Продавец света: как Эпицентр внедряет инновационный формат Студії Світла
Директор направления «Электротехника» в сети Эпицентр о внедрении нового формата shop in shop, динамике роста продаж и дальнейших планах развития направления.
Сеть торговых центров Эпицентр – безусловный лидер украинского рынка ритейла и одна из немногих украинских компаний, которая продолжает инвестировать в развитие даже в период пандемии COVID-19. Несмотря на экономический спад и всеобщую неопределенность, компания не только открывает новые торговые центры, но и реформирует действующие объекты и внедряет инновационные форматы shop in shop. Одним из таких форматов стала «Студія Світла», которую Эпицентр открыл в отделе «Электротехника». В эксклюзивном интервью для RAU руководитель направления Ангелина Бурлакова подробно рассказала о внедрении нового концепта, росте продаж в офлайн и онлайн-каналах, влиянии пандемии на бизнес и дальнейших планах развития.
– С чего начиналось направление «Электротехника» в сети Эпицентр и что оно представляет собой сегодня?
– В свое время отдел «Электротехника» начинался с трех сотрудников, которые закладывали фундамент для дальнейшего развития направления. С этого времени отдел постоянно рос и развивался, добавлялись новые товарные группы и целые категории. Сейчас в структуру направления «Электротехника» входят три крупных департамента: «Декоративное освещение», «Промышленное и садово-парковое освещение» и «Электромонтажное оборудование». Общая площадь отделов по сети торговых центров Эпицентр – около 60 000 кв. м.
– Насколько существенно повлиял на показатели вашей работы коронакризис и его последствия? Ожидаете ли падения продаж в результате новых карантинных ограничений в 2021 году?
– Мир больше не будет таким, как раньше. Пандемия COVID-19 сделала эти слова неофициальным лозунгом 2020 года, ведь коронавирус действительно заставил нас жить по новым правилам и в новой реальности. Несмотря на сложные времена, планируем сохранить положительную динамику роста в 14-15% и применять все имеющиеся инструменты для ее достижения и увеличения.
Пандемия значительно ускорила развитие украинского e-commerce. За прошлый год онлайн-продажи в отделе выросли более чем вдвое по сравнению с 2019 годом.
В период локдаунов планируем дальнейшее наращивание показателей реализации в онлайн-канале за счет расширения ассортимента, улучшения качества обслуживания покупателей и эксклюзивных предложений. Уверена, что у нас есть значительный потенциал для дальнейшего увеличения доли онлайн-торговли.
— Повлияла ли пандемия коронавируса на цепочки поставок?
– Да, пандемия внесла серьезные коррективы в процесс логистики и своевременной доставки товаров. Понимая все риски, мы своевременно начали работу по наращиванию складских запасов за счет заключения контрактов с новыми партнерами и увеличения объемов поставок от действующих. Сейчас активно нарабатываем варианты снабжения декоративного освещения из Турции и Польши. Из-за коронокризиса и удорожания логистики везти определенные группы товаров из Китая становится экономически нецелесообразным. Турецкие и польские производители уже давно хорошо себя зарекомендовали и заняли лидерские позиции на украинском рынке электромонтажного оборудования, фурнитуры. Сейчас мы видим потенциал в сотрудничестве и наращивании части в декоративном освещении. Особое внимание уделяем развитию сотрудничества с украинскими производителями, активно сотрудничаем по развитию собственных торговых марок.
— Как развиваете собственные торговые марки и какова их доля в направлении?
— Направление «Электротехника» не брендозависимое, поэтому развитие собственных торговых марок вполне логично путем увеличения эффективности бизнеса. В наш портфель СТМ входят такие торговые марки как UP!, Expert, Accento lighting и другие. В основном это товары экономсегмента, однако сейчас мы разработали и выводим еще две торговые марки, которые станут нашими первыми СТМ в ценовой категории «средний/средний плюс» — Vio Concept и Luna Home. Доля СТМ в продажах отдела составляет около 20%, однако мы видим потенциал для ее роста и развития.
– Какие категории товаров занимают наибольшую долю в продажах отдела?
– Наибольшую долю в обороте занимает департамент «Декоративное освещение» – 40%. Приблизительно четверть товарооборота приходится на товары, относящиеся к промышленному и офисному освещению. Значительную часть продаж приносит электромонтажное оборудование – 36%. Мы активно развиваем этот департамент: расширили ассортимент, добавили новые товарные группы (в том числе системы «Умный дом»), самостоятельно разработали удобную для покупателя витрину. Она позволяет прикоснуться к каждому выключателю, почувствовать текстуру поверхности, услышать звук при включении и взять необходимый товар с полки, не привлекая продавца-консультанта.
– В 2020 году вы начали развитие нового формата shop in shop – Студія Світла. Почему было принято решение провести изменения в отделе?
– В своей работе мы стараемся создавать тенденции, идти в ногу с модой и дизайном, выполнять требования покупателей и ценить простоту. Стараемся учитывать мнение потребителей, когда создаем световые решения для любых жизненных пространств. Так что наши продукты «адаптированы» под покупателей. Это касается и нашего нового формата Студія Світла, который отвечает современным тенденциям в моде и дизайне. В нем представлен максимально полный спектр декоративного освещения: классические люстры, точечные светильники, бра, торшеры, магнитные трековые системы и многое другое. При этом происходит постоянное обновление ассортимента – до 40% в год. Также в Студії Світла было разработано и внедрено новое оборудование, новые инновационные и удобные витрины. Основными идеями стали акцент на товаре, удобстве выбора и комфорте покупателей.
– Какие именно изменения вы реализовали в Студіях Світла?
– В этом проекте мы не только провели ребрендинг и внедрили новый современный дизайн интерьера, но и существенно расширили ассортимент. К примеру, зона с люстрами на многих ТЦ раньше была довольно ограничена: она занимала всего 120 кв. м площади, а ориентиром являлись товары первой цены. В новых Студіях Світла зона с люстрами занимает до 650 кв. м. На этой площади мы смогли представить совершенно новые для украинского потребителя товары, в том числе – премиум-сегмента. Также добавили возможность изготовления под заказ эксклюзивных моделей ведущих мировых брендов.
В Студії Світла теперь можно найти декоративные осветительные приборы из новых коллекций и огромный выбор моделей, форм, цветов и материалов — более 12 000 позиций.
Еще одним кардинальным отличием нового формата стало размещение товаров в зависимости от стилей: классический, модерн, модерн LED и Loft. Руководствуясь стилем интерьера дома, нашему клиенту будет легче выбрать нужную ему позицию. Кроме того, удобное и инновационное оборудование позволяет не только выгодно представить образцы освещения, но и проверить их и увидеть элементы в рабочем состоянии. Удачное сочетание цветов в оформлении стендов позволяет сосредоточить основное внимание покупателя именно на товаре, подчеркнуть индивидуальность каждого светильника.
— Новый формат разрабатывали сами или привлекали сторонних подрядчиков?
– Концепт Студії Світла был разработан нами совместно с направлением эксклюзивных концептов и развития компании. Это направление занимается созданием всех форматов shop in shop в сети Эпицентр. Считаю, что вместе нам удалось реализовать яркий формат, лучше запоминающийся потребителям. Это современное, инновационное пространство, где удобно, комфортно и уютно делать покупки. В то же время работа по усовершенствованию отдела не останавливается. К примеру, в новой Студії Світла в киевском ТЦ Эпицентр на Берковецкой недавно появилась первая в сети Студия Дизайна. Здесь покупатель может воспользоваться услугами профессиональных дизайнеров и подобрать освещение под свой проект квартиры, дома или офиса.
– Какую эффективность демонстрирует новый формат? Как после его внедрения растут продажи с квадратного метра?
— Продажи растут по-разному, в зависимости от конкретного торгового центра. Но положительную динамику мы наблюдаем после всех реформатов. В среднем обновление отдела и открытия Студії Світла позволяет нам улучшить результаты на 20-25%. Главным образом, на динамику продаж влияет изменение локации в ТЦ, расширенный ассортимент, а также более современный дизайн и навигация. Студія Світла – это удобный и понятный для потребителя формат.
— Сколько Студій Світла вы уже открыли и какие планы развития этого формата до конца года? Рассматриваете ли выведение Студій Світла за пределы сети Эпицентр?
— Мы открываем Студії Світла во всех новых и обновленных ТЦ сети Эпицентр. В сентябре в обновленном торговом центре в Днепре по ул. Бабенко, 25 открыли уже десятую Студію Світла. А совсем недавно еще один объект такого формата приступил к работе в столичном ТРЦ Blockbuster Mall. До конца этого года планируем запустить еще несколько строящихся обновленных концептов в ТЦ. Сначала хотим провести обновление всех отделов «Электротехника» внутри Эпицентра. После этого можно будет рассматривать возможность открытия локальных торговых точек небольшой площади вне Эпицентра.
– Какие ключевые задачи ставите перед собой на 2021-2022 годы?
– Мне импонирует девиз «Думай глобально, действуй локально!» Наша глобальная цель на ближайшие годы – стать еще более удобными и понятными для потребителя, чтобы вывести наши Студии Света на лидерские позиции в Украине. Для достижения этой цели продолжим обновлять отделы, работать над развитием ассортиментной матрицы, развитием онлайн-канала, улучшением сервиса и лояльности для наших покупателей, создание как отдельных страниц Студії Світла в соцсетях, так и отдельного сайта. Продолжение следует!
Читайте также —
Мебель в ДЕКОрациях: Эпицентр открыл первый концепт с готовыми решениями для дома