Сооснователь MTI Владимир Цой в интервью Forbes о выходе в Кыргызстан, «белом» Samsung и кому выгодны посылки до 150 евро без налогов. RAU публикует главное.
Бизнесом Владимир Цой начал заниматься в 1990-е вместе с Олегом Доном и Сергеем Башлаковым. Бизнес-партнеры фокусировались на электронике и продаже обуви.
Сейчас группа MTI в Украине представлена следующими подразделениями: дистрибьюторская компания MTI hi-tech distribution, сеть сервисных центров MTI-сервис, поставщик комплекса услуг в сфере технической безопасности Техногард, fashion-платформа Intertop, компания Protoria, логистическое направление Denka Logistics и магазины ювелирных изделий Pandora. с 2006-го компания развивает бизнес Intertop в Казахстане. Также позже там открылись направления, связанные с ювелирными изделиями Pandora, и подразделение компании Техногард.
В 2023 году выручка группы составила 16,5 млрд грн, в 2024-м, по словам предпринимателя, сумма значительно не изменится.
О бизнесе группы MTI
Из-за войны трудно вообще говорить о развитии: страна потеряла часть территории, произошел отток населения, а потребительские настроения стали более негативными. Украинские бизнесы ожидали стабильности после относительно неплохого 2023 года, но реальность оказалась хуже — продажи снизились, а маржа упала. В электронике большинство продаж у нас — B2B, однако все равно конечный спрос определяет результаты.
Группа компаний MTI в 2023 году вышла на выручку 16,5 млрд грн (по подсчетам Forbes Ukraine). В 2024-м выручка осталась на уровне 2023 года, но EBITDA уменьшилась, а налоги выросли. За 2023-й мы уплатили примерно 3,2 млрд грн налогов в Украине, а за 2024-й — предварительно 3,4 млрд грн. Но, когда мы подсчитываем выручку, то плюсуем данные Украины и Казахстана. Суммарная выручка в долларовом эквиваленте — около $500 млн.
О бизнесе на две страны
Бизнес на две страны — это всегда баланс между централизацией и автономностью. Когда компания работает удаленно, важно находить равновесие: централизация помогает с оптимизацией расходов, стандартизацией процессов, безопасностью и финансовыми вопросами, но в то же время она может замедлять реакцию на изменения рынка. Человек на месте лучше видит ситуацию, чем руководство из Киева.
До полномасштабной войны наши сотрудники могли ездить в Казахстан, проводить встречи, конференции. Сейчас общение происходит почти полностью онлайн. Несколько раз нам удалось туда поехать, больше для того, чтобы показать, что мы есть, что Украина работает.
Казахстанский бизнес достаточно большой, но от выручки украинского — меньше в половину. Это полностью наша компания, без местных партнеров.
О Denka Logistics
У Denka Logistics три склада общей площадью 28 700 кв. м. Они используются не только для собственных нужд — примерно 70% площади занимает бизнес нашей группы, а 30% арендуют внешние клиенты.
Сначала в 2007 году склады строили исключительно для собственной логистики, позже — решили работать и с внешними клиентами, чтобы эффективнее использовать складские мощности.
О стратегии Intertop
Intertop всегда ассоциировался с обувью, но в последние годы бренд активно добавляет одежду и аксессуары. Постепенно растет узнаваемость Intertop как магазина не только обуви, но и одежды. Это стратегическая цель компании.
Идеальное соотношение для нас — 25% обуви и 75% одежды, поскольку рынок одежды втрое больше. Сейчас все наоборот, но мы постепенно меняем ситуацию, добавляя новые категории товаров: одежду, аксессуары, косметику, товары для дома.
E-commerce становится ключевым трендом в fashion-индустрии, и мы адаптируемся к этому. Онлайн-продажи занимают около 20%, хотя цифры могут отличаться в зависимости от методики подсчета. В разных странах потребители ведут себя по-разному: кто-то предпочитает онлайн-шопинг, а для кого-то поход в магазин — это часть социальной жизни. Поэтому важно найти баланс между этими форматами.

О планах развития группы
В прошлом году мы вышли на рынок Кыргызстана, открыв там первый магазин Pandora. Это больше тестовый проект, и пока мы не уверены, достаточно ли большие там перспективы для полноценного бизнеса, например, запуска Intertop. Кыргызстан стал логичным шагом благодаря инициативе нашего казахстанского офиса. Оказалось, что Бишкек расположен всего в двух часах езды от Алматы — даже ближе, чем, например, Полтава от Киева. Поскольку это общее экономическое пространство, барьеров для бизнеса почти нет. Открытие потребовало только юридических и бухгалтерских настроек.
Рынок Кыргызстана значительно меньше Казахстана как по количеству населения, так и по уровню доходов. Важным фактором является узнаваемость бренда. Мы решим дальнейшие шаги после анализа результатов — возможно, через полгода или год.
Что касается других рынков, пока мы только изучаем возможности. В нынешних условиях трудно принимать стратегические решения в Украине, ведь нет понимания, как будет развиваться ситуация. Мы, как и все, ждем изменений и оцениваем перспективы с осторожным оптимизмом.
О распределении ответственности с Сергеем Башлаковым
У нас есть восемь операционных компаний, каждая из которых отвечает за отдельное направление бизнеса: дистрибуцию, ритейл, логистику и так далее. Над ними стоит управляющая компания, которая занимается стратегическим управлением, контролем общих политик и поддержкой бизнесов.
Я и Сергей Башлаков работаем в управляющей компании, наша функция меняется со временем. Изначально ее создали, чтобы отойти от операционного управления, но это невозможно — бизнесов много, процессов еще больше. Поэтому мы сосредоточены на общем контроле и стратегическом управлении, а оперативные вопросы решает команда менеджеров на уровне операционных компаний.
Что касается распределения ролей, Сергей больше углубляется в детали, а я больше занимаюсь стратегией и идеями — мне это интереснее. Но все ключевые решения, особенно по инвестициям и развитию, мы принимаем вместе.
О детенизации рынка электроники
Проблема больше всего связана с Apple. Этот феномен Apple держится на двух факторах. Первый — это бренд. Второй — разница в ценах на разных рынках. Традиционно Apple сначала продает все новинки в США, и только через некоторое время стартуют продажи в Европе. Поэтому пока официальные продажи стартуют в Украине, «серый» импорт успевает занять долю рынка.
Далее добавляется еще один фактор — уклонение от уплаты налогов при импорте. Схемы ввоза товара могут быть разными: контрабанда — когда товар просто не декларируется при пересечении границы, занижение стоимости в несколько раз, или дробление оптовой партии на отдельные посылки. Последний вариант — это, в принципе, легализованная государственная схема ввоза товара без уплаты налогов, которой пользуется недобросовестный бизнес.
Что касается электроники в целом — много «серого» импорта связано с комплектующими: материнские платы, видеокарты, чипы памяти и тому подобное. Они занимают мало места, но стоят дорого.
Чтобы изменить ситуацию, одного закона недостаточно. Это комплексная проблема над тем, как завозят товар, как его продают, какая ответственность за нарушения, кто контролирует процесс и какая ответственность у контролирующих органов.
О сотрудничестве с Samsung Electronics
Samsung параллельно с нами продает свои товары через оптовый канал, в частности через Comfy, Foxtrot, Rozetka. Также у них есть интернет-магазин, через который происходит продажа товаров непосредственно конечному потребителю. Их выручка — около $500 млн, но значительная часть идет через оптовые каналы, в том числе в нашу компанию Протория.
У нас с ними партнерство по развитию партнерской сети Samsung. Своих офлайн-магазинов у них в Украине нет.
О сером рынке в ювелирной отрасли
Когда-то слышал, что по некоторым оценкам мы занимаем около 50% белого рынка. Звучит фантастически. Если бы мы действительно имели такую долю рынка, Антимонопольный комитет давно бы заинтересовался. И у нас ежедневно сидели бы их представители. Поэтому по нашим оценкам большая доля ювелирной отрасли находится в тени.
Я бы не сказал, что сейчас мы открываем много магазинов, скорее оптимизируем сеть. Где-то потеряли магазины, где-то — закрыли или ищем новые возможности. Но это зависит не только от нас. Поскольку мы партнеры глобального датского бренда, то согласовываем каждое открытие с ним. Они оценивают локацию, уровень торгового центра. Большинство новых магазинов открываем на западе Украины.

О законопроектах по налогообложению импорта до 150 евро
Законопроект важен для всего украинского бизнеса. В прошлом году из-за границы поступило 75 млн посылок, более 90% из них — стоимостью до 150 евро. Это создает неравные условия для украинских компаний по сравнению с иностранными.
Документ предусматривает аналогию механизма One Stop Shop, который работает в ЕС. Он обязывает зарубежные маркетплейсы регистрироваться в системе, автоматически начисляя им НДС и пошлину.
Европа быстро поняла, что преференции для товаров, поступающих через так называемый кроссборд, ставят местный бизнес в абсолютно невыгодное положение. Во всех странах с высоким уровнем развития экономики налоги взимаются с любой стоимости посылки. В некоторых странах дополнительно ввели специальные пошлины на товары из Китая. Из последних примеров можно вспомнить о полном запрете работы китайских маркетплейсов в США.
К большому сожалению, основными оппонентами выступают наши же почтовые операторы. Их аргумент заключается в том, что таможня не справится с увеличением количества посылок. И даже когда согласовали внесение в последний законопроект аналога One Stop Shop все равно есть попытки не допустить рассмотрения данного законопроекта даже в первом чтении.
Для запуска новой системы нужна политическая воля, голоса депутатов и решение правительства. Законодатели пока выбирают сторону почтовых операторов, а не украинского бизнеса. Хотя рынок один, а украинские почтовые службы — тоже часть украинского бизнеса.
Если закон примут, преимущество зарубежных маркетплейсов уменьшится. Потребители всегда выбирают, где дешевле. Но здесь вопрос не в цене. Государство должно защищать своих предпринимателей, которые платят налоги, поддерживают армию и экономику.
О собственном стиле лидерства и личной мотивации
Вести бизнес в Украине 30 лет — это непросто. Здесь каждые два-три года какие-то потрясения. Я мог бы спокойно жить за границей, не навредив бизнесу, но для меня важно быть рядом с командой. Это не про контроль — просто чувствую, что так должно быть. Это мое личное представление об ответственности лидера и акционера.
Что меня мотивирует? Как и любого человека — успехи компании и моих сотрудников. Также мне важно видеть результаты в социальных проектах, которыми занимаюсь, в частности в университете. У меня был особый, ни с чем не сравнимый, опыт работы в Наблюдательном совете НАУ. Очень надеюсь, что фундамент, который мы заложили в первый год работы наблюдательного совета, даст необратимые положительные изменения для этого учебного заведения.
Ну и, конечно, моя семья. Если очень устал, всегда знаю, что дома меня ждут поддержка и тепло. Это придает сил.