Роман Емец, ТРЦ Dream Town: Что ждет ритейл в 2021 году. Кроме доставки

Роман Емец, ТРЦ Dream Town: Что ждет ритейл в 2021 году. Кроме доставки

29.01.2021 08:00
  1552
rau

В своей колонке управляющий директор столичного торгово-развлекательного комплекса Dream Town Роман Емец рассуждает о том, каким выдастся 2021 год для розничной торговли и смежных отраслей, а также что может поменяться в условиях глобальной неопределенности.

Весь прошлый год мы в ритейле говорили о тотальной диджитализации сферы, но многие из нас не ожидали результатов, полученных по итогам года. По данным исследователей, в 2020-м украинцы через интернет купили товаров и услуг на 41% больше, чем годом ранее. В цифрах это 107 млрд грн против предыдущих 76 млрд грн.

Впечатляет? Конечно, да. Особенно на фоне статистик соседних стран, где скачок держится в рамках 30%. Те же исследователи увидели в Украине 50% рост онлайн-оплат картой, из них рост мгновенных оплат на маркетплейсах — 15%.

Прогнозы украинских исследователей на 2021 год — рост суммарной онлайн-торговли товарами и услугами до 137 млрд грн. Плюс такие положительные тенденции, как появление безопасных способов онлайн-оплаты на маркетплейсах, уменьшение стоимости доставки, и сокращение времени обслуживания продавцами.

Итак, зная все это, давайте спрогнозируем, чего ожидать сфере ритейла в следующем году и как подстроиться под новую реальность. Думаю, начавшийся год сулит нам развитие и заработки, а прежде – восстановление после карантинной реальности.

Рестораны

Начну с ресторанов. Уверен, в течение 2021-го, их продажи вернутся к 70-80% от объемов до COVID-19. Как по мне, несмотря на огромный урон, нанесенный заведениям во время пандемии 2020-го, текущий год сулит им больше положительного для существующих и новых форматов. Посудите сами: впервые за долгое время в этом сегменте растянулся процесс заключения сделок. Переговоры с новыми арендаторами будут вестись параллельно с возвратом сферы к «нормальности». А это значит, что расширяющиеся операторы ресторанов смогут выбирать из большого количества освободившихся площадей.

Да, общепитам придется решать операционные вопросы, например, стоит ли гоняться за моделью доставки. Уже сейчас понятно, что в таком случае заведениям придется сегментировать свой бизнес. Ведь пандемия продемонстрировала, что сбор более 30% за транзакцию, взимаемый операторами доставки, неприемлем для очень многих заведений. Переложить расходы на клиентов – не выход. Поэтому заведениям придется изучить, стоит ли осуществлять доставку самостоятельно. И стоит ли в принципе работать онлайн.

Вот живой пример. Первых посетителей нашего ТРЦ после окончания последнего локдауна я встретил именно в Пузатой Хате. Да, с окончанием пандемии рестораны, работавшие последние 9 месяцев в роли «автоматов на вынос», могут снова заполнить свои посадочные зоны! Но что, если они в то же время продолжат получать большое количество заказов на доставку?

Будут ли эти вопросы решающими для конкретного оператора, часто зависит от его месторасположения. Опыт показывает, что на протяжении всей пандемии рестораны работали лучше в районах с более высокой плотностью населения и меньшим уровнем трафика.

Магазины

За время пандемии мы увидели некое изменение покупательских привычек. И некоторые из них могут сохраниться. Например, эффективность становится превыше всего. Сейчас мы видим, что покупатели реже ходят в магазины, но их покупательские корзины стали намного больше. Я считаю, что pick-up, в частности, по-прежнему будет иметь большое значение. Это означает, что розничным магазинам и ТРЦ необходимо будет найти способ увеличить объем таких услуг, не создавая головной боли в виде перегруженных автомобилями парковок на короткий период.

А как насчет более мелких розничных продавцов? В то время как крупные сети уже присутствуют в сфере электронной коммерции, это все еще остается проблемой для небольших операторов и единичных магазинов. В 2021 году им придется выяснить, как эффективно продавать и конкурировать в интернете, а также как более эффективно управлять своими товарными остатками. Это включает в себя создание не только функциональных каналов электронной коммерции (самостоятельно или вместе с ТРЦ). Но и более похожих на Amazon, когда арендатор сможет продавать товары на электронной площадке ТРЦ.

Важно тут следующее. В предстоящем году сетям необходимо убедиться, что их каналы электронной коммерции предлагают такой же постоянный и качественный опыт, как и их магазины. Речь о качестве сервиса. Сотрудники магазина и любые «сторонние представители бренда» (курьеры, колл-центры и т.д.) должны быть на одном уровне: от политик, которые они декламируют, до фактов, которые у них под рукой, и до «языка», который они используют с покупателями. Важность этого будет увеличиваться, поэтому более, чем когда-либо, необходимо поддерживать лояльность к бренду.

И о позитивном. Выходя из первого локдауна, мы увидели демонстрацию отложенного спроса, что, похоже, служит хорошим предзнаменованием того, как могут выглядеть модели покупок и их объемы, когда COVID-19 будет взят под контроль!

Фитнес-центры и детские магазины

Наилучшие перспективы в моем понимании будут у детских магазинов и фитнес-центров. Дети, просидев на онлайн-обучении, подросли, и весной им захочется двигаться больше. Это означает, что нужно будет обновлять гардеробы. Фитнес-центры также будут фиксировать приток новых клиентов и резкий возврат существующей клиентской базы.

Новое поколение живет в двух реальностях одновременно. В таком случае задача ТРЦ дать им настроение и возможность сделать выбор в двух реальностях одновременно. Понимая и учитывая это, все мы сможем сделать скачок после пережитого в течение 2020-го.

Читайте также –

Роман Емец, Dream Town: Диджитализация в ТРЦ или как совместить «несовместимое»


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка