
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Что происходит с экспериментальными форматами сетей Таврія В, Novus и Varus: Пюре, Хапайка и Varus to Go соответственно. Насколько востребована данная концепция и какие результаты показали магазины в первый год своей работы.
Торговая сеть Таврія В (владельцы Михаил и Борис Музалевы), развивающаяся преимущественно в южных регионах Украины, осенью 2021 года открыла сразу три пилотных торговых объекта нового формата — жесткие дискаунтеры Пюре. В самой компании этот концепт называют «стоковые магазины». Новые торговые точки суббренда известного одесского ритейлера – это продовольственные магазины площадью от 1000 кв. м до 13 000 кв. м с соответствующим ассортиментом от 1000 SKU до 3500 SKU.
Позиционирование в формате жесткого дискаунтера под слоганом «Сеть супермаркетов низких цен. Все по-честному» предполагает розничную цену, которая была бы меньше на 20-30% товаров аналогов. Как объясняли в сети, этого удалось добиться благодаря отсутствию маркетинговой нагрузки. Товары в магазине представлены как на полках, так и на паллетах, которые после доставки размещаются в торговом зале. В ассортименте магазина представлены как продовольственные, так и непродовольственные группы товаров. При этом у покупателей есть возможность покупать как в розницу, так и оптом.
Как раньше рассказывал заместитель генерального директора по операционным вопросам и развитию сети Таврія В Денис Поповиченко, все товары были протестированы перед тем, как были предложены покупателям. А название магазина Пюре можно трактовать в переводе с английского как «чистая цена». Представители сети Таврія В сообщали, что развитие магазинов Пюре будет происходить поэтапно, в разных городах Украины, в т.ч. в районных и областных центрах
Первые шаги. Первый магазин площадью 13 000 кв. м был открыт 1 октября 2021 года в Николаеве в ТЦ Корабельный на Богоявленском проспекте, 234 В (теперь здесь работает супермаркет Таврія В).
До конца года было открыто еще две точки. Так, 10 декабря 2021 в г. Белгород-Днестровский (Одесская область) на ул. Тимчишина, 8 открылся новый супермаркет низких цен Пюре с более чем 3500 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Второй магазин открыл свои двери на Днепропетровщине в городе Никополь (по ул. Патриотов Украины, 175 А) за неделю до нового, 2022 года.
Основным регионом для расширения сети Пюре стала родная для ритейлера Одесщина. В преддверии полномасштабного вторжения россии в Украину в феврале 2022-го была открыта первая локация в г. Подольск на ул. 8 марта, 14 А (ныне ул. Ярослава Мудрого, 7 А). Магазин стал четвёртым в Украине.
Из-за войны остановил свою работу магазин в Николаеве, но уже в мае 2022-го открыл свои двери Пюре в Одессе на ул. Черноморского казачества, 161. Второй магазин в Одессе и пятый в сети начал работать почти через год – в конце марта 2023-го по адресу Балтская дорога, 55.
Активное расширение и повышение комфорта. В 2023 году сеть расширилась сразу на три магазина. Так, отличные результаты операционной деятельности, удачный и современный формат вдохновили руководство компании Таврія В открыть 29 сентября 2023 года в городе Подольск Одесской области еще один супермаркет Пюре в формате «жесткий дискаунтер» по улице Соборная, 192 А.
Магазин площадью 705 кв. м стал вторым в городе, предлагая 3000 SKU, где в общем ассортименте имеет преимущество продукция региональных производителей, а также товары собственного импорта. Уровень взаимодействия настолько высок, что в рамках сотрудничества украинские производители специально разрабатывают для сети Пюре новые бренды и ассортиментную линейку. Успеху сети способствовала рационализация потребления, когда украинцы пытаются быть максимально рациональными и стремятся выбирать качественные товары по выгодной цене. Внедрение более эффективной операционной модели, сокращение собственных затрат и уменьшение наценки на товар позволили предлагать товары по более низким ценам.
Для удобства покупателей в супермаркете открыли кафе Bagetta Espresso Bar, работающее в формате Street Food Café. В меню представлены свежие салаты, горячая выпечка, кондитерские изделия, кофе. Кто спешит, может взять перекус с собой (услуга tаkе away). А в феврале 2024-го здесь открыли отдел кулинарии.
Еще один магазин Пюре открылся также в Одесщине – в начале декабря 2023 года в городе Балта по ул. Садовая, 24. На конец 2023 года сеть насчитывала семь магазинов в двух областях (Одесской и Днепропетровской). Как сообщила RAU руководитель отдела рекламы Таврія В Людмила Курбатова, концепция магазинов Пюре остается неизменной и в 2024 году был открыт еще один магазин Пюре в Одесской области в поселке Петродолинское по адресу ул. Карнаухина, 32. Учитывая, что в Белгород-Днестровском магазине Пюре также превратился в Таврія В, всего в сети Пюре остается семь магазинов общей площадью около 7000 кв. м.
Рационализация потребительского спроса во время войны побудила и другие крупные продуктовые сети экспериментировать с форматом жесткого дискаунтера. Так, летом 2023 года сеть супермаркетов Novus, являющаяся частью литовской инвестиционной компании BT Invest (владельцы Раймондас Туменас, Марина Познякова и Агне Рузгиене) начала развивать собственную сеть жестких дискаунтеров Хапайка. Напомним, ритейлер уже имеет проект минимаркетов Мі Маркет (по состоянию на конец 2024 года — 28 точек), но решил еще запустить пилотный проект дискаунтеров Хапайка. Название которому, по словам маркетинг-директора Novus Максима Белова, придумали при помощи ChatGPT.
Поскольку магазины ритейлера находятся в Киеве и Киевской области, первая торговая точка тоже открылась неподалеку от столицы. Это произошло 12 июля 2023 года в с. Крюковщина в ТРЦ Наше Nebo (ул. Балукова, 1 Е). Торговая площадь магазина составляет более 700 кв. м, в ассортименте представлено около 1100 наименований товаров среднего и низкого ценового сегмента. Второй дискаунтер площадью 531 кв. м запустили в столице по улице Березняковской, 28.
«Формат дискаунтеров Хапайка оказался актуальным для украинских потребителей, ищущих оптимальное сочетание цены и качества. В 2024 году мы зафиксировали стабильный спрос на этот формат, особенно среди клиентов, предпочитающих экономные покупки. Главная идея Хапайка – это предложение базовых товаров по максимально доступным ценам. Первые результаты подтвердили, что такая концепция имеет перспективу, а наши клиенты ценят возможность экономить», – рассказал RAU генеральный директор сети супермаркетов Novus Марк Петкевич.
По его словам, Хапайка остается пилотным проектом, и компания продолжает его тестирование. В 2025 году планируется открытие еще 1-2 дискаунтеров, что позволит проверить эффективность концепции на новых локациях и адаптировать бизнес-модель перед масштабированием. «Мы подходим к развитию этого формата взвешенно: наша цель – не просто расширять сеть, а создать эффективную и устойчивую бизнес-модель, отвечающую реальным потребностям потребителей и рыночным условиям», — пояснил генеральный директор Novus.
Потенциал развития зависит от финальных результатов тестового периода. В компании видят перспективу открытия дискаунтеров в районах, где клиенты активно ищут экономные покупки. Решение о масштабировании или трансформации концепции будет принято по результатам тестового этапа. Если формат подтвердит свою экономическую эффективность и будет соответствовать ожиданиям клиентов, сеть будет расширяться. В противном случае бизнес-модель будет скорректирована или усилия будут сосредоточены на других форматах.
Сеть супермаркетов Varus Валерия Киптика и Руслана Шостака в 2024 году объявила об экспансии в южные и центральные области страны и желании закрепиться в них. Так, в конце прошлого года директор по маркетингу сети супермаркетов Varus Анна Луганская отмечала, что в 2024 году было открыто три из пяти ныне работающих супермаркетов Varus и продолжено расширение сети в Киевской области. В частности, был открыт первый супермаркет в формате Varus Home в Белогородке Бучанского района. Но из трех существующих форматов – обычный классический супермаркет, Varus Home и формат To Go – открываются преимущественно первые два.
Новая концепция. Напомним, формат To Go, рассчитанный преимущественно на скорые закупки, появился в начале лета 2020 года, во времена пандемии Covid-19, когда люди были ограничены в передвижении и возможности делать покупки. Первый Varus To Go площадью около 300 кв. м был открыт в Киеве по адресу ул. Жилянская, 59. Характерной особенностью формата To Go являются компактные торговые залы и небольшой по сравнению с обычными супермаркетами сети ассортимент (до 3500 SKU). Формат рассчитан на клиентов, желающих совершить быстрые покупки, приобрести готовые блюда, взять хот-доги и напитки с собой, а также перекусить и выпить чая, кофе или сока-фреш прямо в магазине. Поэтому главный упор – на зонах кулинарии и выпечки.
При этом зоны food to go и coffee to go в магазине выделены отдельно. Для удобства и экономии времени покупателей компания также ввела в ассортимент фасованные фрукты и овощи, которые не нужно взвешивать перед покупкой. Ассортимент сформирован так, чтоб закрыть главные потребности и при всем этом не перегружать клиента сложным выбором. Все ориентировано на быстроту и удобство.
Развитие сети. В преддверии нового, 2021 года, появился второй магазин этого формата площадью 150 кв. в родном для ритейлера городе Днепр на ул. Акинфиева, 9 В. В магазине оборудовали специальное место, где можно пообедать только что приобретенными свежими блюдами. На территории есть салат-бар – зона с упакованными свежими салатами.
В дальнейшем дела пошли быстрее. Наработанный формат начали тиражировать. В августе 2021 года Varus To Go открылся в Киеве на ул. Константиновской, 2 А (возле Контрактовой площади). Для пешеходного Подола с большим количеством офисных сотрудников ключевые опции – сделать быстрые покупки, купить готовые блюда, взять хот-доги и напитки с собой, а также перекусить и выпить чай, кофе или фреш прямо в магазине. Все это стало доступно в новом Varus To Go площадью 550 кв.
Знаковым событием стал запуск магазина в самом сердце столицы на Крещатике, 13 в октябре 2021 года. Здесь большое внимание в магазине уделили зоне Varus Cafe, где можно отдохнуть за столиками, выпить горячие напитки и перекусить. Кроме готовых блюд и зоны для их потребления, магазин площадью 300 кв. м имел стандартный для супермаркета ассортимент – овощи, фрукты, бакалея, заморозка и хозяйственные товары.
Уже через месяц работал магазин на бульваре Тараса Шевченко, 37/122 в торговом центре Европа Плаза. В маркете было все, что нужно деловому человеку в центре, пассажирам метрополитена или студентам на большом перерыве: современное кафе с вкусной едой и ассортиментом полноценного супермаркета.
Последним открытым перед большой войной магазином стал второй Varus To Go в Днепре, который начал работу 10 февраля 2022 года на проспекте Яворницкого, 106. Круглосуточный магазин площадью около 400 кв.
Сокращение сети и приостановка проекта. На начало 2025 года из шести открытых супермаркетов Varus To Go осталась половина: первый киевский магазин на Жилянской и два магазина в Днепре (на ул. Акинфиева и просп. Яворницкого).
Как объяснили RAU в сети, Varus To Go изначально ориентировался на быстрые покупки и дозакупки, поэтому размещали магазины в локациях с высоким трафиком — на перекрестках, у прогулочных зон, в местах с плотным пешеходным потоком. Главная идея – дать возможность людям быстро приобрести необходимые товары «на ходу», не тратя время на большие закупки.
«Средний чек в этих магазинах меньше, чем в классических супермаркетах, поскольку покупатели делают здесь преимущественно спонтанные и небольшие покупки. Однако, благодаря высокой проходимости, оптимизации расходов на аренду и персонал, этот формат демонстрирует отличные результаты. В первый год работы магазины Varus To Go имели один из самых высоких показателей выручки на квадратный метр среди всех форматов сети, что подтвердило эффективность концепции», — говорят в сети.
К сожалению, после полномасштабного вторжения некоторые магазины этого формата пришлось временно закрыть. В частности, точка на Крещатике прекратила работу из-за значительного снижения пешеходного трафика в первые месяцы войны. В сети продолжают анализировать потенциальные локации и рынок в целом, чтобы определить дальнейший вектор развития концепции.
Планы на будущее. Теперь акцент делается на развитии формата Varus Home – магазинов у дома. Это стратегическое решение, основанное на изменении потребительских привычек и общих рыночных тенденций. «Что касается формата Varus To Go — мы не отказываемся от него, но пока его масштабирование отложено. После победы мы обязательно вернемся к развитию этого направления, потому что концепция остается актуальной и перспективной», — пообещали в компании. Varus To Go — очень гибкий и масштабируемый формат, потому что не требует больших площадей. В случае принятия решения об активном развитии сети количество таких магазинов потенциально может значительно возрасти по всей Украине. Ключевым фактором масштабирования будет сохранение оптимального баланса между высокой проходимостью локаций и эффективностью операционной модели.
Развитие может быть восстановлено при стабилизации рынка, восстановлении высокого пешеходного трафика в ключевых локациях и общего роста покупательной способности населения.
«Пока мы сфокусированы на других стратегических направлениях, но в будущем вернемся к оценке потенциала этого формата. Что касается окончательного закрытия, пока такого решения нет. Мы сохраняем все наработки и готовы вернуться к реализации концепции, когда рыночная ситуация станет более благоприятной», — говорят в компании.