Ольга Шевченко, EVA: В условиях кризиса правильнее оставаться с адекватными партнерами
Исполнительный директор Линии магазинов EVA о ситуации на рынке, переговорах с арендодателями, изменении потребительских предпочтений, будущем ритейла и многом другом.
Читайте українською
Пандемия коронавируса COVID-19 и введенный из-за нее карантин сильно ударили по всей экономике Украины, но сильнее всего пострадали сферы услуг, общественного питания и розничной торговли: подавляющее большинство торговых точек закрыты, работники отправлены в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск, компании вынуждены искать резервы, чтобы выжить в условиях полного отсутствия прибыли. Учитывая это, многим кажется, что сети, продолжившие работу в соответствии с разрешением правительства – продуктовые, аптеки, продавцы товаров для гигиены и здоровья – сейчас находятся в привилегированном положении и практически не чувствуют кризиса. Так ли это, как drogerie-ритейлерам работается в условиях карантина, какие новые вызовы и задачи приходится решать, в блиц-интервью RAU рассказала исполнительный директор Линии магазинов EVA Ольга Шевченко.
— Как сейчас работает Линия магазинов EVA? Сколько торговых точек открыто?
— Самая главная новость состоит в том, что Линия магазинов EVA работает, и работает на законных основаниях. Для субъектов хозяйствования, которые реализуют средства гигиены и прочие средства, которые препятствуют распространению коронавирусной инфекции, постановлением правительства Украины №211 сделано исключение и разрешено работать. Благодаря этому решению из тысячи магазинов сети, порядка 980 наших торговых точек открыты. Но ситуация не стабильная, поскольку в разных регионах местные органы власти принимают по своему усмотрению решения относительно перечня карантинных мероприятий в разные периоды времени.
— Снизился ли товарооборот в сети? Многие говорят, что drogerie и продуктовые магазины сейчас «на коне». Так ли это?
— Нет, это совсем не так. Думаю, каждый человек это понимает на личном примере. Мы не посещаем магазины с той частотой, как делали это до карантина. Мы все находимся дома и идем за покупками лишь, когда уже не можем не идти.
В наших магазинах существенно снизилось количество покупателей. Практически не вырос и средний чек, поскольку люди покупают только самое необходимое, так что drogerie имеют ощутимое снижение товарооборота.
— Что сейчас чаще всего покупают в EVA? В условиях кризиса и опасности эпидемии какие товары вы предлагаете?
— Основное наполнение покупательских корзинок составляют товары личной гигиены и бытовой химии. Мы расширили ассортимент различных антисептиков и дезинфицирующих средств, потому что сейчас они очень необходимы. Стараемся обеспечивать наличие масок по доступной цене, ввели в ассортимент дополнительные товары, такие как термометры, например. К сожалению, законодательство не дает четкого толкования: какой ассортимент, представленный в магазинах нашего формата, относится к средствам гигиены. Это дает возможность местным органам власти по-своему интерпретировать постановление правительства о карантине и на свое же усмотрение запрещать нам торговать тем или иным ассортиментом. Например, декоративной косметикой, антиперспирантами, парфюмерией и красками для волос. Это обижает наших покупательниц, потому что в условиях, когда закрыты все салоны-парикмахерские, женщины еще больше нуждаются в средствах ухода за собой. Для нас же это потеря весомой доли выручки. Поэтому мы точно не «на коне».
— Учитывая сложившуюся ситуацию, как выстраиваете отношения с арендодателями? Удается найти компромисс?
— Тысяча магазинов сети EVA — это не только удобство для клиентов, у которых магазин рядом с домом, но и огромные торговые площади. А учитывая резкое снижение продаж, конечно, мы вынуждены договариваться с арендодателями о снижении арендных ставок на время, пока ситуация не стабилизируется. Мы не имеем возможности обеспечивать пассивный доход владельцев недвижимости за счет своих убытков. В основном удается найти компромисс.
— Приходилось ли вам закрывать торговые точки из-за жесткой позиции собственника помещения? Каким образом вы видите ситуацию win-win в данных условиях?
— Приходилось. В разных городах Украины – и в Киеве, и Одессе, в Виннице и маленьких городах. Магазины там еще не закрыты, потому что договором предусмотрен определенный период на его расторжение, но собственники уже уведомлены. Впрочем, нас это не пугает.
Мы вошли в карантин с хорошим покрытием нашими магазинами практически всех городов Украины, и не видим большой проблемы, если закроем несколько торговых точек. Значительно бОльшая проблема — остаться в партнерстве с собственниками, которые не готовы к компромиссу.
Ведь мы понимаем, что карантин закончится, а экономический кризис в стране только начинает набирать мощь. В этих условиях правильнее оставаться с партнерами, которые адекватно оценивают рыночную ситуацию.
— Что еще арендодатель и местные/государственные власти могу сделать, чтобы смягчить последствия кризиса для сегмента розничной торговли?
— От арендодателя нужно понимание того, что недвижимость сохраняется по своей сути, а чтобы сохранить бизнес, необходимо уравновешивать доходы с затратами. И если во время эпидемии вся страна перестала покупать, то нужно всем, кто в этой цепочке, снижать свои расходы по всем статьям.
Что касается государственной власти, то свои предложения по изменению законодательных норм, которые помогут розничному бизнесу преодолеть кризис, мы изложили достаточно подробно. Надеемся, что к ним прислушаются.
Читайте также –