сейчас.

Читайте также — 

Наталія Кошова, COMFY: Рітейл «проспав» загрозу інтернету


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка