Алексей Панасенко, Novus: Наши зафиксированные потери составляют более 500 миллионов гривен

Алексей Панасенко, Novus: Наши зафиксированные потери составляют более 500 миллионов гривен

19.08.2022 08:45
  635
Дарія Осіїк

Операционный директор Novus Алексей Панасенко в интервью агентству Интерфакс-Украина рассказал об убытках и инвестициях, обновлении работы сети, приоритетных задачах, планах развития и многом другом. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами материала.

Об инвестициях в перезапуск флагманского магазина Novus в ТРЦ Retroville

Мы инвестировали в восстановление помещения 20 млн. грн. Эта сумма не учитывает стоимость уничтоженного товара и завезенного. К моменту ракетного удара здесь было товаров на несколько десятков миллионов. Нельзя сказать, что он полностью уничтожен – часть удалось спасти, вывозили в другие магазины.

О потерях сети от агрессии России и возможном варианте их компенсации

Наши зафиксированные на сегодняшний день потери составляют около 500 млн. грн., но это не окончательная цифра. Во-первых, продолжаются военные действия. Во-вторых, с колебаниями курса и ростом цен на стройматериалы сложно прогнозировать — сколько обойдется восстановление поврежденных магазинов и их запуск. К примеру, у нас практически уничтожен магазин в Буче. Мы знаем, какую сумму потеряли, но не знаем, сколько инвестируем в восстановление и перезапуск.

Мы фиксируем убытки и расходы, верим в возможность компенсации их за счет агрессора. Мы готовы к любым форматам: как коллективному иску, так и отдельно от нашей компании.

О планах возобновить работу магазинов в Буче

В Буче у нас было несколько магазинов, все они пострадали. В магазин на Вокзальной было несколько попаданий снарядов, он пострадал от стрелкового оружия, но в общем, как говорится, «отделался легким испугом». Магазин на Киево-Мироцкой пострадал серьезно, здание нуждается в капитальном ремонте. Его общая площадь 4000 кв. м, торгового зала – 2660 кв. м. В настоящее время для этого объекта проходят тендеры среди строительных компаний. Магазин на Вокзальной планируем открыть в ближайшие несколько месяцев, на Киево-Мироцкой в ​​течение полугода.

О планах по расширению сети

Первоочередная задача – восстановить пострадавшие магазины, но мы не будем останавливать расширение сети. Но оно станет более органичным. Чаще всего сейчас реализуем проекты на площадках, договоры на которые были подписаны еще до войны. До конца года, кроме восстановленных, откроем по крайней мере один новый магазин. А именно на Троещине, по проспекту Маяковского. Это бывшая Billa, прошедшая полную реконструкцию.

У нас есть магазины в регионах – Ровно, Тернополь, Черкассы, Николаев, но мы сконцентрируемся в ближайшие годы на развитии сети, прежде всего, в столичном регионе.

О логистических объектах сети

Один из наших логистических центров в Броварах был уничтожен во время войны. Потери от уничтожения склада с скоропортящейся продукцией составили 75 млн грн.

Мы сейчас арендуем мощности и продолжаем строить наш распределительный центр площадью 40 000 кв м в рамках зеленого кредита $100 млн кредита от ЕБРР. Он будет экологически чистым, построенным по стандарту BREEAM, холодильное оборудование будет работать по высоким мировым стандартам на СО2. Мы планировали достроить его в 2022 году. Но война внесла коррективы в сроки, соответственно дата его открытия сдвигается.

Этот распределительный центр станет нашим главным и обеспечит возможности развития в целом.

Об изменениях в логистических цепочках с начала войны

С февраля логистика была перестроена уже несколько раз. Был момент, когда в Киеве все буквально остановилось. Мы работали с колес, закупщики работали практически 24 часа, искали товар, если появлялся кто-нибудь, кто был готов его привезти – товар везли именно в ту точку, на которую поставщик был согласен. Какое-то время продолжали функционировать наши склады, прежде всего холодные, мы вывозили запасы. Затем был прилет в состав в Броварах.

Параллельно мы начали выстраивать логистику из Западной Европы через запад Украины в Киев. В этом очень помог наш магазин в Тернополе, он стал в это критическое время логистическим хабом. Товар приходил из Европы, его разгружали в Тернополе, потому что в большинстве своем водители отказывались ехать в столицу. Потом уже из Тернополя по другим фурам товар везли в Киев. Это что касалось нашего импорта. Логистику с поставщиками мы перестроили в торговые точки, часть которых в столице также выполняла функции мини-логистических хабов. Поставщики были согласны везти крупные партии, условно фуру, только в одну точку разгрузки. Потому мы выстроили уже логистику внутри сети, из «хабового» магазина развозили в другие.

В настоящее время ситуация нормализовалась. Мы арендовали новые логистические центры после утраты своего. Есть сложности, связанные с дефицитом больших складских помещений, и сейчас мы работаем с шестью составами вместо двух, с которыми работали раньше. Но модель магазин-хаб осталась в прошлом.

Об изменениях доли импортных/локальных продуктов в сети

В настоящее время она возвращается на довоенный уровень. До войны доля нашего импорта составляла 7,5%, на пике в марте-апреле она выросла почти до 10%, сейчас опускается, в июне было уже 7,7%. Однако отмечу, что эта цифра не учитывает импорт овощей и фруктов, потому что мы и импортируем сами, и покупаем у поставщиков, трудно отделить долю. И не учитываются брендовые товары, поставляемые официальными дистрибьюторами, а сейчас мы вынуждены завозить самостоятельно, но понимаем, что это временная история.

Об изменениях настроений потребителей за полгода

Первые недели войны был настоящий хаос. Люди на фоне неопределенности были готовы купить все и покупали много, преобладали панические настроения. Затем ситуация стабилизировалась. Потребители увидели, что магазины продолжают работать, у них есть товар, пусть и без довоенного разнообразия, но способный обеспечить ежедневные потребности. На следующем этапе доминирующим стал фактор эвакуации людей из столицы. Значительно упали и посещаемость и средний чек. Потом, с середины мая, люди начали массово возвращаться в Киев, и ситуация в целом начала выравниваться.

По сравнению с прошлым годом количество чеков меньше на 27%. Изменилась структура покупок. Уменьшилось потребление алкоголя, это касается не только элитного, но и вообще. Значительно просела категория детских товаров более чем на 40%. Приблизительно столь же меньше купили кондитерских изделий, сильнее всего просела группа непродовольственных, сопутствующих товаров – на 46%.

Молочная категория потеряла 17%, в ней сильнее упала йогуртно-десертная группа – более 30%, но и простые продукты покупают реже: молоко снизилось на 13%.

Но есть и группы, показавшие рост. Был точечный момент ажиотажа соль/сода. Выросла бакалея, прежде всего консервы (на 11%). Крупы раскупали на 30% больше обычного в марте-апреле, затем интерес снизился, сейчас мы видим небольшой прирост в этой категории.

В общем, даже в денежном выражении наши продажи сейчас ниже на 16% за аналогичный период прошлого года.

Об уменьшении среднемесячных покупок и росте среднего чека

Число чеков упало примерно на треть. Средний чек вырос в июне на 10% в гривне, если сравнивать с прошлым годом. Но мы понимаем, что это даже не перекрывает инфляцию.

Реальный средний чек ниже прошлогоднего падает количество позиций в чеке. Частично эта ситуация объясняется наличием у людей товарных накоплений: им нужно использовать крупу и макароны, которые они купили в марте. Но основной фактор: снижение покупательной способности, и его влияние будет только усиливаться.

Читайте также — 

22 июля Novus в Retroville снова заработал, восстановившись после ракетного удара (+фото)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка