Внимание, дети: как работают детские развлекательные центры во время войны. Кейсы «Країни мрій» и Neopolis
Пандемия и начало полномасштабной войны существенно повлияли на развитие и расстановку сил на рынке детских развлекательных центров. К сожалению, большое количество локальных игроков прекратили свое существование, не выдержав вызовов и турбулентноости последних лет. Но сильные бизнесы и сетевые ДРЦ продолжают работать и даже празднуют новые открытия. RAU спросил двух заметных игроков рынка ДРЦ о том, как сейчас развивается их бизнес и какие перспективы рынка детских развлекательных центров они видят.
Директор по маркетингу сети ДРЦ «Країна мрій» Евгений Косаренко
О формате работы «Країна мрій» во время войны
Сама концепция заведения не изменилась. Как и до войны, мы ориентированы на качественные семейные развлечения и отдых всей семьей. Конечно, были введены дополнительные правила и некоторые ограничения, но мы стараемся оставаться тем островком беззаботной жизни для детей и родителей, которого так не хватает сегодня.
Об убытках и уровне посещаемости
Наши убытки трудно оценить в финансовом эквиваленте. К счастью, все наши центры находятся на подконтрольной территории, поэтому материальные активы не пострадали. Но наш главный актив — люди. Поэтому самая большая потеря — это наши сотрудники, которые выехали, сменили место жительства или пошли служить в ВСУ.
Что касается посещаемости, заведения, которые были открыты до большой войны, уже вышли на довоенные показатели и даже демонстрируют рост. А вот анализ и прогнозирование посещаемости для новых заведений несколько затруднены из-за неоднородности периодов, все же, два года карантина и полтора года войны сказываются. И если, например, два года назад май показывал один показатель относительно других месяцев, то в этом году — совсем другой.
О ценах и самых популярных услугах
Под влиянием внешних факторов нам пришлось пересмотреть ценовую политику. Цены на вход мы подняли только один раз — с 1 января 2023 года. Но даже при условии глобального подорожания всего на 20-50%, мы подняли стоимость входа в среднем лишь на 15%. Цены на кухню приходится корректировать чаще из-за очень динамичных изменений закупочных цен, логистики, наличия у поставщиков той или иной продукции.
Распределение и популярность услуг очень зависит от возраста детей и города. Например, в Киеве наибольшую выручку могут давать программы, которые вообще не продаются в Хмельницком. Но неизменной остается любовь всех наших гостей к интерактивным аттракционам.
Мы следим за трендами и внедряем то, что интересно сейчас. Совсем скоро мы анонсируем нового персонажа, который точно понравится всем нашим гостям — от Одессы до Львова.
О новых открытиях
За период полномасштабного вторжения компания выросли вдвое. Если до 24 февраля 2022 года сеть насчитывала четыре центра (Черновцы, Тернополь, Киев, Винница), то сейчас у нас уже полноценно работает восемь центров. Новые детские развлекательные центры Країна мрій появились во Львове, Хмельницком, сразу два ДРЦ в Одессе. Сейчас также строится еще один ДРЦ. В целом новые проекты работают в соответствии с плановыми показателями.
О трудностях, режиме работы и мерах безопасности во время воздушной тревоги
Одной из самых больших проблем был и остается подбор квалифицированного административного персонала. Этот вопрос мы решаем за счет обучения и наставничества внутри компании.
В первые месяцы войны были перебои с поставками некоторых групп продуктов, но поставщики очень быстро адаптировались. Также каждый бизнес ощутил на себе сложности работы во время блэкаутов осенью и зимой. Мы решили этот вопрос за счет приобретения современных генераторов. Центры сети были оборудованы источниками резервного питания и запасом топлива.
Сейчас режим работы стандартный для всех заведений. В случае объявления воздушной тревоги мы действуем согласно действующему законодательству: оповещаем гостей через внутреннее радио, прекращаем обслуживание и предлагаем пройти в укрытие.
Пока гости собираются, у выхода их уже ждет наш инструктор, который проводит их к ближайшему укрытию.
О развитии рынка детских развлекательных центров в Украине и прогноз на ближайший год
Рынок интересный, динамичный и не перенасыщенный. К сожалению, некоторые локальные ДРЦ не выдержали вызовов и прекратили свое существование. Сетевые же компании продолжают развиваться, несмотря на сложности.
Кардинальных изменений в перечне основных игроков не произошло. Но Країна Мрій — единственная сеть, которая смогла вырасти так стремительно и выйти в новые для себя регионы. Мы не планируем останавливаться, поэтому готовы бороться за те рынки, где уже представлены другие сети.
Мы прогнозируем активный рост. Это отражено и в наших планах по экспансии новых регионов. Дети нуждались и будут нуждаться в развлечениях и разрядке, а родители — в возможности подарить праздник своим детям и немного отдохнуть самим.
Украинцы снова стали планировать свое будущее, а это значит, что наших посетителей будет становиться еще больше.
Генеральный директор парка развлечений Neopolis Алина Белошкурская
О формате работы ДРЦ Країна мрій во время войны
С началом войны часть нашего коллектива ушла служить в ряды ВСУ и ТрО, мы продолжаем сохранять их рабочие места и платить налоги. Зимой, во время отключений электроэнергии, развлекательный парк был переведен в режим энергосбережения, максимально оперативно были приобретены генераторы, что позволило восстановить полноценную работу парка. В помещении и на аттракционах было заменено на LED все освещение, что позволило экономить электроэнергию. Также увеличилась социальная составляющая — мы до войны имели специальные условия для социально незащищенных слоев населения, а с началом войны начали сотрудничество с такими благотворительными инициативами как Национальная гвардия Украины, Киевский городской социальный центр, Детский реабилитационный центр психологической реабилитации «Джерело», благотворительные фонды, которые занимаются детьми, которые были под оккупацией. В трудные времена важно держаться вместе и поддерживать друг друга, а также искать нестандартные решения для развития.
Об уровне посещаемости
Neopolis возобновил работу в июне прошлого года, через четыре месяца после начала полномасштабного вторжения. С начала работы количество посетителей было очень низким по ряду причин — страх пребывания в общественных местах и уменьшение количества семей с детьми в городе, поскольку они выехали во время активной фазы вторжения. Впоследствии ситуация улучшилась. Сейчас мы видим, что количество посетителей ниже, чем было до войны, но есть положительная динамика и рост не только по посещению аттракционов, но и количества празднований детских дней рождений. Если говорить о целевой аудитории парка, то нас начали посещать больше подростков и время их пребывания в развлекательном центре увеличилось.
О ценах и самых популярных услугах
С начала войны мы не меняли цены на услуги в нашем парке развлечений, чтобы Neopolis был доступным для большего количества людей. Мы понимаем, что все родители, особенно сейчас, хотят дарить детям детство и положительные эмоции и мы стараемся им в этом помогать.
У нас традиционно, с момента открытия, есть три топовых аттракциона: самая большая американская горка под крышей в Восточной Европе, водная горка, аналогов которой нет в Украине, и пул VR-аттракционов с использованием последних мировых технологий. Также видим, что впоследствии, по количеству посещений, этот перечень дополнит наш недавно открытый (в апреле 2023 года) уникальный аттракцион аэротруба. Понимая насколько сейчас важно продолжать поддерживать экономику, уже во время войны было принято решение возобновить работы и запустить аэротрубу.
О трудностях в работе, режиме работы и мерах безопасности во время воздушной тревоги
Мы пережили сложный период блэкаута, переживаем постоянные воздушные тревоги. Для бесперебойной работы приобрели генераторы. Работаем с нашей командой для быстрой и эффективной реакции во время чрезвычайных ситуаций, например, недавно весь персонал парка прошел специальное обучение по оказанию первой домедицинской помощи. Также расширяем сотрудничество с партнерами для достижения новых целей. Мы сотрудничали с БФ «Реконструкции и развития Украины» и собирали донаты на мобильный госпиталь, с БФ «Родина — Украина», с которыми организовывали сборы на психологическую реабилитацию пострадавших детей. Сейчас разрабатываем проект с Национальной гвардией Украины, чтобы отдавать часть прибыли с нового продукта на нужды госпиталей. Мы очень мотивированы развиваться и прилагаем для этого максимум усилий, имея такую возможность, благодаря ВСУ.
Во время воздушной тревоги посетители должны пройти в ближайшее безопасное место, укрытие. С началом войны был изменен формат работы детских игровых площадок: родители теперь не могут оставлять детей в парке, а должны присутствовать в пределах парка развлечений. Для экономии времени во время воздушной тревоги было принято решение закрыть гардеробы, вместо них на территории развлекательного центра установлены закрывающиеся локеры.
О развитии рынка детских развлекательных центров в Украине и прогнозе на ближайший год
Расстановка в сил в Киеве не изменилась, коллеги в нашей отрасли продолжают работать и развиваться. Наблюдаем рост индустрии развлечений в западных регионах из-за внутренней миграции.
Сейчас довольно сложно делать какие-то прогнозы. Верим в нашу Победу, развитие Украины и, как следствие, украинского рынка ДРЦ.