Работать вместе: каким должно быть партнерство между ритейлерами и государством во время войны и послевоенного восстановления

Работать вместе: каким должно быть партнерство между ритейлерами и государством во время войны и послевоенного восстановления

21.09.2023 08:45
  533
Костянтин Симоненко

В ходе панельной дискуссии на RAU Expo-2023 представители ритейла обсудили с представителями власти вопросы восстановления и адаптации рынка, гармонизации всех процессов, где должны быть задействованы бизнес и государство.

В ходе панельной дискуссии «Партнерство между ритейлерами и государством для экономического восстановления после войны» в рамках RAU Expo-2023 заместитель министра экономики Украины Надежда Бигун, директор GR-направления Fozzy Group Ирина Дячук, руководитель GR-направления BGV Group (сеть КОЛО) Артур Мартыненко и коммерческий директор Auchan Украина Алла Ковалевская обсудили наиболее эффективные механизмы государственной поддержки для стимулирования ритейлеров в восстановлении экономики после войны и социальной стабильности. В частности, речь шла о том, как ритейлеры могут привлекать государство к совместным проектам и инициативам для ускорения процесса восстановления и стимулирования потребительской активности. Модерировал сессию – руководитель направления GR Ассоциации ритейлеров Украины Алексей Француз. RAU представляет основные тезисы.

Догнать Европу

По словам замминистра экономики Украины Надежды Бигун, в 2022 году ВВП Украины сократился на 29,2%. В этом году падения не наблюдается, даже есть небольшое увеличение – на 2,2%. Для сравнения: в 2021 году ВВП прибавил примерно 3,5%. В рамках восстановления Украине нужно примерно десятилетие, чтобы вернуться к довоенному уровню. Однако даже такие показатели ВВП все равно будут означать, что Украина самая бедная среди европейских стран, поэтому входить в европейскую семью будет очень тяжело. Очевидно, восстановление будет идти в достаточно сложных условиях. С другой стороны, это снимает лишние оговорки для внедрения того, чего не делали раньше. Чтобы догнать другие страны Европы, где ВВП растет в среднем на 3% в год, Украине нужно создавать продукт с добавленной стоимостью, поскольку в настоящее время Украина является сырьевой страной.

Самым сильным бизнесом до войны были аграрии. «Поэтому мы должны фокусироваться на создании продукции с добавленной стоимостью. Минэкономики будет выделять ресурсы для создания такого продукта внутри страны. Также министерство будет фокусироваться на том, чтобы украинские компании развивались на внутреннем рынке, а затем выходили на внешние, — считает Бигун.

Стратегия на будущее

В Минэкономики говорят, что у государства есть стратегия на ближайшие годы, поскольку в условиях войны сложно разрабатывать планы на десятилетие. В частности, предусмотрено 50 млрд евро западной макрофинансовой помощи на следующие четыре года и на базе этой помощи Украина создаст план, в котором будут определены основные приоритеты, в частности реформы, а также из этой суммы около 10 млрд будет выделено на развитие бизнеса. Среди направлений: аграрии, энергетика, IT, переработка и т.д.

Директор по связям с правительством Fozzy Group Ирина Дячук рассказала, что именно бизнес участвует в формировании государственной политики. Когда государство слышит бизнес и сотрудничает с ним, это дает результат. Например, когда началось полномасштабное вторжение именно тесное сотрудничество бизнеса с государством помогли ритейлу выстоять.

GR-директор КОЛО Артур Мартыненко добавил, что своевременная и постоянная коммуникация государства и бизнеса помогла наладить логистику и обеспечить дальнейшую работу торговых сетей, поэтому игрокам рынка удалось обеспечить продовольственную безопасность. Ритейлеры регулярно встречались с представителями правительства и обсуждали разные вопросы, а правительство постоянно было на связи и помогало решать разные вопросы. В дальнейшем ритейлеры надеются, что плодотворное дальнейшее сотрудничество бизнеса и государства продолжится, в частности, будут созданы эффективные инструменты взаимодействия.

Инструменты взаимодействия

По словам заместителя министра экономики Украины Надежды Бегун, госзаказ и закупки – один из инструментов сотрудничества с бизнесом, а также это поддержка рынка. Также Украина должна производить больше продуктов с добавленной стоимостью, и для этого государство предоставляет гранты для запуска своего дела. Еще одним из вызовов на будущие годы является возврат человеческого капитала в страну. Чем ближе Украина становится к ЕС, тем больше здесь потребуются квалифицированные кадры. При этом после окончания войны, по прогнозам, будет около 2 млн трудоспособных ветеранов и это большой вопрос, как Украина будет их возвращать в экономическую жизнь.

Государство выдает гранты для самозанятых лиц, ветеранов и гранты на закупку оборудования, в частности, для переработки. Всего за год выдано 7000 таких грантов на сумму 4,7 млрд. грн. Это помогло сгенерировать 20 000 рабочих мест. Больше всего этой программой воспользовались релоцированные предприятия, но позже государство будет фокусироваться на выдаче большого количества таких грантов людям на территориях, наиболее пострадавших из-за войны. Ведь на освободившихся территориях нужно восстанавливать экономику.

Еще один важный инструмент – программа кредитования «5-7-9», которой бизнес пользуется с начала полномасштабной войны. Из-за дорогостоящих банковских займов программа «5-7-9» стала едва ли не единственным инструментом. По данным Минэкономики, на начало этого года 95% кредитов были выданы именно в рамках этой программы. В дальнейшем она будет меняться и фокусироваться на кредитовании переработки, в частности, на деоккупированных территориях. А также на поддержке проектов энергоэффективности.

О сотрудничестве с производителями

Как отметила Надежда Бигун, государство будет работать над тем, чтобы больше украинских товаров было представлено на полках отечественных магазинов. Будут наработаны соответствующие инструменты, позволяющие ритейлу добиваться взаимовыгодных договоренностей с украинскими производителями. В частности, будут задействованы инструменты факторинга для своевременного проведения расчетов. Среди новых направлений стимулирования бизнеса – развитие индустриальных парков, где уже задействовано около 65 субъектов, а также возможности компенсации бизнеса затрат при подключении к сетям.

В свою очередь, ритейлеры также будут развивать сотрудничество с украинскими производителями и создавать выгодные условия для сотрудничества. Коммерческий директор Auchan Украина Алла Ковалевская отметила, что поддержка украинского производителя является основой для развития страны сейчас и в будущем. В частности, в компании действует специальная программа по поддержке небольших крафтовых производителей и фермеров, а также программа развития крупных ответственных производителей. Для Украины практика ответственного производителя – это новое направление работы, хотя в странах ЕС она достаточно распространена. Она базируется на четырех критериях:

  • Продукция, обладающая высоким качеством;
  • Ответственное отношение к окружающей среде (выбросы СО2, альтернативные источники энергии, бережное отношение к животным на фермах);
  • Социальная ответственность производителя (как в работе с партнерами, так и с собственными работниками);
  • Устойчивое экономическое развитие.

Среди партнеров сети уже семь производителей, которые хорошо себя зарекомендовали. Они, в частности, проходят международный аудит, есть прослеживаемость производства продукции и соответствующая сертификация. Следовательно, отметка «Ответственный производитель» на товарах в Auchan — это, прежде всего, предложение, которое вызывает доверие: вкусные, полезные, прослеживаемые продукты, которые выращиваются с уважением к окружающей среде и благополучия животных. У таких компаний уже есть возможность выходить на международный рынок. В этом Auchan видит свою миссию по отношению к местным производителям. Поэтому в планах на 2024 год компания хочет расширить этот круг до 20 компаний, чьи товары будут представлены в странах присутствия Auchan.

В то же время ритейлеры надеются на увеличение государственных закупок, что позволит бизнесу развиваться. По мнению директора по связям с правительством Fozzy Group Ирины Дячук, есть еще несколько направлений эффективного сотрудничества бизнеса с властями. Так, в стране происходит цифровизация, но она не на том уровне, как хочется бизнесу. В частности, требуется цифровизация всех кадровых документов и полная синхронизация с приложением Дія.

О совместном решении кадрового вопроса

По словам GR-директора КРУО Артура Мартыненко, в компании 74% персонала — женщины и сейчас бизнес пытается найти дополнительный персонал. Поэтому сеть КОЛО обратилась в столичный Центр занятости, но по их информации, количество регистраций безработных снизилось в два раза, поэтому найти персонал очень трудно. По высококвалифицированным работникам такого дефицита в КОЛО не испытывают, кроме финансовых специальностей.

В Минэкономики считают, что человеческий капитал является одним из приоритетных направлений развития, поэтому видят возможности увеличивать количество рабочих мест путем кредитования бизнеса. Как отметила Надежда Бигун, в Украине сейчас фиксируется один из самых низких показателей безработицы за всю историю независимости. Причина в том, что мало людей становятся на учет из-за того, что период выплат по безработице уменьшен, а мужчины вообще не хотят становиться на учет. К тому же внутренне-перемещенные лица получают по 6700 грн и это не стимулирует их трудоустраиваться. Вот и получается, что Центр занятости не помощник для бизнеса, которым мог бы быть.

Поэтому в Минэкономики говорят, что эти выплаты ВПЛ существенно сократятся в следующем году и наверняка ситуация на рынке труда изменится. Вдобавок в правительстве планируют выдавать ваучеры на переквалификацию кадров и поэтому в Минэкономики призывают бизнес подавать заявки на востребованный персонал.

При этом представители власти готовы выслушать предложения бизнеса, как улучшить ситуацию на рынке труда. В свою очередь, ритейлеры хотят, чтобы государство уже нарабатывало программы для трудоустройства людей с инвалидностью.

Джерело — delo.ua


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка