Бум концептуальных ресторанов заканчивается. Что дальше? — обзор ресторанного рынка
2016 год стал для ресторанного рынка годом подъема — в столице впервые с начала кризиса открылось больше ресторанов, чем закрылось. А такого бума новых концептуальных ресторанов, как в 2015-2016 годах, еще не было и уже, наверно, не будет.
В конце 2015 года игроки рынка на вопрос «Чего вы ожидаете от 2016-го?» уклончиво отвечали: «Хуже уже не будет». И действительно, хуже не стало.
Напротив, начавшийся в 2015 году подъем рынка продолжился: в текущем году выросло количество ресторанов и увеличилась их посещаемость. Только в Киеве в январе-октябре открылось 100 новых ресторанов, а закрылось всего 35, то есть впервые с начала кризиса рынок продемонстрировал положительную динамику, пишет delo.ua со ссылкой на журнал «ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг».
Все пришло в норму
То, что бизнес сумеет выбраться из кризисной ямы, в которую попал в депрессивном 2014 году, стало понятно уже во второй половине 2015-го. В конце прошлого года в рестораны вернулись постоянные клиенты, а их посещаемость выросла на 30% год к году, компенсировав падение в 2014-м.
По данным компании «Ресторанный консалтинг», в 2015 году объем ресторанного рынка Киева (города, который является лидером ресторанного бизнеса) вырос на 20%, до 5,6 млрд грн. В целом же объем всего общепита Украины составил в прошлом году около 25 млрд грн. «К октябрю 2016 года ресторанный рынок столицы подрос до 6,8 млрд грн, а к концу года может достичь 7 млрд грн, продемонстрировав таким образом рост более чем на 20% за год», — прогнозирует Ольга Насонова, руководитель компании «Ресторанный консалтинг». Таким образом, по итогам года весь украинский ресторанный рынок может достичь объема в 30 млрд грн.
Хотя, если считать в долларовом эквиваленте, то киевскому ресторанному рынку с оборотом в $250 млн еще далеко до того, что был в докризисном 2013-ом ($400 млн). И так как инвесторы считают в долларах (потому что к доллару привязаны цены на оборудование и стройматериалы, логистика и т.д.), то для них эффективность инвестиций уменьшилась.
По состоянию на начало 2016 года, по данным «Ресторанного консалтинга», в Украине (без учета оккупированного Крыма и зоны АТО) насчитывалось около 15 тыс. заведений питания, что на 5,6 тыс. меньше, чем в начале 2014-го. Из них около 1,5 тыс. ресторанов закрылись, не выдержав кризиса, а еще чуть более 4 тыс. остались в оккупированном Крыму и зоне АТО. Самая мощная волна закрытий накрыла лидера ресторанной отрасли — Киев. В 2014 году с рынка столицы ушло 119 заведений, в 2015-м — еще 85. И это только «чистые» потери, которые не смогло компенсировать открытие новых заведений.
В 2016 году темпы сокращения рынка существенно уменьшились: если в 2014-м в столице открылось 40 новых ресторанов, а в 2015-м — 68, то за 9 месяцев 2016 года уже 100. К концу текущего года в Киеве откроется еще десяток заведений, и их число достигнет 1600.
В Одессе и Львове (городах, входящих в тройку лидеров ресторанного рынка) ситуацию во многом спасли туристы. Летом 2015 года количество отдыхающих в Одессе и области увеличилось вдвое, до 5 млн человек, потому и ресторанов в городе у моря больше открывалось, чем закрывалось: 50 открытий против 40 закрытий (по данным «Ресторанного консалтинга» за 2015 год). Во Львове, где число туристов в 2015 году выросло на 20%, драйверами открытия новых ресторанов стали также низкий порог входа на рынок и миграция капитала из Донбасса. В Харькове, Днепре, Запорожье, где не было большого притока туристов, рынок сейчас находится на уровне Киева образца 2015 года: закрылись слабые игроки и те, кто платил высокую арендную ставку, а новые заведения открываются в низком и среднем ценовых сегментах.
Больнее всего кризис ударил по нижнему и верхнему ценовым сегментам. Количество недорогих ресторанов (средний чек от 50 до 200 грн) в столице сократилось на 30%. В первую очередь закрылись те, кто находился в проходных местах, из-за невысокой маржи, но очень высокой аренды. Так, ушла с рынка сеть рюмочных «Мужики» (станции метро «Майдан Незалежности», «Дарница», «Васильковская»), кофейня «Золотой дукат» (ул. Владимирская), New York Street Pizza (метро «Шулявская»), сеть кофеен Double Coffee.
На начало 2016 года в Украине насчитывалось около 15 тыс. заведений
Девальвация усложнила жизнь ресторанов, развивающихся по франшизе, что требует от них соблюдения международных стандартов, в частности, использования импортных продуктов. Так, закрылась российская сеть ресторанов японской кухни «Якитория», ушла с украинского рынка успешная российская сеть «Росинтер Ресторантс» (20 ресторанов под брендами IL Патио, T.G.I. Friday»s и Costa Coffee).
Кризис задел и премиум-сегмент (средний чек 800-1500 грн): в столице закрылись «Эгоист» (владелица Елена Голубченко, супруга Анатолия Голубченко, бывшего замглавы КГГА), Meat & Fish (Елена Столярова), Byblos (Роберт Сафанов), FoodTourist (Дима Борисов), «Нирвана», («Козырная Карта»). Дело в том, что в начале кризиса посещаемость элитных ресторанов упала на 50%, так как многие их постоянные клиенты вместе с семьями покинули страну. Когда спрос вернулся, им смогли воспользоваться новые игроки в премиум-сегменте, открывшиеся в 2016 году, в частности: китайский ресторан BAO — совместный проект шеф-повара Эктора Хименеса-Браво и Тараса и Оксаны Середюк (совладельцы сети Mafia и Casta), японский ресторан Sumosan в отеле «Премьер Палас» (Киев).
Как показали два последних года, самым успешным оказался среднеценовой сегмент (средний чек 200-500 грн). В самом трудном 2014 году посещаемость таких заведений сократилась на 20-30%, но уже к весне 2015-го украинцы стали отходить от девальвационного шока и вернулись в рестораны, хотя цены там и выросли на 40-45%.
Многие заведения, чтобы не отпугнуть клиентов, держали старые цены до последнего, работая в ноль. «Пережидали фактор испуга», — называет эту ситуацию Ольга Насонова и уточняет, что пик роста цен пришелся на 2014 год и составил 30%.
После второго обвала гривни цены подросли еще на 10-15%. В 2016 году, хотя гривня и не падала, цены продолжали ползти вверх на 5-10% из-за роста коммунальных платежей, расходов на заработную плату и проч.
Рестораторы поняли, что в среднеценовом сегменте посетителей уже не пугают блюда за 150 грн, хотя в 2014 году порог в 100 грн переступать было бессмысленно — блюда по такой цене не покупали.
В 2015 году объем ресторанного рынка Киева вырос на 20%, до 5,6 млрд грн. Объем всего общепита Украины составил в прошлом году около 25 млрд грн.
При этом удержать маржу на докризисном уровне рестораторам не удалось: она упала на 30-40%. «Наценка (то, с чего и живет ресторан) в 2016 году она составляла 150-200% на блюда по сравнению с 250-300% до кризиса, и 270-300% на бар по сравнению с докризисными 350-400%», — говорит Ольга Насонова.
И хотя за два последних года гривневая выручка рестораторов выросла на 15-30%, прибыль, по оценке игроков рынка, упала в два раза по сравнению с 2013 годом из-за роста затрат на покупку продуктов и напитков. Кроме того, увеличился срок возврата инвестиций: если раньше проекты окупались за период от 6 месяцев до 2 лет, то сегодня этот срок составляет от 3 до 6 лет.
Арендаторы сдались
Одним из факторов подъема рынка стали договоренности рестораторов с собственниками помещений относительно арендных ставок, которые ранее были традиционно привязаны к доллару. Именно неподъемная аренда была причиной волны закрытий ресторанов в 2014 году, ведь на нее приходится пятая часть всех затрат. В ресторанном бизнесе даже существует правило: при затратах на аренду в 22% ресторан выходит в ноль, а если они выше — в конце концов он закрывается.
В 2015 году владельцы помещений (не все, но большинство) согласились снизить арендные ставки в валюте, а около 25% арендодателей даже решились зафиксировать цены в гривне или сдавали помещения за фиксированный процент от дохода.
В результате в конце лета 2015-го в спальных районах Киева можно было арендовать помещение под ресторан за $10 за 1 кв. м в месяц. В центре столицы в начале 2016 года стоимость аренды составляла в среднем $30, или 780 грн, за 1 кв. м в месяц (без учета НДС и эксплуатационных расходов). В долларовом эквиваленте это в три раза меньше, чем в докризисном 2013 году. Тогда аналогичное помещение обошлось бы в $100 за 1 кв. м, хотя в национальной валюте это все те же 800 грн.
Ресторанная оптимизация
Стараясь выжить любой ценой, рестораторы сокращали персонал: IT-специалистов, маркетологов, замдиректоров, доходило до увольнений поваров и официантов. Урезали и расходы на рекламу (хотя надо бы было наоборот, замечают эксперты), что подтолкнуло их к более активному использованию соцсетей.
Сократились также затраты на продукты и напитки. Все рестораны, которые выжили, пересмотрели свое меню и состав блюд, отказавшись от импорта (поэтому рыбы и морепродуктов в среднеценовом и нижнеценовом сегменте почти нет). Это в свою очередь привело к доминированию локальных продуктов, что подтолкнуло развитие тренда handmade: в заведениях появились свой хлеб, выпечка, варенье, кондитерка, лимонады, компоты, морсы. Собственный алкоголь и крафтовое пиво — еще один актуальный тренд из серии «дешево и эксклюзивно». Сократив до минимума закупки импортного алкоголя, рестораторы начали работать с небольшими производителями вина и пива, а также самостоятельно производить наливки и настойки.
Пышным цветом расцвели заведения, которые раньше были редкостью, — концептуальные, с выдумкой, с интересной идеей. Причем они стали появляться в формате среднеценовой и даже нижнеценовой категории. Один из таких ярких концептов реализовал владелец сети кофеен «Чашка» Игорь Сухомлин, открыв «Невинный бар», где можно утром и днем выпить кофе, а вечером — вино.
Андрей Худо и Юрко Назарук, совладельцы холдинга эмоций !Fest, увидев, что во Львове мало баров, открыли монопродуктовый барный концепт в небольшом помещении на 40 кв. м «Пьяна вишня». А в бар «В ребро», открытый Евгением Вишневским в столичном микрорайоне Оболонь, приезжают специально ради фирменных блюд, как и в «Рыбу в огне» (известного одесского ресторатора Саввы Либкина).
Однако главный тренд 2016 года можно обозначить как «вкусная еда за справедливую цену». Сегодня основная целевая аудитория ресторанов — средний класс — готова платить разумные цены за качественную еду и сервис, а вот креативный дизайн для них уже не в приоритете. Самое яркое выражение этот тренд, подсвеченный популярностью в Украине Михаила Саакашвили, получил в виде бума грузинских ресторанов, среди которых такие популярные места, как «Михо», «Чачапури», «Мама Нана», «Хачапури и вино», «Сулугуни», «У Гоги» и др. Еще одна причина их популярности в том, что грузинская кухня близка украинцам. Она простая и сытная, а для рестораторов дешевая по себестоимости.
Срок возврата инвестиций в ресторанном бизнесе увеличился с периода от 6 месяцев до 2 лет в докризисные годы до 3-6 лет сегодня
Еще одно приятное отличие 2016 года — на рынке вновь стали открываться крупные форматы. Появились новые заведения больших сетей, которые удержали свои позиции в кризис: «Портер» (на 200 мест), пиццерия il Molino, ресторан «СушиЯ». А сеть Salateira, имеющая 8 ресторанов в Киеве, девятый решила открыть в Дубае (ОАЭ). По словам генерального директора сети Евгения Рубана, сейчас они ориентированы на крупные форматы площадью 300-400 кв. м. До 2020 года сеть планирует открыть около 100 ресторанов в Украине, Сингапуре, Европе, США и Африке, в том числе и на условиях франшизы.
Все занято
В 2016 году стало ясно, что рестораторы перестали бояться инвестировать: открытие крупных форматов требовало инвестиций около $1 млн (для сравнения: в Киеве мини-заведение в микрорайоне можно открыть, стартуя с $50 тыс., в регионах — с $20 тыс.), и они их находили. Эта тенденция продолжится и в 2017 году. По прогнозам «Ресторанного консалтинга», столичный рынок может вырасти в полтора раза, до уровня докризисного 2013-го — $400 млн, или 11-12 млрд грн.
При этом в следующем году не стоит ждать такого роста числа заведений и фейерверка открытий небольших концептуальных ресторанов. Объясняется это тем, что столичные рестораторы столкнутся с дефицитом свободных помещений, подходящих для открытия заведения в центре и возле станций метро в микрорайонах. Будут открываться единичные концепты. И будет более активное развитие сетей в среднем сегменте. Будут все так же активно развиваться заведения среднеценового формата со средним чеком 200-350 грн для Киева и 100-200 грн для регионов. Такую сумму представители среднего класса готовы тратить 1-2 раза в неделю на питание вне дома.
Автор: Елена Гладских
Источник: delo.ua