
High level: почему у потребителей выше требования к украинским брендам, чем к международным


Менеджер проектов коммерческой недвижимости Retail&Development Advisor (RDA) рассказал, как растет украинский рынок ритейла, какие торговые сети открывают больше магазинов и в чем причина увеличения арендных ставок в западных областях страны.
В ходе VII Международной специализированной выставки индустрии ритейла и коммерческой недвижимости RAU EXPO 2024, прошедшей в столице 12-13 июня, выступил менеджер проектов коммерческой недвижимости Retail&Development Advisor Олег Клопов с презентацией: «Аналитика регионального рынка коммерческой недвижимости Украины». RAU выбрала главные тезы выступления.
По итогам I квартала 2024 года количество работающих в Украине магазинов превысило довоенный показатель. Соответствующие данные RDA представила в рамках исследования украинского рынка розничной торговли в 2023-24 годах. Такой динамичный рост количества магазинов происходил с середины 2023 года и в начале 2024-го. При этом активно росли сети формата one dollar store, продуктовые ритейлеры, а также сегменты drogerie/pharmacy и fast-fashion.
Особо стоит отметить открытие международных сетей: очереди в Half Price, H&M и Zara. Почти все ТРЦ дождались возвращения любленных брендов, после которого заметили прирост трафика до 30%, особенно в первый месяц после открытия. А лидером регионального развития в Украине в этот период оказался польский бренд Sinsay, открывший уже 35 магазинов за пределами Киева.
Интересно, что наибольшая активность среди торговых сетей наблюдалась в областях с высокой концентрацией внутренне перемещенных лиц. Таким образом, ритейлеры логически реагировали на увеличение количества потребителей в регионах, а девелоперы смогли восстановить уровень арендных ставок кое-где до уровня довоенных. В областях с высоким количеством переселенцев арендные ставки в торговых центрах за год выросли до 10%, а в стрит-ритейле – до 20%.
Рост ставок в торговых центрах происходит в малых и средних форматах площадью до 200 кв. м. А большие лоты сохраняют стартовые ставки с доплатой от товарооборота.
Однако в сегменте стрит-ритейла наблюдается даже некоторый дефицит локаций, что обусловлено высокой активностью локальных торговых сетей.
В то же время в 2024 году большое количество работающих магазинов и других предприятий в Украине стало сталкиваться с негативными трендами, которые усилились из-за изменений в законодательстве и ухудшения ситуации безопасности. Среди основных проблем, которые называли предприниматели, были: безопасность бизнеса (40%), нехватка кадров (48%), нехватка энергоресурсов (67%) и рост затрат на строительство и эксплуатацию (80%).
Каждый из перечисленных факторов влияет как на девелоперов, так и на ритейлеров. Без людей нельзя открывать магазины и строить проекты. Без электроэнергии нельзя поддерживать желаемую работоспособность. А при высоких тарифах финансовые модели сокращают свою доходность. Соответственно без стабильного заработка будет падать и покупательная способность населения. К тому же угроза разрушений замедляет инвестиции и держит имеющихся владельцев бизнеса в постоянном напряжении.
В RDA считают, что в среднесрочной перспективе эти вызовы могут привести к негативным тенденциям на рынке, однако украинский ритейл уже не раз демонстрировал удивительную способность адаптироваться даже к неблагоприятным обстоятельствам.