Потоп в океане: какие магазины пострадали в ТРЦ Ocean Plaza и смогут ли они компенсировать ущерб

Потоп в океане: какие магазины пострадали в ТРЦ Ocean Plaza и смогут ли они компенсировать ущерб

14.01.2020 04:00
  574
Виктор Нагорский

Что стало причиной затопления одного из крупнейших ТРЦ Украины, кто из арендаторов комплекса получил наибольший ущерб и смогут ли ритейлеры рассчитывать на компенсацию ущерба.

Читайте українською

Вечером 13 января в одном из самых популярных торгово-развлекательных центров столицы было жарко. Вблизи ТРЦ Ocean Plaza произошел прорыв городской теплосети, вследствие которого на нулевой и минус первый этажи комплекса хлынула горячая вода. Как сообщили в пресс-службе Ocean Plaza, персонал и посетители ТРЦ были экстренно эвакуированы. Объект прекратил работу и оставался закрытым для посетителей на момент публикации статьи.

Сейчас в ТРЦ проводятся работы по устранению последствий аварии и проверка коммуникаций. Согласно официальному заявлению представителя Киевской городской государственной администрации (КГГА), причиной повреждения теплосети стала физическая изношенность трубы магистрального трубопровода.

Любопытно, что в столичном управлении Национальной полиции сообщили об открытии уголовного дела по факту происшествия. Расследование инцидента начато по ч. 1 ст. 270−1 (умышленное уничтожение или повреждение объектов жилищно-коммунального хозяйства) УК Украины. Однако позднее уголовное производство было переквалифицировано на ч. 1 ст. 275 Уголовного кодекса — нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Редакция RAU выяснила, кто из арендаторов пострадал из-за происшествия и смогут ли ритейлеры и ТРЦ рассчитывать на компенсацию ущерба.

Торговля ушла под воду

Согласно официальным заявлением и словам очевидцев, больше всего от потопа пострадали нулевой и минус первый этажи ТРЦ. Среди их крупнейших арендаторов – гипермаркет Ашан, супермаркет бытовой техники и электроники Eldorado, универмаг одежды турецкого бренда LC Waikiki. Среди других представленных здесь торговых сетей: бренды Giulia, Master Zoo, Алло, Isei, Miniso, Oodji, Olko, Watsons, UaMade, Estro, English Home, Goldi и другие.

Как рассказали RAU в сети Ашан, вследствие происшествия пострадавших среди клиентов и сотрудников магазина не было. «Сейчас проводится оценка состояния помещения. Вопросами, связанными с возмещением ущерба, будут заниматься юристы. Предварительно можем сказать, что мы пострадали не так сильно, как те, кто был выше», — прокомментировали в пресс-службе Ашан Украина. В то же время, в компании отметили, что магазин не работал вечером 13 января и весь следующий день, поэтому можно говорить о недополученной из-за потопа выручке.

В сети Eldorado, магазин которой в Ocean Plaza находится на нулевом этаже, подчеркнули, что значительного ущерба удалось избежать благодаря слаженной работе сотрудников магазина и своевременно предпринятым мерам. «Был закрыт ролет, который хорошо прилегает к полу, он заблокировал поступление основной массы воды. По предварительным данным, техника не пострадала. На данный момент мы работаем над устранением последствий и возобновлением работы магазина. Это первоочередная задача. С ущербом будем разбираться во вторую очередь», — прокомментировали в пресс-службе Eldorado.

Что касается магазина LC Waikiki, то по словам СЕО сети Алексея Гришко, он практически не пострадал. «Нас лишь слегка зацепило, поэтому ущерб минимальный. К тому же все застраховано на 100%», — отметил топ-менеджер LC Waikiki. Впрочем, другим ритейлерам, работающим на нулевом и минус первом этажах комплекса, повезло меньше.

В частности, сильно досталось ресторану Руккола, куда хлынул кипяток после прорыва теплотрассы. «Видно, что люди убегали в спешке, в ресторане перевернуты столы и шкафы. Также пострадал и персонал расположенного рядом обувного магазина Vito Rossi. По словам очевидцев, охранник выносил девушек из магазина на руках и получил сильные ожоги ног», — рассказал RAU Юрий Сургай, генеральный директор компании Lush Украина. Магазин этого бренда в ТРЦ также был подтоплен, оставшись под водой и сегодня. «Мы не можем зайти в магазин до сих пор – вода все еще стоит. Степень ущерба сейчас оценить сложно: насколько нам известно, витрины не сильно пострадали, однако мебель у нас деревянная, поэтому контакт с водой и паром точно не пошел ей на пользу. Также мог быть испорчен товар в магазине», — добавил Юрий Сургай.

Компенсировать убытки

Пострадали и магазины группы компаний Алло (бренды Алло и Mi Store), которые расположены на минус первом этаже ТРЦ рядом с гипермаркетом Ашан. «Пока тяжело понять масштабы ущерба, составляются акты. Вопросом компенсаций мы занимаемся, но какой-либо конкретики пока нет», — уточнил директор по развитию и форматам сети Николай Астапов.

Впрочем, смогут ли ритейлеры и сам ТРЦ рассчитывать на какую-либо компенсацию за причиненный ущерб – вопрос открытый. Особенно учитывая тот факт, что в Киевтеплоэнерго уже пытаются переложить вину на девелопера объекта, заявляя, что ТРЦ Ocean Plaza построен с нарушением нормативов в охранной зоне теплосетей.

По словам Юрия Сургая, все магазины в ТРЦ застрахованы, но далеко не факт, что эта страховка сможет покрыть причиненный ущерб. «Большинство арендаторов страхуются по минимуму, просто потому что это требование договора аренды помещения. Можно добиваться возмещения ущерба через суд, но этот процесс может затянуться, а затраты на адвоката и судебные тяжбы рискуют превысить суммы материального ущерба, — говорит СЕО Lush Украина, добавляя, что у компании уже была похожая история. — Ранее один из наших столичных магазинов затопили пожарные, которые тушили загоревшуюся проводку в помещении этажом выше. В итоге мы шесть лет судились за компенсацию, но так ее и не получили».

С одной стороны, столичные власти в лице заместителя председателя КГГА Петра Пантелеева, заявили о намерении сформировать специальную комиссию, целью которой будет расследование каждого отдельного случая нанесения вреда для предоставления компенсации – как для магазинов-арендаторов площадей ТРЦ, так и для граждан, чьему здоровью или имуществу был нанесен вред. Однако, как отмечают в юридической компании Ader Haber, на данном этапе крайне сложно предугадать ход таких расследований и перспективу выплаты компенсаций, а также их сумму.

«Исходя из прошлого опыта, мы придерживаемся мнения, что в большинстве случаев пострадавшим лицам придется обращаться в гражданский или хозяйственный суд с целью получить полную компенсацию. Однако, учитывая подобную категорию дел, такие судебные тяжбы простыми не являются и потребуют квалифицированной правовой помощи, а также системной подготовки», — комментирует юрист Ader Haber Дмитрий Макиян.

По его словам, чтобы увеличить шансы на возмещение ущерба, пострадавшим лицам, чье имущество или здоровье были застрахованы, стоит немедленно обратиться к страховщику с сообщением о наступившем страховом случае. Иначе последний может отказаться выплатить страховую сумму в силу пропущенного срока обращения.

Что же касается незастрахованных лиц, то в Ader Haber констатируют отсутствие в действующем законодательстве какой-либо специальной процедуры компенсации вреда. В таком случае, учитывая возможную перспективу судебной тяжбы, Дмитрий Макиян советует письменно зафиксировать как можно большее количество обстоятельств, которые свидетельствуют о понесенном вреде, задокументировать факт повреждения помещений, имущества или товара. В случае отказа виновников происшествия возмещать ущерб, эти доказательства причинения вреда будут играть важную роль для защиты интересов пострадавших в суде.

Читайте также — 

Смертельный шоппинг: 10 самых трагических катастроф в ТРЦ


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка