Новости FMCG за три месяца войны: у АТБ снова более 1000 магазинов, Украина без Lidl, возвращение ритейла в Бучу, новые Сільпо, Рукавичка, SPAR и прочее
Сеть АТБ вновь пересекла отметку в 1000 работающих магазинов и дополнительно открыла десяток новых, 190-я Рукавичка и новые открытия во время войны пяти региональных сетей, возобновление работы ритейла, онлайн-доставка от Novus и другие новости сегмента продовольственной розницы Украины.
Рукавичка открыла 190-й магазин
Западноукраинский ритейлер 20 мая открыл второй новый магазин с начала вторжения россии, ставший 190-м в сети. Новая точка находится по адресу: Львов, ул. Стрыйская, 113 Д, жилой комплекс «Горгани». Новый магазин площадью 265 кв. м и двумя кассами работает в комфортном формате «возле дома». Акцент сделан на свежих овощах, фруктах и мясе, а также здесь есть собственная выпечка, блюда кулинарии, пицца и т.д.
Напомним, свой первый с начала войны магазин ритейлер открыл в формате «у дома» во Львове по адресу ул. Кривчицкая дорога, 1. Он стал 189-м в сети. Площадь магазина составила 130 кв. м. Где представлена продукция собственных торговых марок ТМ «Традиція», «Кухарочка», «То є просто», «Глянц», «Сірко».
FMCG-операторы увеличили продажи на 50–100% на западе Украины, но заработали не много
В марте в апреле супермаркеты на западе страны зафиксировали увеличение продаж, но не прибыли. Так, в сети Родинна ковбаска и Сімейна пекарня во Львовской области продажи выросли на 10–15% и 30–40% соответственно. Похожая история в Ивано-Франковской и Закарпатской областях. Причина – спрос со стороны переселенцев на готовые блюда, что вынудило сеть в существующий ассортимент добавить салаты, блины, голубцы. Так же супермаркеты Наш Край и SPAR за апрель в этих регионах страны наторговали на 30–80% больше обычного. Однако сети не смогли много заработать на переселенцах. Доставка товаров подорожала минимум на 50%, на 20% – стоимость упаковки. Сильно поднять цены ритейлеры не рискнули. К тому же правительство ограничило до 10% наценки на социальные товары. В результате всеобщая маржа ритейлеров упала. Дополнительно люди стали экономить. Их тяжело побуждать к спонтанной покупке. Однако в мае продажи в ритейле на западе уже начинают падать, поскольку переселенцы начали возвращаться в свои города. Больше об этом читайте тут.
В апреле продуктовые сети сократили количество магазинов на 3%.
Как сообщила руководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины Наталия Петривська в своей колонке для The Page, сети вынуждены закрывать продуктовые магазины. В частности, в апреле количество закрытых продуктовых магазинов увеличилось на 3% по сравнению с первым месяцем войны, в то время когда все другие отрасли торговли демонстрировали положительную динамику возобновления работы (в целом количество работающих магазинов в Украине выросло на 6%). Согласно исследованию Ассоциации ритейлеров Украины, только в мае FMCG сегмент торговли начал постепенно восстанавливаться. В результате на 20 мая 2022 года количество работающих точек возросло всего на 4% по отношению к марту. При том что вся отрасль торговли восстановилась на 11%.
Это в первую очередь объяснялось оптимизацией работы продуктовых сетей. Ритейлеры вынуждены были оставить в работе только те точки, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов, а также иметь соответствующий потребительский спрос. Также повлияла плата за аренду помещений и резкое увеличение расходов на логистику.
Thrash! Траш!, Novus и АТБ возобновили работу магазинов в Ирпене
В освобожденном городе Ирпень под Киевом возобновили свою работу продуктовые маркеты Thrash! Траш!, которые получили повреждения в результате военных действий. Первый из них заработал в конце апреля по ул. Тургеневский, 50/2, а 10 мая открыл двери еще один маркет Thrash! Траш!, который находится по адресу улица Григория Сковороды, 17. Всего на начало мая работало почти 80 маркеров super Thrash! Траш!
Также возобновил работу двух магазинов в Ирпене ритейлер Novus. Первая точка открылась 14 мая по ул. Украинская, 83 Б в формате Express. Вторым магазином, открывшим свои двери, – 20 мая на ул. Центральной, 2 – стал уже крупный супермаркет общей площадью около 4000 кв. м. Напомним, еще один магазин в Ирпене и два магазина Novus в Буче оказались в эпицентре боевых действий и были частично разрушены.
Кроме того, корпорации АТБ удалось быстро возобновить работу магазинов в городах Буча и Ирпень, что, по словам генерального директора корпорации АТБ Бориса Маркова, является предметом «особой гордости».
В сети АТБ снова 1000+ работающих магазинов
Генеральный директор корпорации АТБ на своей Facebook-странице сообщил, что на 21 мая в сети АТБ-маркет насчитывалось 1013 открытых магазинов: “Восстанавливать работу магазинов мы начали сразу после деоккупации соответствующих регионов. Только за последний месяц мы возобновили работу 92 магазинов в Киевской, Черкасской, Черниговской, Сумской, Харьковской областях. Везде, где есть доступность и возможность». Также он отметил, что в планах компании – до конца июня возобновить деятельность еще около ста магазинов сети, и, дополнительно, открыть около 10 новых магазинов. «Ставим планку максимально приблизить количество действующих магазинов к довоенному времени ”, – резюмировал Борис Марков.
Также в ближайших планах возобновления более 50 магазинов в Киеве и Киевской, Черниговской области. Кроме того, компания запустила два новых склада, обеспечивающих логистику в центральных, северных и западных регионах.
Novus запустил возможность заказа продуктов онлайн
В конце апреля в сети магазинов Novus появилась возможность заказа необходимых продуктов онлайн по левому берегу и центру Киева. Вскоре планируется запуск на все районы столицы. Стоимость доставки – 50 грн. Бесплатная доставка при заказе товаров от 1000 грн. Заказать товары можно на сайте https://novus.online/. В компании отмечают: цены на сайте полностью соответствуют ценам в магазине. «Были сомнения, потому что не все процессы отшлифованы. Но решили исправлять ошибки и совершенствовать сервис в процессе работы, поэтому сейчас собираем отзывы и впечатления покупателей. Вместе с тем создаем лояльные условия и стараемся завоевать доверие и любовь клиентов к нашему онлайн-направлению», — рассказал в интервью RAU операционный директор продуктового ритейлера Novus Алексей Панасенко.
Напомним, что офис компании, находившийся в ТРЦ Retroville, уничтожен практически полностью, Флагманский супермаркет, также работавший в торговом центре, существенно поврежден. Как сообщалось, полностью были уничтожены склады для охлажденных скоропортящихся товаров. А вместе с ними и товаров на 75 млн. грн.
Сільпо открыл первый новый магазин с начала полномасштабной войны
Новый дизайнерский Сільпо посвящен геометрическому стилю «Мандала». Супермаркет открыл свои двери во Львове по ул. Стрыйская, 45. Как сообщил в своем «бортовом журнале» ритейлер, магазин был полностью готов еще до полномасштабной войны. В супермаркете площадью 1400 кв. м работает 6 обычных касс, 6 самокасс и 2 – табачные. Также можно заказать доставку продуктов на дом или их самовывоз из супермаркета. Это постмодерновый магазин созданный с несколькими shop-in-shop, которые отличаются от других магазинов сети, но, в то же время, сохраняют присущий им навигационный интерфейс и опыт пользователя. Детальнее посмотреть магазин, который стал 19-м в сети Сільпо во Львове, можно здесь.
Напомним, на момент вторжения россии Fozzy Group управляла более 360 супермаркетами в Украине под брендом Сільпо. К середине мая сеть возобновила работу еще 10 супермаркетов и увеличила количество работающих магазинов до 287 по всей Украине (около 90% сети). Также Fozzy Group возобновила производство хлеба, кондитерских изделий и обжаривание кофе на заводе в Ворзеле Киевской области.
Lidl пока отказался от идеи запуска сети в Украине
Топ-менеджер сети дискаунтеров Адам Мищишин, официально назначенный региональным менеджером Lidl Ukraine, с 1 мая стал генеральным директором словацкого филиала сети дискаунтеров Lidl (Lidl Slovenská republika). Он заменил на этом посту Матуша Галу, который, в свою очередь, с мая взял на себя управление филиалом ритейлера в Бельгии и Люксембурге. Напомним, осенью 2021 года СМИ распространили сообщение, что Адам Мищишин официально назначен региональным менеджером Lidl Ukraine. В настоящее время сеть Lidl работает на 31 рынке в Европе и США. Компания управляет около 11500 магазинами.
Ассоциация ритейлеров Украины приступила к проекту, призванному объединить торговые сети и производителей
Для обеспечения стабильных поставок в ведущие торговые сети Украины необходимых товаров, RAU запускает проект, объединяющий производителей и ритейлеров. Его реализация поможет ритейлерам быстро найти в Украине поставщика и не тратить драгоценное время и валюту на закупки за границей. С другой стороны, это поможет производителям получить доступ к национальным сетям и региональным игрокам, увеличив свои возможности сохранить производство и рабочие места в это тяжелое время. Чтобы присоединиться к проекту, необходимо заполнить анкету, где в частности указать как список своей продукции так и возможности организации доставки или на распределительные центры или непосредственно в магазин.
Рестораторы и ритейлеры фиксируют падение продаж алкоголя на 63%
В апреле в Украине легальные продажи алкоголя упали на 63%, подсчитали в аналитической компании Pro-Consulting. В прошлом году объем этого рынка составил 68 млрд. грн. По данным Pro-Consulting, больше всего обвалилась реализация крепкого алкоголя – на 75%. Как сообщается в материале Forbes.ua, частично падение продаж алкогольных напитков рестораторы объясняют желанием украинцев оставаться в трезвом состоянии. Люди отказываются от игристого и рома, переходят на водку. Продавцы алкоголя говорят, что причина не только в ограничении продаж во время военного положения. В частности, в апреле выручка специализированной сети WineTime снизилась в два-три раза в зависимости от региона, а GoodWine заработала лишь треть довоенного оборота. Напомним, что компания GoodWine потеряла склад в селе Стоянка Бучанского района Киевской области, где было 1,6 млн бутылок вина, включая 15 000 коллекционных.
SPAR Украина расширила сеть до 267 магазинов
Этой весной появился новый супермаркет SPAR в Черновицкой области, в селе Великий Кучуров (ул. Главная, 24 А). Он стал первым открытым во время войны и 267-м объектом ритейлера в Украине. Как сообщила RAU пресс-служба сети, торговая площадь нового заведения составляет 131,5 кв. м. В магазине уже традиционно кроме основной продукции – бакалеи, молочных продуктов, фруктов и овощей, консервов, колбас и хлебобулочных изделий – также можно найти зону Food to Go с кофе, хот-догами и панини. Для обслуживания покупателей работает две кассы. Работает магазин по системе франчайзинга. По состоянию на 20 мая из 267 магазинов SPAR работало 243 супермаркета. Полностью или частично разрушены шесть торговых точек – в городах Ирпень (Киевская область), Ворзель (Киевская область) и Харьков.
Пятерка региональных открытий с начала войны
9 апреля сеть Файно Маркет продолжила развитие формата магазинов «у дома» в Черкасской области. Новый магазин стал 130-м в сети и первым, открывшимся с начала войны. Площадь торгового объекта – 200 кв. м. В настоящее время сеть уже насчитывает 138 объектов, расположенных в регионах Кировоградской и Черкасской областей.
20 апреля открылся новый магазин львовской сети Свій Маркет, ставший для ритейлера первым с начала 2022 года. Магазин в г. Белз по улице 8 Марта, 2 А, торговой площадью около 80 кв. м. стал 53-м в розничной сети, развивающей магазины формата convenience store.
27 апреля сеть маркетов Сім23, которая также работает в формате convenience store в западных областях Украины, открыла новый магазин в городе Ивано-Франковск по ул. Василиянок 11. Это открытие планировалось еще на март, но полномасштабное вторжение внесло свои коррективы. Напомним, согласно годовому плану экспансии в период март-апрель сеть должна была расшириться по меньшей мере на 10 новых маркетов. Первые маркеты военного времени были открыты 6 апреля в городах Ивано-Франковск и Нововолынск. Это типичные для сети небольшие объекты формата convenience store, торговой площадью 70 кв. м и 90 кв. м.
29 апреля одесская сеть магазинов Таврия В открыла сразу два новых магазина 29 апреля. Первый из них находится в г. Одесса, ул. Каманина, 20, второй – в г. Хмельницкий, ул. Проскуровского подполья, 63.
Также Таврия В открыла в Одессе первый супермаркет сети ПЮРЕ. Магазин площадью более 1900 кв. м на улице Черноморского казачества, 161, открыл двери для первых покупателей 27 мая. Напомним, первый объект сети ПЮРЕ в формате «жесткий дискаунтер» был открыт компанией Таврия В в октябре прошлого года в Николаеве. С этого времени количество магазинов сети постепенно наращивается: Никополь, Белгород-Днестровский, Подольск, а теперь – Одесса.
3 мая сеть Близенько – самый большой по количеству торговых объектов продуктовый ритейлер Львова – открыла новую точку на ул. Миколайчука, 20. Ритейлер планирует и дальше расширять сеть.
Читайте также –