Ольга Шевченко, EVA: Мы не рассчитываем, что осенью ситуация восстановится
Исполнительный директор ведущей украинской сети по продаже товаров для гигиены и здоровья о развитии компании в карантин и планах на ближайшее будущее.
Сеть EVA — самый крупный игрок на рынке drogerie, включающий более 1000 магазинов в Украине. О результатах продаж в торговых центрах, изменении динамики продаж в карантин и после, а также о корректировке планов на будущее в интервью агентству Интерфакс-Украина рассказала Ольга Шевченко, исполнительный директор ООО «РУШ», развивающего национальную линию магазинов EVA. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой беседы.
О торговле в ТРЦ
В торговых центрах находится только 6% магазинов сети EVA, во время карантина часть из них была закрыта. После открытия эти магазины выходят на обычный уровень продаж медленнее всего. Падение продаж в них составляет от 5% до 50% от докарантинного уровня. При этом, чем больше ТРЦ, тем хуже ситуация. Люди попросту боятся идти в ТРЦ, рассчитанные на большой, многотысячный траффик.
Быстрее оживают и возвращаются к докарантинному уровню продаж небольшие районные торговые центры. Но на прежний уровень пока не вышел ни один магазин, который находится в ТРЦ.
В период карантина удалось договориться с ТРЦ об отмене аренды для закрытых магазинов. Однако объекты, которые продолжали работать в ТРЦ, имели настолько плохие результаты, что лучше было бы их закрыть, наверное. По таким объектам выторга не было совсем, а переговоры по снижению аренды шли очень тяжело. Но в итоге скидки получили везде, пусть и разного размера.
Сейчас похожая ситуация. Переговоры приходится вести за каждый месяц. Как правило, скидки меньше, чем размер падения продаж.
Об оптимизации в сети
Из более чем тысячи магазинов за время карантина закрыли только четыре точки, так как не смогли договориться с арендодателями. Еще несколько магазинов находится в процессе переговоров.
Никто не знает, что будет осенью, какая будет динамика падения экономики. На какой-либо рост рассчитывать не приходится. Ситуация будет либо такой же, либо будет ухудшаться.
Раз в неделю делается финансовый экспресс-прогноз по каждому магазину сети на основании динамики продаж за предыдущую неделю. Затем выделяют магазины, по которым нужно либо получить скидку, либо углублять ее. Тогда компания выходит в новый раунд переговоров с арендодателем. Пока ситуация не стабильна, это будут продолжать делать.
Компания не намерена закрывать магазины, кроме случаев, когда финансовые показатели конкретной торговой точки будут к этому подталкивать, и не удастся договориться о скидках.
О планах на будущее
В первом квартале 2020 года линия магазинов EVA открыла 29 новых магазинов, еще восемь – за время карантина. Во втором квартале темпы немного замедлились — открыли 25 магазинов. Столько же планируем открыть и в третьем квартале, что меньше, чем намечалось ранее. Тем не менее, в компании готовы «догнать» годовой план, который предусматривал открытие 150-ти магазинов, если ситуация позволит.
От количества открытий будут зависеть инвестиции в расширение. Для компании стратегически важно инвестировать в онлайн-направление, IT, логистику. Так, за счет сокращения плана открытий магазинов в третьем квартале увеличили инвестиции на реконструкцию склада интернет-магазина на площадке в Броварах.
Быстрый рост онлайн-заказов стимулировал ритейлера увеличить инвестиции и вложить дополнительно еще 27 млн грн в очередной этап расширения этого объекта, который планировали провести в следующем году. В прежних планах на 2020-й было обустроить и автоматизировать склад интернет-магазина, который должен обеспечивать 10 000 заказов в сутки. Дополнительные вложения в реконструкцию позволят повысить производительность до 20 000 заказов в сутки.
Будет ли достигнут такой уровень заказов в онлайн-магазине уже в 2020 году, пока неизвестно.
Источник: Интерфакс-Украина
Читайте также —
Стремительный рост: как линия магазинов EVA открывает по 180 магазинов в год