Ремикс тенант-микс или изменения общества, с которыми придется считаться современным ТРЦ
Управляющий директор столичного ТРЦ Dream Town Роман Емец о настоящем и будущем торгово-развлекательных центров, новых вызовах для девелоперов, необходимости адаптации и многом другом.
Читайте українською
Все чаще на профессиональных ритейл-конференциях можно услышать, что рынок ТРЦ на пороге глобальных изменений и больших вызовов, справиться с которыми смогут не все. Может быть, в этих словах есть доля правды. Но давайте подумаем, как будут выглядеть те ТРЦ, которые справятся с вызовами времени?
Возьмем перспективу ближайших 10-12 лет и сразу оговорим очевидные составляющие шоппинга. Это сам процесс и место, где вы совершаете покупки. Последние 10 – 15 лет покупатель выбирал в первую очередь МЕСТО шопинга. Помните это – «location, location, location»? Да, именно расположение играло определяющую роль в принятии решения о посещении ТРЦ.
Что выбирал посетитель дальше? Бренд! Одним нравился Gucci, другим — Guess… В случае, когда торговая марка оказывалась не важна, посетитель выбирал максимально большой ТРЦ, так как именно там он получал максимально широкий выбор. После покупок посетителям хотелось отдыха или развлечений. Иногда наоборот, посетители начинали с кино, ресторана, детских и взрослых развлекательных зон.
Да, чуть не забыл, гостю ТРЦ также было важно получить набор самых простых услуг рядом – химчистку, банк, страховую, аптеку.
Так, тем, кто управляет ТРЦ, достаточно было всего лишь соединить весь набор арендаторов для получения отличного результата. Теперь все будет немного иначе.
Пару лет назад стартаперы пришли не только в IT, но и в другие сферы нашей жизни. Например, в ТРЦ, который и находится на передовой всех изменений общества. Это означает необходимость адаптации или «подгона» тенант-микса под новые ожидания или требования потребителей.
Ведь теперь покупатель, выбирая, отталкивается не от места и всего того, о чем мы говорили выше. Он сначала выбирает товар, сервис, функцию или услугу, а уже потом место совершения покупки (офлайн или онлайн). Если это офлайн, то лишь потом покупатель решает, в каком ТРЦ.
Резюмирую, какие основные изменений ждут ТРЦ.
- Увеличение социальной функции ТРЦ. Как бы смешно это не звучало в момент, когда мы боремся с пандемией. Это ранее основным разделением на группы увлечений был спорт, кино, музыка, культура и искусство. В данный момент, с развитием технологий, спортсмен может писать музыку, планировать выпуск коллекции одежды и заботиться об окружающей среде. Например, сравните гонщиков Формулы 1 середины 90-х годов Михаэля Шумахера или Мику Хаккинена с современными Льюисом Хэмильтоном и Шарлем Леклером. Первые два — профессиональные гонщики. И точка. Вторые два гоняются, пишут музыку, участвуют в разработке новых коллекций модных домов и занимаются несколькими социальными проектами. И потребность в таком разнообразии жизни есть у каждого потребителя, если переводить мой пример на ТРЦ. Задача ТРЦ в таком случае — предоставить посетителю возможность не только пошопиться, посмотреть кино или сыграть в боулинг.
- Быстро адаптируемые помещения. Управляющие ТРЦ в последнее время все чаще наблюдают «звездные вспышки» новых арендаторов, особенно на локальных рынках. Речь о маленьких ярких проектах, стартующих часто в Instagram (идея одной кричащей надписи на футболке, худи и т.д.) и «откусывающих» достаточно хороший кусок товарооборота у больших проектов. Такие бренды-вспышки быстро разгоняются, но могут так же быстро угасать. Идеальный для таких арендаторов сюжет – это коллаборация с известным брендом. Или «коллаборация» с ТРЦ, которые могли бы предоставлять помещения с готовым «незаметным, но хорошим» ремонтом и возможностью быстро «зайти и выйти» из проекта. Это даст постоянную новизну и хороший охват в социальных медиа, позволяющий «поймать» непланируемый трафик в ТРЦ.
- Аналогичные проекты возможны в зонах фуд-корта. Да, есть традиционные киллеры категорий (McDonalds, KFC, Пузата Хата, Mafia, Salateira), но что делать, например, тому, кто решит делать пельмени с устрицами? Вполне вероятно, что будущий фуд-корт будет чем-то напоминать фестиваль уличной еды со своим набором фуд-траков, которые можно арендовать и быстро стартануть те самые пельмени с устрицами.
Если бизнес пошел, работай дальше, если нет, освободи быстро место «карамелизированным вишням с анчоусами». - Помещения с максимально возможной складской составляющий, которая способна обслуживать «доставку». В Америке и Великобритании уже сегодня ряд проектов трансформируются с ритейла на логистические составляющие. В перспективе в ТРЦ достаточно будет сделать отличную визуальную студию, которая будет максимально наглядно показывать продукт, но сам ТРЦ будет быстро этот продукт доставлять.
- И глобально городская тенденция. С учетом роста городского населения, и, как следствие, трафика, ТРЦ имеют шанс стать частью городских мини-систем. Например, находясь в Dream Town в данный момент и глядя в окно, я абсолютно четко представляю себе, как на участке между станциями метро «Оболонь», «Минская» и «Героев Днепра» можно создать дополнительные общественные пространства и разгрузить трафик, уменьшив аварийность и пробки. ТРЦ в таком случае может взять на себя функцию объекта проведения спортивных и культурных мероприятий.
Вместо вывода.
Несмотря на неопределенность, царящую на рынке, я в целом сохраняю оптимизм в отношении того, что у ТРЦ будет даже более широкий выбор арендаторов, чем сейчас. Нам просто придется под другим углом смотреть на само понятие «арендатор».
Читайте также –