Retail hacks by Arricano: Фуд-холлы в Украине – прошлое, настоящее и будущее
Анна Чуботина, директор департамента торговых площадей компании Arricano Real Estate Plc, считает, что в Украине есть потенциал для развития традиционного для других стран, и относительно нового для нашей страны, формата — фуд-холлов.
С развитием культуры еды вне дома и ростом доступности ресторанного питания, меняются требования потребителей к качеству, полезности, разнообразию и «звездности» кухни. Все это способствует дальнейшей эволюции Food&Beverage сегмента, развитию существующих форматов, их смешению.
Насыщение торговыми площадями, необходимость обновления концепций действующих проектов, городских рынков и фуд-кортов способствовали появлению фуд-холлов. Этот формат стал визитной гастрономической карточкой многих городов по всему миру. В США только до конца 2020 года количество фуд-холлов может превысить 200. Интересные проекты появляются и в Европе, и в Азии. В Украине первый фуд-холл открыт год назад в Одессе, а в ближайшее время такой проект откроется и в Киеве. По разным данным в столице в разработке находятся еще до 10 локаций.
Фуд-холл – это единое гастрономическое пространство, как правило, выполненное в одном стиле. Находится в управлении у одной компании, ресторатора или шеф-повара и объединяет разнообразные концепции. Наряду с заведениями частных предпринимателей, отдельными точками на фуд-холле могут быть представлены концепты известных рестораторов. Например, Canalla Bistro именитого шефа Ricard Camarena, отмеченного тремя звездами Michelin и тремя Redsol Suns, в гастропространстве La Platea Madrid.
Помимо расположения, для фуд-холла важно само место, которое сможет добавить позитивный сustomer experience. Часто это бывшие продуктовые рынки, но могут быть и другие объекты. Главное – архитектура, история и возможность переформатировать пространство под современные требования. Так, Time Out Market в Лиссабоне расположен в старинном 136-летнем здании Mercado da Ribeira. Foodhallen в Амстердаме – бывшее трамвайное депо, а Eataly в Турине – завод по изготовлению вермута.
Такие проекты способны ревитализировать целые города. Markthouse в Олтринчеме, открытый в старом здании рынка, стал якорем, который буквально возродил город. Благодаря успеху этого фуд-холла в городе открылись новые ритейлеры и операторы F&B, вернулись туристы. Маthallen в Осло — ядро успешного мixed-used проекта по ревитализации городской части, объединивший и архитектуру, и интересные форматы. La Platea Madrid находится в центральной части города в пешеходной доступности от основных торговых улиц города, открыт в 2014 году на месте кинотеатра. Пространство объединяет 20 кухонь на 4-х этажах, расположенных амфитеатром вокруг сцены.
Одесский городской рынок еды, открытый в здании банка: еще один пример того, как здание, его архитектура, интерьерные решения добавляют изюминку в проект, превращая его в магнит для горожан и гостей города. Kyiv Food Market будет открыт в здании постройки 1801 года в центре столицы.
Следующий этап развития фуд-холлов – открытие в торговых центрах. Инициаторами чаще выступают девелоперы, которым необходимо привлечь посетителей, выделиться из конкурентной среды, завоевать сердца и кошельки покупателей. На таких рынках как украинский, девелоперам с большой вероятностью придется взять на себя управление объектом и пройти путь от разработки концепции и привлечения операторов ресторанных проектов до управления.
Здесь вопрос не только инвестиций, но и квалификации. Будет недостаточно найти оператора и предложить ему локацию в проекте в аренду. Нужно будет разобраться в специфике ресторанного бизнеса, изучить похожие проекты в других странах и, возможно, привлечь консультантов с опытом реализации таких форматов.
Преимущества для девелопера
- Якорная функция. Фуд-холл не только генерирует трафик, но и способствует увеличению конверсии имеющегося трафика;
- Дистанцирование от конкурентов и позиционирование. Возможность экспериментировать с новыми ресторанными форматами, которые только появились или существуют в единственном варианте, позволят создать уникальное предложение и опыт;
- Лояльность. Увеличение постоянных клиентов за счет кастомизации предложения. Гостям будут предложены уникальные гастрономические форматы, которые не повторяются на фуд-кортах других торговых центров. Как следствие, будет увеличиваться длительность пребывания и частота визитов;
- Короткие договоры аренды. За счет такой гибкости формат может быстро меняться, учитывая сезонность и изменение гастрономических предпочтений, также можно экспериментировать с новыми кухнями;
- Эффективный инструмент коммуникации с поколениями Y и Z, так как им близки гибкие пространства с демократичным предложением. По сути для них фуд-холл – кулинарный коворкинг с мастер-классами, концертами, различными мероприятиями. А они — ядро наших покупателей на ближайшие годы.
Преимущества для арендатора
- Низкий порог входа, так как капитальные инвестиции в здание делает собственник проекта, а часто и передает в аренду готовую кухню со всем оборудованием – заезжай и начинай готовить;
- Короткие договоры аренды дают возможность протестировать свои идеи без больших юридических и финансовых рисков.
А для посетителей таких форматов, преимущества очевидны. У них появятся новые любимые комфортные места для встреч с родными, друзьями. Места, которые будут радовать, вдохновлять и, главное, – где будут вкусно кормить!
Читайте также —
Retail Hacks by Arricano: Як не наступити на репутаційні граблі. Кейс ДРЦ Fly Park