Must Have: разгрузочные жилеты для ВСУ, патриотический мерч и разговоры о выходе на зарубежный рынок
Основательницы бренда Must Have рассказали о деятельности сети во время войны: с первых дней вместо платьев производство перешло на шитье разгрузочных жилетов и балаклав, также компания подключилась к волонтерским инициативам.
Украинский бренд Must Have – это 1520 кв. м производства в Бердичеве, десять магазинов в Киеве и Львове, онлайн-магазин, 180 сотрудников и 12 лет на рынке. Как компания помогает ВСУ и выехавшим из опасных точек украинкам, какие тренды в одежде предпочитают клиенты сегодня и выйдет ли Must Have на зарубежный рынок — в интервью для AIN.UA поделились основательницы бренда Must Have Анна Бец и Анастасия Дзюба. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами интервью.
О планах до 24 февраля
Мы пережили ковод и хорошо завершили 2021 год. В прошлом году мы достигли показателей 2019 года и даже выросли на 36%. Поэтому в 2022 году мы планировали дальнейший рост, увеличение коллекций и расширение ассортимента. Мы не думали об открытии новых магазинов, но планировали увеличивать количество клиентов и ассортиментный ряд.
Covid и вызванный им кризис мы использовали в свою пользу: пересмотрели все существующие в компании процессы, затраты, планирование и бюджетирование.
Вообще мы делали планы на год и пять лет. А после наводнения никто этим не занимается и все стали очень гибкими. Мы и так были гибки, потому что у нас свое производство, из-за чего можем достаточно быстро реагировать на все изменения. Нам не нужно закупать коллекцию. За эти два года мы доработали все свои процессы. И 2021 год это показал, потому что мы получили гораздо лучшие результаты по рентабельности и объемам продаж.
Поэтому для нас как для бизнеса начало войны не было таким стрессом, как для нас как для людей, так и для всех украинцев.
О первых решениях
Мы позвонили по телефону HR-директору и обсудили, что делать. Поставили все на паузу, сказали, что мы пока не выходим на работу. ТРЦ начали реагировать и сообщать об остановке работы. Поэтому мы дали всем время найти безопасное место, вывезти семью. Первые четыре дня делали только поддерживающие сообщения. А уже в понедельник у нас появился первый заказ отшивать на волонтерских началах разгрузки для военных.
Нам предоставили ткань и фурнитуру. Чуть-чуть мы нашли у себя на складах. И начали выводить на работу наших портних, которые могли и хотели работать, несмотря на существующую опасность. Вышла где-то треть. Обустроили рядом бомбоубежище и начали понемногу работать.
За это время уже сшили 6000 разгрузок и продолжаем их отшивать и сейчас. Еще когда было прохладно, отшили 4000 балаклав, которые делали из ткани, которая должна была пойти на весенние женские костюмы.
О деятельности и трансформации компании в первые месяцы войны
Договорились, что будем шить для нашей армии то, что нужно. Первые две недели работали на волонтерских началах. Но понимали, что нужно хоть как-то платить сотрудникам. Начали искать партнеров и нашли фонд, который до сих пор нас поддерживает. Они ищут и доставляют нам ткань.
Также был случай, когда клиентка купила в Польше ткань за собственные средства и передала ее. Также покупали ткань на средства, собранные в социальных сетях. Но дальше решили работать при поддержке фонда.
Еще к нам начали обращаться люди с просьбой приобрести одежду: те, кто убегал от войны налегке. Поэтому мы сделали комплекты из флисовых штанов, кенгурушки и футболки и раздавали их по запросу бесплатно тем, кто нуждался в одежде. Раздали одежду на общую сумму 600 тысяч гривен.
Затем через две недели открыли шоу-рум во Львове, где также сделали стойку с одеждой, и при необходимости предоставляли такие комплекты людям, которые показывали прописку и не могли за одежду заплатить. Самые частые комментарии были “победу будем встречать в платьях Must Нave”.
Первая неделя была самой тяжелой, поскольку мы еще не знали, как реагировали, а еще и чувствовали вес ответственности перед коллективом. У нас только начался сезон, и в тот момент средств на счетах было недостаточно для выплаты заработных плат. Только потом разобрались что и как делать. Потому у нас был своеобразный рестарт бизнеса.
Первое время все было не о бизнесе, а о людях. Мы успокоились, когда в безопасности оказалась наша HR-директор, бухгалтер и остальная команда, тогда выдохнули и поняли, что со всем справимся.
О возобновлении бизнеса
Первый месяц у наших покупателей был не о шоппинге для удовлетворения, а о необходимости, поскольку многие уехали вообще без вещей. В то время мы сделали 30% скидки на всю одежду, чтобы это было доступнее людям.
В основном мы закупаем все в Турции. Иногда еще покупаем в Италии и других странах. Закупаем всего достаточно много и очень заблаговременно времени. Поэтому даже несмотря на то, что выпускаем коллекции еженедельно, есть из чего шить. Мы сделали выводы из предыдущих событий.
О продажах за границу и открытии магазина за границей
У нас есть заказы из Америки и Австралии. 90% таких заказов — украинки, которые выехали за границу и хотят там также одеваться в Must Have.
Мы говорили о возможности открытия магазина за границей. Но сейчас для этого нет ни дополнительного финансирования, ни внутреннего ресурса. Поэтому говорим об этом, но конкретных действий не предпринимаем. Сейчас наша основная цель сохранить компанию, команду и на маленьких оборотах пройти этот трудный для всех период.
О мужской коллекции и патриотическом мерч
Обе коллекции очень хорошо продаются. Это то, что сейчас нужно людям. Обычно футболки без надписей продавались гораздо лучше, а сейчас наоборот – лидируют футболки с патриотическими принтами. Такие патриотические дропы помогают поддержать свой дух, поэтому будем делать их и дальше.
А мужскую коллекцию сделали, поскольку у мужчин было очень много запросов. Наши клиентки всегда приходили на шоппинг с мужчинами, и они спрашивали, будет ли что-то им. Поэтому решили наконец-то сделать и мужской дроп. Спрос на него достаточно активен, поэтому решили уронить еще дополнительный дроп унисекс.
Еще лет пять мы хотели создать собственные вышиванки, но не решались на это. Сейчас углубились в этот вопрос. Консультируемся со знатоком вышиванок. Хотим создать сильную вещь, которая будет возвращать нас к нашим корням, которую можно будет одевать и на праздник, и просто под джинсы. Надеемся выпустить этот проект уже этим летом.
О трансформации команды
Мы все оптимизировали еще во время коронавируса. Теперь оптимизируем только свои коллекции. К примеру, в прошлом году запустили линию кашемира. Это был рискованный проект, поскольку не каждый может позволить себе свитер по цене пальто. Но у него был очень хороший результат, и в этом году мы планировали большую коллекцию одежды из кашемира. Но сейчас сократили ее до минимума, разделив все, что планировали на четыре раза. Остальное оставили на будущее.
В общем, если первые месяцы одежду покупали исключительно при необходимости, затем для поддержания духа (наши патриотические дропы), то сейчас понемногу начинают покупать одежду, чтобы потешить себя.
О шансе на прорыв для украинских брендов
Когда меняли структуры нашей летней коллекции, учитывали этот фактор. Но еще не почувствовали это. Хотя нет Zara и других известных брендов, но многие клиенты просто уехали. Осталось много мужчин, поэтому, возможно, у отечественных мужских брендов другая ситуация.
Пока у нас сезон слабый, но он проходит и это уже здорово. В этом году нашему бренду будет уже 12 лет. Мы уже пережили 2014, когда был бум на украинские бренды. Поэтому в этой ситуации смогут себя хорошо проявить маленькие бренды, потому что о них больше узнают люди.
Но мы хотим, чтобы все великие бренды вернулись. Это здоровая конкуренция. Они помогают нам держаться на достойном уровне и постоянно придумывать что-нибудь новое.
Конечно, мы можем конкурировать с украинскими брендами, и сейчас это делаем. Но мы за открытый рынок. Надеемся, что эти бренды к нам вернутся. Для этого нужно просто победить.
Читайте также —
Поліна Кошарна, Master Zoo: Більшість рішень ініціювала саме команда