Алексей Панасенко, Novus: Офис компании уничтожен практически полностью, он находился в ТРЦ Retroville
Операционный директор продуктового ритейлера Novus о восстановлении довоенного ассортимента, прямом импорте, потерянных магазинах и офисе, новой услуге, а также об ирпенском магазине, который продолжил работать даже во время оккупации города.
— Как изменился потребительский спрос в начале войны и сейчас?
— Война кардинально меняла ход событий несколько раз, что предусматривало оперативное реагирование и принятие ключевых решений в очень короткие сроки. Сначала мы столкнулись с ажиотажем среди покупателей. Люди пытались приобрести товары с большим запасом на будущее, полки опустошались сразу после того, как на них появлялся востребованный товар: крупы, консервация, продукты с длительным сроком хранения.
Позже мы увидели резкое падение потребительского спроса — большой процент киевлян уехали из города, а оставшиеся начали с осторожностью относиться к расходам и покупали товары первоочередной важности.
Конец апреля снова показал рост спроса, ведь жители столицы начали массово возвращаться домой. На сегодняшний день наиболее востребованной продукцией являются свежие товары. И у нас есть возможность предоставлять эти продукты нашим клиентам. Покрыть необходимую потребность в пище — это наша линия фронта, и мы ее держали и смогли удержать.
— Как решаете вопросы с организацией логистики? С какими сложностями столкнулись в этом направлении?
— События в стране спровоцировали разрыв годами отлаженных логистических цепей. В первые недели остро стояла проблема транспорта. Автомобилей просто не было налицо. Ситуацию улучшала правительственная поддержка, а также инициативы по возобновлению работы транспортных предприятий. 24/7 мы находились в поисках возможностей транспортировки продукции и оптимальных решений, позволяющих нам доставлять товары в магазины. Даже при условии, что эта логистика причиняла нам ущерб. Приоритетом оставалось обеспечение населения необходимыми товарами. Отсутствие базовых продуктов в магазинах провоцировало бы панические настроения среди украинцев. Мы не могли себе это позволить.
— Как в этих условиях происходит сотрудничество с поставщиками? Какую примерно долю ассортимента пришлось сократить или изменить?
— ответственность продуктовых ритейлеров в военный период — предоставить доступ к социально важным товарам. Но мы столкнулись с прекращением работы некоторых поставщиков и производителей, снижением их мощностей производства и, соответственно, отсутствия привычных товаров в полном объеме. Часть ассортимента вынужденно сократили. Но для того, чтобы население не испытывало дефицита привычных продуктов, Novus наладил прямой импорт. Импортные продукты разрешают поддерживать наличие востребованных товаров на полках магазинов.
— Каким образом удалось в кратчайшие сроки наладить работу прямого импорта?
– Нашим закупщикам пришлось с нуля создавали цепочки поставки товара, в том числе в совершенно новых категориях, импортом которых мы раньше не занимались. Тогда и сейчас мы продолжаем активно сотрудничать со всеми партнерами, которые имеют возможность стабильной поставки товаров, а также открыты для новых предложений. Активно ищем связи и поставщиков в регионах Украины, прежде всего, в западных областях, поскольку имеем план до конца мая выйти на показатель более 70% от довоенного ассортимента.
— Удалось ли договориться со всеми арендодателями о взаимовыгодных условиях?
— Большинство партнеров с пониманием отнеслись к нашим проблемам. Это был их вклад в наше общее дело и нашу победу. Хотя есть и настаивающие на сохранении коммерческих условий договоров, несмотря ни на военное положение, ни на то, что магазины физически не могли работать и приносили только убытки.
— Сейчас многие компании сокращают второстепенные расходы, чтобы удержать бизнес. Какие меры вы принимаете, чтобы сеть продолжала работать?
— Конечно, чтобы удержаться на плаву нам сразу пришлось включить режим строгой, но разумной экономии. Мы экономили на расходах, которые не были критическими для работы магазинов: значительно снизили энергопотребление, отключили часть освещения, отопления, сократили количество работающих холодильных камер, экономили на ремонтных работах и сервисном обслуживании. Все средства были направлены на закупку первостепенных продуктов питания и их доставку в магазины.
К сожалению, часть магазинов пришлось закрыть. В первую очередь те, которые «соседили» с другими нашими точками. При этом мы сохранили критически важные для жителей районов магазины, где они были единственным источником продуктов, даже несмотря на то, что продажи упали в несколько раз и были глубоко убыточными, такие как магазины в с.Чайки, с. С.Борщаговка, или в г. Киеве, по ул.И. Пулюя и Э. Чавдар и другие.
— Как происходит восстановление работы сети? Сколько магазинов из какого количества работает?
– Первые два месяца мы работали по сокращенному графику, нам пытались открывать максимальное количество магазинов там, где это было возможно. Каждое утро оценивали ситуацию и извещали клиентов о графике и адресах открытых магазинов на наших страницах в соцсетях. В настоящее время стабильно функционируют около 70 магазинов Novus, а также 9 Мi Маркетов. Постепенно удлиняем график работы для удобства покупателей. С конца апреля установили в большинстве магазинов время работы с 8:00 до 20:00.
— Удалось ли сохранить все магазины или часть из-за военных действий была потеряна?
– К сожалению, не обошлось без потерь. Два магазина в Буче оказались в эпицентре боевых действий и были частично разрушены. Серьезные повреждения получил один из магазинов в Ирпене. Еще два ирпинских магазина пострадали, но, несмотря на это, мы планируем в ближайшей перспективе их восстановление. Офис компании, где работали сотни наших сотрудников, практически полностью уничтожен, он находился в ТРЦ Retroville. Наш флагманский супермаркет, также работавший в торговом центре, существенно поврежден. Наголову уничтожены наши склады для охлажденных скоропортящихся товаров. А вместе с ними и товаров на 75 млн. грн. Поскольку цепочка поставки отсутствовала, это значительно усложнило работу, мы выстраивали новые пути в сверхкороткие сроки.
Но ключевая ценность – это бесспорно человеческие жизни, остальное со временем отстроим. В апреле мы уже сделали первые шаги к восстановлению – запустили работу двух новых распределительных центров, работаем над расширением и улучшением цепей снабжения, также решили трудности с транспортом.
— по человеческой жизни. Как организована работа по обеспечению безопасности работников?
— Безопасность сотрудников – одна из главных задач. Мы сокращали время работы магазинов, чтобы сотрудники могли добираться до до наступления темноты. Дополнительными мерами служили укрепленные входы и оконные проемы. Магазины, работа которых была связана с риском начала боевых действий вблизи торговой точки, закрывали.
С первого дня и по сей день наши сотрудники выходили на работу, осознавая ответственность перед голодными людьми, рассчитывающими найти в нашем магазине еду для своей семьи. Они шли пешком, приезжали на самокатах, некоторые жили в магазинах, ведь дом находится далеко от работы. Они расставались с семьями, кто родственников и детей брал с собой на работу. Они готовили, перевозили, переквалифицировались в грузчиков, пекарей, но находили способы помогать.
Несмотря на то, какую должность занимал сотрудник до войны, никто не сторонился работы и помогал там, где было нужно. Мы понимаем, что работаем с товарами первой жизненной необходимости – продуктами питания. Так что, если бы сложно не было, мы остаемся с народом, ведь кто-то должен снабжать людей продуктами. Мы чувствовали единство и знали, что вместе сильны и преодолеем все. Работники каждого магазина, склада, офиса работали и продолжают это делать слаженно. Они решительны, смелы, и являются настоящими сокровищами. Они и есть наша Украина!
— Во время оккупации Ирпеня магазин Novus продолжил свою работу. Как так сложилось и почему решили работать?
— Наш ирпинский магазин – пример самоотверженности и настоящей безграничной человеческой доброты. Некоторые работники магазина решили остаться во время оккупации. Каждый день наши отважные коллеги раздавали свежий хлеб и еду, которую готовили днем и ночью. У них была единственная цель – помочь выжить жителям этого небольшого, но устойчивого города. Для этого нужно было готовить как можно больше тех продуктов, которые остались в припасах магазина. Девушки собственноручно коптили рыбу, засолили 160 кг сельди, запекли скумбрию и даже научились производить консервы. Они собирали все силы, чтобы готовить голодным и уставшим войной людям, а также передавать еду в ирпинский госпиталь, где были ранены.
Каждый день наши работники выпекали 240 батонов, которые действительно спасали жизнь. Каждый день в 11:00 они его раздавали у рампы магазина. Во время активных боев магазин остался обесточенным. Чтобы запустить генератор и продолжать выпекать хлеб, дизельное топливо вместе свозилось отовсюду. Наша команда помогала людям всеми силами, несмотря на то, что каждый из них находился в таких же адских условиях. Они преданно работали. Не просто выполняли свой долг, а отдавали всю душу и силы от начала войны и до освобождения города.
— Уже во время войны – в апреле – Novus запустил новую для себя услугу – возможность онлайн-заказа продуктов из Novus. Почему пошли на этот шаг именно сейчас?
– Были колебания, ведь не все процессы отшлифованы. Но решили исправлять ошибки и совершенствовать сервис в процессе работы, поэтому сейчас собираем отзывы и впечатления покупателей. Вместе с тем создаем лояльные условия и стараемся завоевать доверие и любовь клиентов к нашему онлайн-направлению. Например, весь май действует бесплатная доставка товаров, цены при этом не отличаются. ются от магазина. Пока можем доставлять товары по левому берегу и в центр Киева. Равномерно планируем расширять территорию доставки.
— Несколько дней назад Novus отчитывался, что уже передали продукции более чем на 1 млн. евро для украинцев. Каким образом компания организовала это направление работы?
— С первых дней войны Novus развернул активную благотворительную деятельность, приступив к раздаче товаров первой необходимости возле магазинов. Тысячи жителей Киева могли получить продукты в нескольких районах столицы. Это было первым шагом для поддержки населения, затем объемы помощи расширялись за пределы магазинов. Мы сконцентрировали усилия именно на оставшихся в эпицентре событий людях в Украине. Более 180 000 полноценных продуктовых наборов были переданы семьям, детям, пожилым людям, лицам с инвалидностью, эвакуированным людям, приехавшим из городов с активными боевыми действиями, всем, кто находится в крайне затруднительном положении. Один такой набор, в свою очередь, это возможность жить и питаться одинокому человеку неделю. Пищевые развозят по районам столицы, территориальным центрам социального обслуживания, а также в самые отдаленные уголки Киевской области, где люди пережили оккупацию.
— Каков ваш прогноз относительно ближайшего будущего?
— Основная дилемма настоящего – неопределенность. Думаю, что столкновения с трудом неизбежны. Снижение покупательной способности, изменение потребительских предпочтений и структур продаж, потребность в мобильности и скорости реакции. Это все с чем нам предстоит научиться жить в ближайшее время. Но Украина – устойчивое государство, а его нация – непокорная. Итак, мы обязательно выстоим.
Читайте также —
Раймондас Туменас, Novus: Ми вже передали продукції більше ніж на 1 млн євро для українців